Финансовый контроль РК: теория, практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

С момента обретения независимости в республике постоянно совершенствуется работа по созданию системы государственного финансового контроля, отвечающей общепринятым в мировой практике требованиям. В 2001 году Правительством была одобрена Концепция развития системы контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов, а 29 января 2002 года принят Закон "О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов". Его принятие стало основой создания правовой базы для функционирования всех органов государственного финансового контроля. Главная их задача - координация действий органов контроля по планированию, проведению ревизий и проверок и реализации материалов контрольных мероприятий. Примечательно то, что оформлено это межведомственным соглашением, и на практике оно работает лучше, нежели некоторые законодательные акты.

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность и элементы финансового контроля
1.1 Методы финансового контроля
1.2 Принципы финансового контроля
2. Анализ организации финансового контроля в РК
2.1 Анализ использования бюджетных средств за 2006-2008 год
2.2 Роль Счетного комитета в контроле за исполнением республиканского бюджета
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа фин контроль.docx

— 55.40 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Понятие, сущность и элементы  финансового контроля

1.1 Методы финансового контроля

1.2 Принципы финансового контроля

2. Анализ организации финансового  контроля в РК

2.1 Анализ использования бюджетных  средств за 2006-2008 год

2.2 Роль Счетного комитета в  контроле за исполнением республиканского бюджета

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

С момента обретения независимости  в республике постоянно совершенствуется работа по созданию системы государственного финансового контроля, отвечающей общепринятым в мировой практике требованиям. В 2001 году Правительством была одобрена Концепция развития системы контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов, а 29 января 2002 года принят Закон "О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов". Его принятие стало основой создания правовой базы для функционирования всех органов государственного финансового контроля. Главная их задача - координация действий органов контроля по планированию, проведению ревизий и проверок и реализации материалов контрольных мероприятий. Примечательно то, что оформлено это межведомственным соглашением, и на практике оно работает лучше, нежели некоторые законодательные акты.

Трудный путь экономических реформ, проводимых в нашей стране, свидетельствует  о необходимости синхронности, слаженности  в перестройке не только государственных  приоритетов в области той  или иной политики, но и управленческих функций государства, в числе  которых важное место отводится  контрольным.

Государственный контроль как один из общих и обязательных элементов  государственного управления реализуется  в различных направлениях, но от имени и в интересах государства. Государственное управление можно  рассматривать в самых разных аспектах: административном, финансовом, экологическом и т.д. Каждой из областей управления соответствует своя функция  контроля: административный, экологический и т.д. В данной работе рассматриваются особо актуальные в настоящее время вопросы финансового контроля.

Государство всегда старалось создать  эффективную систему управления финансами, и соответственно, эффективную  систему финансового контроля, так  как от этого в конечном счете зависело само его благополучие.

Целью этой работы является изучение вопросов, касающихся определения понятия  финансового контроля, раскрытии  его сущности, определение функций, а также изучение анализа организации  финансового контроля. В рамках достижения поставленной цели было решено изучить  следующие задачи: 1. Изучить теоретические  аспекты и выявить природу " финансового контроля". 2. Сказать  об актуальности проблемы " финансового контроля " в современныхусловиях; 3. Обозначить тенденции развития тематики " финансового контроля ".

4. Произвести анализ организации  финансового контроля.

5. Выявить роль Счетного комитета  по контролю за исполнением республиканского бюджета.

Работа имеет традиционную структуру  и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список. Хотелось бы отметить, что в периодической  печати очень часто выходят статьи, которые освещают практическую деятельность органов финансового контроля. Это  статьи зам.директора Департамента работы с налогоплательщиками З.Атыгаева, старшего инспектора отдела налогового аудита Налогового комитета по г. Шымкенту А.С.Раимкулова.

