Финансовый контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование содержания финансового контроля, а так же функций и задачи органов, осуществляющие финансовый контроль в РФ.
Поставленные цели исследования определили ряд задач курсовой работы:
- определить содержание финансового контроля;
провести анализ основных элементов государственного бюджетного контроля, определяющих его особое положение в системе государственного финансового контроля, исследовать его систему;
определить задачи, функции и объем контрольных полномочий субъектов государственного финансового контроля в РФ.

Содержание

Введение 3
1. Понятие финансового контроля, его принципы и задачи 5
2. Виды финансового контроля 13
3. Сущность и органы осуществляющие финансовый контроль в РФ 19
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль в РФ.doc

— 221.00 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 

 

      Введение

 

       Многообразие  финансовых отношений, субъектом которых  выступает государство, обусловливает  широкую сферу деятельности органов  финансового контроля, реализующих  свои полномочия в бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, валютной, страховой, таможенной и иных финансовых сферах. Кроме того, финансовый контроль дифференцирован на основании принципа разделения властей: организованные исполнительной властью и ей подотчетные органы финансового контроля проводят внутренний контроль деятельности её структур, что позволяет государству контролировать свои доходы и расходы, следить за функционированием финансовой системы, а также эффективно управлять этой системой, реализуя государственную финансовую политику.

       Важнейшей же гарантией законности, экономичности и рациональности распоряжения государственными средствами является независимый от исполнительной власти (внешний по отношению к ней) финансовый контроль. В связи с этим в демократических государствах ключевая роль в организации контроля государственных доходов и расходов принадлежит именно законодательным органам.

       Актуальность  исследуемой темы определяется возрастанием социально-политической и экономической  значимости более широкого и глубокого  рассмотрения в экономической и  финансовой литературе вопросов государственного финансового контроля как главной составляющей финансового контроля со стороны государства.

     Целью данной работы является исследование содержания финансового контроля, а так же функций и задачи органов, осуществляющие финансовый контроль в РФ.

       Поставленные  цели исследования определили ряд задач  курсовой работы:

       -  определить содержание финансового  контроля;

  • провести анализ основных элементов государственного бюджетного контроля, определяющих его особое положение в системе государственного финансового контроля, исследовать его систему;
  • определить задачи, функции и объем контрольных полномочий субъектов государственного финансового контроля в РФ.

       В работе использованы законодательные  акты Российской Федерации, труды ведущих  экономистов, а также цифровой и аналитический материал Министерства финансов РФ.

 

      1. Понятие финансового контроля, его принципы и задачи

 

      В государственном регулировании  финансы и нормы права, их регулирующие, выполняют функции распределения, контроля и стимулирования. Роль финансов в воздействии на экономические процессы требует особого внимания, поскольку через финансовую систему не только осуществляется распределение (прямые связи), но и реализуется система обратной связи постоянного контроля, мониторинга (слежения) за ходом выполнения финансовых планов (бюджетов) и социально-экономических программ, их взаимоувязки по горизонтали и по вертикали в рамках всего механизма государственного управления, включая федеральный и региональный уровни, а также в отраслевом разрезе.

      Проведенный анализ показал, что государственный  финансовый контроль с позиций теоретико-правового  подхода выступает одним из важнейших  направлений реализации контрольно-надзорной  функции государства в области  финансов, при этом объектом контроля являются образование, распределение и использование фондов денежных средств во всех звеньях финансовой системы в целях реализации интересов государства в финансовой сфере. С позиций управленческого подхода государственный финансовый контроль является функцией государственного управления [24, c.40-41].

      При этом финансовый контроль заключается  в деятельности по установлению соответствия фактического состояния дел в  финансовой сфере запланированному уровню, в изучении и оценке деятельности государственных органов и должностных лиц по эффективному и законному образованию, распределению и использованию фондов денежных средств [25, c.66].

      Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных средств и государственной собственности. В настоящее время усилия органов государственного финансового контроля сосредоточены в основном на законности, и в том числе целевом характере использования бюджетных ресурсов. Однако, все чаще возникают вопросы и об эффективности использования бюджетных средств. Примером тому является изменение отношения государства к гос. корпорациям.

      Исходя  из анализа действующего законодательства и специальной литературы, можно сказать, что под государственным финансовым контролем с позиций финансово-правового подхода понимают форму реализации контрольной функции финансов, заключающуюся в деятельности компетентных государственных органов и должностных лиц по проверке законности и эффективности действий в области образования, распределения и использования фондов денежных средств государства, государственных органов, предприятий и учреждений, муниципальных образований, иных организаций, предпринимателей в целях осуществления эффективной финансовой политики, обеспечения прав и свобод граждан, а также соблюдения действующего законодательства всеми субъектами финансовых правоотношений.

      Финансовый  контроль является комплексным институтом Общей части финансового права, так как принципы, формы, методы и  институциональные механизмы государственного финансового контроля, применяемые в области всех финансовых правоотношений: бюджетных, налоговых, кредитных, расчетных, валютных и других, – практически идентичны [24, c.40-41]. Кроме того, главная цель финансово-правового регулирования всех сфер финансовой деятельности государства заключается в полноте и своевременности образования фондов денежных средств, а также в законности и рациональности их использования, что одновременно выступает главной целью финансового контроля [25, c.67].

