Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:24, курсовая работа
Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.
Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово – хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качеств работы проверяемых организаций.
Введение.
Глава 1. Методы финансового контроля.
Глава 1.1 Элементы финансового контроля.
Глава 1.2 Принципы финансового контроля
Глава 2. Финансовый контроль в РК., Швеции и РФ.
Глава 2.1 Финансовый контроль в Швеции.
Глава 2.2 Финансовый контроль в РФ.
Заключение.
Список использованной литературы.
В соответствии с указанной моделью внутреннее регулирование и контроль состоит из 5-ти элементов:
Управление
Информация
Контрольные функции
Оценка
Контро
Существует
возможность привлечения
Также
следует отметить, что в частном
секторе уже доказана необходимость
наличия собственных инструкций
по организации внутреннего
В качестве примера можно привести имевший место факт обвинения Еврокомиссии в неэффективности и в увольнении всех ее членов в 1999 году, после чего первое, что сделал Романо Проди при создании новой Еврокомиссии, это в первую очередь организовал внутренний контрольно – ревизионный орган, второе – организовал работу Еврокомиссии в системе целей и результатов деятельности.
Также
в рамках ЕС было принято большое
количество нормативных актов, ужесточающих
требования в организации контроля.
Например, в ЕС все генеральные
директора подписывают отчеты собственноручной
подписью. В настоящее время работа
Еврокомиссии признана очень успешной
и управление средствами ЕС осуществляется
только с использованием аудиторских
технологий.
Требования
ЕС к сфере финансового
контроля.
За последние годы Евросоюз значительно ужесточил и продолжает ужесточать требования к сфере финансового контроля.
Бюджет ЕС составляет 10 000 млрд. шведских крон, 80 % средств бюджета расходуются на национальном уровне странами – членами ЕС, 20 % - на центральном уровне. Переговоры по формированию бюджета ЕС ведутся на уровне советов министров стран – членов ЕС и Европарламента – определяются рамки бюджета, потолок расходов и нормативная база по исполнению бюджета. Расходы ЕС на 50 % составляют субсидии сельскому хозяйству, 30 % - различные фонды.
При этом законодательством ЕС к управлению средствами ЕС на уровне национальных государств предъявляются очень высокие требования. Еврокомиссия несет основную ответственность за распределение и использование средств. Деятельность еврокомиссии проверяется внешним аудитором – Европейской палатой аудиторов. Отчет или аудиторское заключение лежит в основе ответственности Еврокомиссии за исполнение бюджета.
Решение
об ответственности Еврокомиссии принимается
Европарламентом. До настоящего времени
Еврокомиссия всегда получала освобождение
от ответственности от Европарламента.
Вместе с тем, не смотря на тенденцию
к уменьшению замечаний, ни одно из
аудиторских заключений о работе
Еврокомиссии без них не обходилось,
что также в значительной мере
влияет на ужесточение внутреннего
контроля. Сейчас в Еврокомиссии работают
собственные структурные
Существуют следующие требования Еврокомиссии к национальным государствам:
Сейчас Швеция удовлетворяет всем указанным выше требованиям, за исключением координации внутреннего контроля.
В ЕС рассматривается вопрос о возложении личной ответственности на министров финансов национальных государств за организацию эффективного внутреннего контроля.
Полномочия аудиторов Европалаты гораздо шире полномочий национальных аудиторов.
Еврокомиссия также определяет структуру деятельности аудита.
Первичные проверки – государственные учреждения - текущие проверки использования средств Евросоюза в рамках государственного учреждения – возложены на систему внутреннего аудита и подразумевают под собой организацию системы внутреннего контроля в рамках государственного учреждения.
Второй уровень проверок – ведомства - текущие проверки использования 5 % средств Евросоюза государственными учреждениями и проверки организации и эффективности внутреннего аудита в государственных учреждениях.
Центральный уровень проверок – независимый внешний аудитор – проверка на общенациональном уровне и представление справки в ЕС о том, что все делается в соответствии с законодательством Евросоюза.
Вместе с тем, 3 года назад Европейская палата аудиторов представила ЕС отчет по координации деятельности внутреннего контроля. В этом отчете изложена концепция одного уровня аудита, то есть центральный уровень аудита нижние уровни проверять не должен.