Сам финансовый контроль и деятельность органов финансового контроля регулируется Конституцией Республики Казахстан  от 30.08.95, Закон Республики Казахстан, от 24.12.1996 «О валютном регулировании», Положениями и т.д.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим  интересом к теме "Финансовый контроль"в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

 

1. Понятие, сущность и элементы  финансового контроля

1.1 Методы финансового контроля

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства, непременным условием нормального  функционирования экономики и финансовой системы выступает финансовый контроль. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль выступает  в качестве важного этапа управленческого  цикла, когда фактические результаты воздействия на управленческий объект сопоставляются с требованием принятых решений и нормативных предписаний, а в случае выявления их нарушений  принимаются необходимые меры по устранению подобных отклонений .

Каждой государство заинтересовано в том, чтобы все его предписания, касающиеся организаций и осуществления  финансовой деятельности, были точно  и неуклонно выполнены. Причем это  качается как собственных органов  и их должностных лиц, так и  всех других субъектов - физических и  юридических лиц, так или иначе  попадающих в сферы финансовой деятельности. Также государство заинтересовано в том, чтобы государственные  деньги тратились экономно, рационально  и эффективно. Любое государство  должно стремиться к уменьшению своих  расходов, поскольку, чем больше расходов, тем больше требуется доходов, т.е. тем больше налогов, займов, сборов и т.п. Все это, в конечном счете, ложится на плечи населения.

Государство всегда стремится уберечь  свои деньги от всякого рода хищений, а также стремиться пресечь и  такое отрицательное для себя явление, как взяточничество, с помощью  которого нечистые на руку налогоплательщики  уклоняются от уплаты налога или занижают его размер.

Поэтому наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что  финансам как экономической категории  присуще не только распределительная, но и контрольная функция. Поэтому  использование государством для  решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Иначе, финансовый контроль является важнейшим направлением финансовой деятельности государства. Более того, он пронизывает всю эту деятельность, охватывает собой каждый его элементы.

Элементы финансового контроля

Финансовый контроль представляет собой довольно сложную организационную  систему и состоит из следующих  элементов:

В своем широком значении финансовый контроль касается всех финансов, как  государственных, так и частных. Однако применительно к финансовой деятельности государства речь может  идти только о государственном финансовом контроле.

Но понятие «государственный контроль»  еще не означает, что этот контроль осуществляется только государственными финансовыми органами. За рубежом  широко используется практика, когда  государство привлекает для проведения финансовой проверки негосударственные  организации. Такой контроль даже получил  название «независимый финансовый контроль

В СССР получило широкое развитие практика создания специальных самодеятельных организаций общественности, принимающих  самое активное и непосредственное участие в осуществлении финансового  контроля. Эти организации носят  разнообразные названия: общественные и внештатные инспекции, группы общественных инспекторов, группы активистов, инспекции  общественного финансового контроля и др.

Таким образом, субъектами государственного финансового контроля выступают  непосредственно государственные  органы, наделенные соответствующими властными полномочиями, для осуществления  контроля, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по поручению  государства, чьи властные полномочия возникают на основе этого поручения. То есть для проверяемого объекта  они выступают в качестве государственного контролера.

Контроль над денежными операциями, осуществляемый негосударственными субъектами (например, бухгалтерами негосударственных  организаций), к государственному финансовому  контролю относиться не может.

Объектами государственного финансового  контроля являются лица, оказавшиеся  в сфере финансовой деятельности государства, а именно: а) государственные  органы; б) государственные юридические  лица; в) негосударственные юридические  лица; г) граждане.

Негосударственные юридические лица и граждане выступают объектом государственного финансового контроля главным образом  с точки зрения проверки выполнения ими своих финансовых обязательств перед государством, в числе которых  основное место занимают обязательства  по уплате налогов. Проверка осуществляется с позиций исполнения данными субъектами предписаний финансового законодательства, т.е. на предмет соблюдения законности.

Государственные предприятия и  учреждения проверяются на предмет  не только законности, но и рациональности расходования своих денежных средств, которые по форме собственности  всегда являются государственными, а  так же по поводу общего ведения дел с позиций их финансовой результативности.

