Финансовый контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 13:46, реферат

Описание работы

Целью работы является исследование содержания категории финансовый контроль, его задач и принципов. Первая часть работы наиболее полно отражает эту задачу. Во второй части мы постарались раскрыть формы, методы, и виды финансового контроля, а так же обратили внимание на специфику и функции органов, которые осуществляют этот контроль.

Содержание

Введение

Часть 1. Сущность финансового контроля

Часть 2. Органы, осуществляющие финансовый контроль, их функции и задачи

2.1 Органы, осуществляющие финансовый контроль, их функции и задачи

2.2 Сравнительная характеристика внутрифирменного и внешнего финансового контроля

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Финансы тру.docx

— 43.14 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

Часть 1. Сущность финансового контроля

Часть 2. Органы, осуществляющие финансовый контроль, их функции и задачи

2.1 Органы, осуществляющие финансовый контроль, их функции и задачи

2.2 Сравнительная  характеристика внутрифирменного  и внешнего финансового контроля

Заключение

Список  литературы

 

      Введение

 

     Тема  финансового контроля на первый взгляд проста, но сложность ее заключается  на наш взгляд в том, что это очень емкая тема, поэтому важно выделить основное, но подойти при этом, к рассмотрению финансового контроля, не только через определение термина и назначения, а показать как финансовый контроль получает свое оформление в конкретных формах и органах, которые его осуществляют.

     Целью работы является исследование содержания категории финансовый контроль, его задач и принципов. Первая часть работы наиболее полно отражает эту задачу. Во второй части мы постарались раскрыть формы, методы, и виды финансового контроля, а так же обратили внимание на специфику и функции органов, которые осуществляют этот контроль.

 

     Финансовый  контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

     Финансовый  контроль, как особая область контроля, связанная с использованием стоимостных категорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевую направленность.

     Объектом  финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства.

     Непосредственным  предметом проверок выступают финансовые (стоимостные) показатели – прибыль, доходы, НДС, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные  цели и фонды. Эти показатели имеют  синтетический характер, поэтому  контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны  производственной, хозяйственной и  коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а так же механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

     Сферой  финансового контроля являются почти  все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях  и без них (бартер). При этом исходят  из положения о невозможности  исключения прямой или опосредованной взаимосвязи формирования и использования  финансовых ресурсов, фондов денежных средств с любыми видами деятельности или бездействия. Контролю подлежат не только плохо работающие организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.

     Цель  финансового контроля – устранение или предотвращение ошибок в деятельности субъекта или улучшение её. 
 

     Финансовый  контроль включает проверку:

    • соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового национального продукта и национального дохода;
    • составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);
    • финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а так же налоговый контроль.

     Перед финансовым контролем  стоят задачи:

    • содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
    • обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
    • выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
    • содействию рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а так же правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности;
    • обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов, в том числе и в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам, в том числе и по валютным операциям.

     Финансовый  контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и  финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины. Экономические меры воздействия проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению.

     Организация финансового контроля осуществляется в соответствии с принципами:

    • всеобщности;
    • универсальности (заключается в однотипности приемов контроля);
    • гласности;
    • достоверности, т.е. контроль должен опираться на правдивые данные о составлении финансового документа;
    • действенности, т.е. по результатам проверки должны приниматься определенные решения.

     Виды  финансового контроля

     В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:

     - государственный;

     - внутрихозяйственный;

     - общественный;

     - независимый (аудиторский) финансовый контроль.

     Главная задача государственного финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины.

     Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений. Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

     Общественный  финансовый контроль выполняют группы, специалисты на добровольной и безвозмездной  основах.

     Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.

     По  формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

     По  методам проведения, т.е. приемам и способам его проведения различают проверки, обследования, анализ, ревизии.

 

Виды  финансового контроля:

  1. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации 
    Состав органов финансового контроля определяется структурой и составом финансового аппарата, который, в свою очередь, определяется государственным устройством и функциями отдельных государственных органов, закрепленными в Конституции государства   
    Существует государственный и негосударственный контроль.  
    Государственный финансовый контроль – это контроль, осуществляемый органами государственной власти в соответствии с законодательно наделенными полномочиями. Государственный финансовый контроль осуществляется, прежде всего, за финансовой деятельностью органов исполнительной власти. Он предусматривает правовое регулирование финансовых отношений в Российской Федерации, прежде всего, охватывает контроль бюджетных правоотношений. Органами государственного финансового контроля выступают специальные подразделения Администрации Президента, Совета Федерации, Правительства РФ, а также соответствующие структуры представительных и исполнительных органов субъектов Федерации.

    Негосударственный финансовый контроль:

    • внутрифирменным контролем;
    • контролем со стороны коммерческих банков за организациями;
    • независимым аудиторским контролем.

Конечные цели всех видов финансового контроля едины и заключаются в обеспечении  соблюдения финансовой дисциплины, повышении  эффективности распределения и  использования финансовых ресурсов. В то же время задачи и, соответственно, функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

  1. Внутрифирменный (корпоративный) контроль 
    Финансовый контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и дочерних предприятий. 
    Службы внутреннего контроля следят за эффективностью и целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия. 
    Внутрифирменный контроль можно разделить на оперативный (текущий) и стратегический. 
    Оперативный производится главным бухгалтером в процессе повседневной хозяйственно-финансовой деятельности с помощью четкой организации бухгалтерского учета и контроля за движением денежных средств. Подпись главного бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства. 
    Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию финансовых ресурсов и вложению капитала, обеспечивающих экономическую эффективность и максимализацию прибыли. Контроль может быть произведен и при участии привлеченных со стороны специалистов – по инициативе руководства предприятия или его собственников – учредителей и акционеров.
  2. Аудиторский (независимый) контроль 
    Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов на договорной основе. 
     Основные задачи аудиторского контроля - установление достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации, проверка платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств проверяемых экономических субъектов. 
    Различают четыре варианта заключения аудиторов:
    • заключение без замечаний — аудитор подтверждает достоверность показателей финансовой и бухгалтерской отчетности;
    • заключение с замечаниями (оговорками), свидетельствующее об общем положительном мнении аудитора о достоверности отчетности, но о наличии отдельных упущений, которые указаны в аналитическом разделе;
    • отрицательное заключение составляется в тех случаях, когда, по мнению аудитора, бухгалтерский учет на предприятии не соответствует требованиям законодательства, а финансовая отчетность недостоверна и не дает представления о реальном состоянии финансов;
    • заключение не составляется в том случае, если аудитору не была предоставлена возможность получить необходимую информацию о проверяемом объекте. 
       

Формы и методы финансового  контроля

Существуют различные  формы финансового контроля, которые  можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль) и т.п.

Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом:

  • предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;
  • текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов;
  • последующий контроль – это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.

Информация о работе Финансовый контроль в РФ