      Отметим, что правовое регулирование отношений в сфере государственного финансового контроля представляет собой осуществляемое при помощи системы правовых средств результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного финансового контроля в Российской Федерации.

      Предметом правового регулирования государственного финансового контроля признается совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственного финансового контроля. Под механизмом правового регулирования финансового контроля следует понимать систему юридических средств, которые воздействуют на общественные отношения в сфере государственного финансового контроля, организуя их в соответствии с задачами и потребностями государства и общества. В число элементов механизма правового регулирования государственного финансового контроля входят нормы права, нормативные правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, акты применения права. Норма права, регулирующие отношения в сфере государственного финансового контроля, – это общеобязательное, формально определенное, установленное государством правило поведения участников процесса по осуществлению государственного финансового контроля, обжалованию актов органов государственного финансового контроля, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечение к ответственности за совершение финансового правонарушения.

      Контрольное правоотношение представляет собой  правовую связь между контролирующим и подконтрольным субъектами в целях создания наиболее благоприятных условий для реализации нормативных правовых предписаний в поведении, деятельности подконтрольных субъектов, обеспечения эффективности правового регулирования, восстановления состояния законности и правопорядка в случае их нарушения [25, c.69].

      Функции государственных контролеров, и особенно органов внешнего государственного финансового контроля - контрольно-счетных (счетных) палат, должны быть значительно шире и включать в себя анализ эффективности отдельных направлений государственной бюджетной политики и на его основе выработку конкретных предложений по повышению эффективности этой политики.

      Проведение  контрольных мероприятий должно быть направлено на оценку рациональности и эффективности бюджетных расходов, оценку результативности вложения средств. Выводы и предложения из результатов такого бюджетного контроля должны быть использованы в работе финансовых органов [11, c.61-62].

      С точки зрения системности процесс государственного финансового контроля включает четыре основные стадии [24, c.40-41]:

      1)  установление норм и стандартов  финансового контроля исследуемого  и проверяемого объекта контроля;

      2) сравнительная оценка фактической  деятельности объекта контроля;

      3) механизмы контроля ожидаемых  результатов и фактического состояния  объекта контроля;

      4) оценка эффективности и результативности  проводимых контрольных мероприятий.

      На  первой стадии проводится предварительный  внешний финансовый контроль объекта, включающий конкретизацию процессов подлежащих контролю, формулировка желаемых результатов контроля.

      На  второй стадии проводится оперативный  контроль, изучается деятельность объекта  контроля.

      На  третьей стадии проводится регулирующий внешний финансовый контроль, сравниваются, измеряются и оцениваются фактические и ожидаемые результаты деятельности объекта финансового контроля.

      На  четвертой стадии вырабатываются корректирующие действия, дается оценка эффективности  и результативности контрольных  мероприятий.

      Как уже отмечалось ранее, сфера финансового  контроля нуждается в обратном воздействии, что предусматривает осуществление  контроля его субъектом, имеющим  право принимать корректирующие решения в данной сфере.

      В системе внешнего государственного финансового контроля можно выделить положительную и отрицательную обратную связь.

      Отрицательная обратная связь способствует  восстановлению равновесия в системе финансового  контроля, так как при его нарушении  возникает необходимость корректировки  интенсивности внешнего и внутреннего воздействия спровоцированного изменениями в среде системы финансового контроля и постоянного мониторинга работы объекта контроля.

      Положительная обратная связь означает, что воздействие  внешних и внутренних изменений  в системе финансового контроля усиливаются, и объект контроля не реагирует на данные изменения, что в свою очередь ведет к ухудшению устойчивости объекта контроля.

     Рис. 1. Схема процесса государственного контроля в системе финансового  управления [24, c.44] 

    Обратная  связь в системе государственного финансового контроля выражается в  корректирующем действии, основанном на правовых ограничениях, постоянном мониторинге проводимых финансовых операций и влияния внешних и  внутренних факторов на изменение системы, наблюдения за происходящими процессами и немедленного реагирования на них.

    Обратная  связь в системе финансового  контроля гарантирует устойчивое равновесие проверяемых объектов и создает  условия для повышения эффективности  и результативности самого финансового контроля.

    Схематично  прямую и обратную связь в процессе проведения финансового контроля можно  представить в следующем виде (рис. 1.) [11, c.61-62].

    Таким образом, финансовый контроль может  быть охарактеризован как одна из функций финансового управления, представляющая собой систему прямой и обратной связи процессов данного управления при взаимодействии субъекта и объекта финансового контроля, где в качестве прямой связи выделяются: наблюдение и проверки функционирования управляемого объекта с целью оценки обоснованности (предварительный, оперативной и регулирующий финансовый контроль), эффективности и результативности принимаемых управленческих решений, выявления степени их реализации (последующий финансовый контроль), а в качестве обратной - обнаружение и предупреждение отклонений и неблагоприятных ситуаций на основе финансового мониторинга проводимых операций, изменений во внешней и внутренней среде объекта, правовых ограничений.

    Назначение  государственного финансового контроля заключается в  постоянном мониторинге эффективности использования государственных материальных и денежных ресурсов, установлении законности, целесообразности и экономичности финансовых и хозяйственных операций и выявлении внутренних резервов увеличения возможностей государства, проверке и оценке уровня контроля и результатов принимаемых мер государственными органами [15, c.32].

Информация о работе Финансовый контроль в РФ