Государственные органы проверяются  на предмет того, насколько они  правильно и эффективно выполняют  возложенные на них функции финансового  органа государства.

Предметом же государственного финансового  контроля выступает поведение объектов данного контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений.

Широта предмета финансового контроля зависит от того, кто выступает  объектом этого контроля: государственные  или негосударственные субъекты. Если объектом финансового контроля выступает негосударственная организация, то цель контроля сводится к соблюдению или своих финансовых обязательств перед государством. Вопросы хозяйственной  деятельности, рациональности и эффективности  распределения и использования  денежных средств, находящихся в  частной собственности, в качестве предмета финансового контроля не выступают.

Если же объектом финансового контроля выступают государственные предприятия  и учреждения, то предмет контроля расширяется - помимо выполнения финансовых обязательств перед государством, проверяются  также целесообразность и эффективность  денежной операции, так как государство  выступает также в качестве собственника денежных средств этих предприятий  и учреждений и заинтересовано в  том, чтобы его собственность  использовалась не только законно, но и рационально и эффективно.

Граждане выступают обычно объектом финансового контроля в качестве налогоплательщиков, т.е. предметом  этого контроля является выполнение этими гражданами своих налоговых  обязательств перед государством.

Как разнообразны участники финансовой деятельности, так и разнообразны и их финансовые обязанности. Отсюда и разнообразие объектов и предметов  финансового контроля.

Следующим элементом финансового  контроля является его цель.

В общем, и целом цель государственного финансового контроля - обеспечение  соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению, включая стадии планирования, формирования, распределения и использования  государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными  объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства.

Под принципом законности можно  понимать совокупность взаимосвязанных  социальных, политических и юридических  требований и их реализацию в жизни  общества, т.е. деятельность объектов контроля должна соответствовать нормативно-правовым катам.

Принцип целесообразности означает соответствие определенным целям, разумность, рациональность, практическую и теоретическую обоснованность, необходимость чего-либо.

Принцип эффективности можно рассматривать  с разных сторон. Так, эффективность  предусматривает:

1) оптимальное соотношение между  затратами и полезным эффектом; 2) отсутствие ненужных затрат; 3) достижение определенной цели  с минимальными затратами или  достижение наилучшего результата  с помощью строго определенного  объема ресурсов. Принцип эффективности  предусматривает разработку альтернативных  вариантов решений и отбор  из них наиболее приемлемого.  Все принципы взаимосвязаны и  границы между ними в практике  контроля условны.

Более конкретно целью финансового  контроля является:

1) выявление фактов нарушения  финансового законодательства или  некачественного исполнения участником  финансового правоотношения своих  обязанностей;

2) выявление виновных и привлечение  их к установленной законодательством  ответственности;

3) устранение нарушений финансовой  дисциплины и ликвидаций последствий  этих нарушений.

Достижение цели государственного финансового контроля обеспечивается реализацией следующих основных задач:

1) обеспечение соблюдения финансового  законодательства;

2) содействие правильной реализации  финансовыми органами своих функций,  связанных с формированием, распределением  и организацией использования  государственных денежных фондов, а также обеспечением нормального  функционирования денежной системы  государства;

3) обеспечение законного, целевого  и рационального использования  государственных денежных средств,  а также их сохранности;

4) содействие полному и своевременному  исполнению субъектами финансовых  отношений своих финансовых обязательств  перед государством;

5) устранение и предупреждение  нарушения финансовой дисциплины.

В результате реализации задач финансового  контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение установленных предписаний  и порядка формирования, распределения  и использования государственных  денежных средств, а также исполнение всеми участниками финансовых правоотношений финансовых обязательств перед государством.

Финансовые санкции могут быть: а) установлены государством в одностороннем  порядке и предусматриваться  нормативно-правовыми актами, регулирующих тот или иной вид финансовых правоотношений; б) основываться на финансово-правовом договоре.

Информация о работе Финансовый контроль РК: теория, практика