Швеция получает из ЕС 13 000 000 000 шведских крон.
Для
координации деятельности государственного
сектора Швеции происходят ежегодные
встречи с представителями
Глава
2.2 Финансовый контроль
в РФ.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому, помимо общих финансово – правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово – правовых институтах и закреплённые соответствующим законодательством (например, в Налоговом или Бюджетном кодексах РФ).
Государственная Дума рассматривает и утверждает отчёт об исполнении федерального бюджета, представляемый ей Правительством РФ (п. «а» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ), а также отчёты о внебюджетных государственных социальных фондах. Контрольные функции в области финансов выполняют также комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения (ч. 3 ст. 101 Конституции РФ). Особая роль среди них принадлежит Комитету Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам и Комитету Совета Федерации по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, осуществляющих контроль в этой области в целом. Финансовый контроль Совета Федерации и Государственной Думы проводится также в процессе слушаний соответствующих вопросов на их заседаниях. Так, Государственная Дума проводит слушания по вопросам формирования и исполнения федерального бюджета. Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату РФ. Состав и порядок деятельности Счётной палаты определяются федеральным законом. К ведению Государственной Думы относятся назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности заместителя Председателя счётной палаты и также половину состава её аудиторов (п. «и» ч. 1 ст. 102 и п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции РФ).
Счётная палата Российской
В рамках банковской системы Счётная палата осуществляет контроль за: деятельностью Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений, других банков и кредитно – финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета; деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации (ст. 16 и 19 Закона).
Государственный финансовый контроль (далее - финансовый контроль) является функцией управления производительными силами и производственными отношениями. Он состоит из двух этапов: описательного, связанного со сбором фактов и их первоначальной группировкой, и логико-аналитического, представляющего качественный анализ фактов и сочетающий качественные и количественные меметоды познания. Следовательно, финансовый контроль включает в себя, с одной стороны, факты и данные опыта, а с другой определенную систему знаний - теорию.
Факты составляют реальную основу выводов и заключений финансового контроля, но без систематизации и обобщений, логического осмысления контроль существовать не может, так как в нем не будет общественной потребности. Факты становятся составной частью научных и практических знаний лишь тогда, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде, являясь основанием и подтверждением законов действительности. Законы и факты в финансовом контроле получают определенную интерпретацию и служат базой для управления экономикой при условии, когда они обобщены в теории.
В
основе функции финансового контроля
находится процесс изучения определенного
объекта (предмета или явления) с
целью установления закономерностей
его возникновения, развития и преобразования
в интересах рационального
Финансовый
контроль, подобно любой экономической
науке, изучает проблемы расширенного
воспроизводства общественно
Таким образом, финансовый контроль в своем развитии интегрируется с другими функциональными экономическими науками.
В
процессе взаимодействия наук достижения
одних наук изучаются методом
и средствами других. Потоки информации
ряда наук перерабатываются одной наукой.
Например, информация о развитии экономики
обобщается статистикой, хотя эти информационные
потоки образовались в процессе взаимодействия
и влияния на хозяйственные процессы
планирования, бухгалтерского учета, контроля
и анализа хозяйственной
Таким образом, финансовый контроль, используя экономическую теорию, выполняет жизненно важную роль в обеспечении практическими рекомендациями систем управления производством, распределением и потреблением. Выявляя диспропорции и негативные явления в обществе, он способствует их устранению и предупреждению повторения, рациональной организации производственных отношений и оптимальному использованию производительных сил.
Финансовый контроль выполняет конкретные функции экономической науки:
познавательную - выявляет факторы, отрицательно влияющие на развитие производительных сил и производственных отношений, с целью их регулирования;
практическую - обеспечивает управление экономикой конкретными методами в части рационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Отсюда финансовый контроль как наука интегрирует различные качества экономических наук и является непосредственной производительной силой.
В практической деятельности финансовый контроль может быть классифицирован по следующим признакам:
контроль на уровне верховной власти, т.е. по показателям, отражающим динамику производства и потребления в стране и уровень благосостояния народа, уровень экономической безопасности государства;
контроль на уровне центральной исполнительной власти (по показателям, данным в предыдущем параграфе);
контроль
на уровне отрасли - здесь система
показателей центральной