Финансовый контроль в РК, РФ и Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.

Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово – хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качеств работы проверяемых организаций.

Содержание

Введение.


Глава 1. Методы финансового контроля.

Глава 1.1 Элементы финансового контроля.

Глава 1.2 Принципы финансового контроля


Глава 2. Финансовый контроль в РК., Швеции и РФ.

Глава 2.1 Финансовый контроль в Швеции.

Глава 2.2 Финансовый контроль в РФ.


Заключение.


Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль В РФ, РК и Швеции..docx

— 70.56 Кб (Скачать)

      Глава 1.2 Принципы финансового  контроля 

      Это следующие принципы:

      1) принцип независимости;

      2) принцип гласности;

      3) принцип законности;

      4) принцип объективности;

      5) принцип ответственности;

      6) принцип сбалансированности;

      7) принцип системности.

      1. Принцип независимости

      Органы  финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют, а так же от лица, тем или иным образом связанных с проверяемыми. Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем деятельность органов финансового контроля.

      Независимость также характеризуется четкостью  и адекватностью формально определенных прав и обязанностей. Она позволяет  государственным контролерам работать с высокой степенью автономии  и инициативы, выдавать объективные  заключения. При этом каждый государственный  контролер должен быть независим  в своих суждениях от коллег, включая  начальство. Важной гарантией независимости  государственных финансовых контролеров  должны быть достаточно высокие должностные  оклады, соответствующее соцобеспечение, гарантии правового статуса, меры государственной  защиты, компенсации и т.п.

      Фактором  независимости являются также, и  источники финансирования органов  финансового контроля: финансирование системы должно быть бюджетным и  выделяться отдельной строкой.

      Среди специалистов распространена точка  зрения, что суть независимости органа финансового контроля выражена в  его праве самостоятельно определять:

      а) предмет своей контрольной деятельности;

      б) методы контроля;

      в) содержание и формы отчетов. При  этом не исключена возможность запросов на проведение контроля со стороны  других органов.

      2. Принцип гласности

      Гласность финансового контроля - необходимый  атрибут современного демократического общества, так как контроль информирует общественность о реальном положении дел в государственном управлении. Принцип гласности предусматривает открытость деятельности органа финансового контроля, доступность каждого гражданина к информации о результатах контрольной деятельности. Необходимо публиковать в прессе не только отчетные материалы по результатам проверок, но и официальные ответы органов исполнительной власти на выводы контролеров, в том числе с указанием принятых мер по устранению нарушений. Так же необходима тесная связь органов контроля со средствами массовой информации (радио, телевидение и т.д.) для обнародования контрольных материалов. Все это заставит нарушителей держать ответ не только перед правоохранительными органами, но и перед всем обществом, покажет перед всеми их неблагонадежность, подорвет их репутацию. Нужно отметить также, что обнародование результатов контроля будет способствовать формированию устойчивого мнения в обществе о его пользе и необходимости.

      3. Принцип законности

      Принцип законности предусматривает следующее:

      - качество нормативно-законодательной  базы государственного финансового  контроля и законодательства  Республики Казахстан в целом,  т.е. его соответствие целям  общественного развития, укрепления  и наращивания государственной  финансовой базы;

      - соблюдение норм права органами  финансового контроля, их представителями,  а также всеми организациями,  имеющими с ними правоотношения.

      В целом законность государственного финансового контроля понятие системное, охватывающее как государственных  контролеров, так и контролируемых.

      4. Принцип объективности.

      Выводы  контролеров, а также их подхода  к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость или предрасположенность. Так, планирование контрольных мероприятий и их проведение должны исключать какую-либо предубежденность об изначальном наличии негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов.

      Выводы  по результатам проверок также должны быть беспристрастны, обоснованы и  подтверждены соответствующими данными, материалами, содержащими качественную информацию.

      При этом о качестве информации можно  судить по следующим критериям: необходимость, достаточность, истинность, своевременность, аналитичность, организованность.

      5. Принцип ответственности

      Этот  принцип можно рассмотреть в  двух аспектах:

      а) ответственность контролеров;

      б) ответственность контролируемых.

      - Ответственность контролеров.

      Каждый  субъект за ненадлежащее выполнение возложенных на него контрольных  функций и задач должен нести  ответственность (административную, дисциплинарную и т.д.). Ответственность должна быть установлена за выполнение каждой контрольной  функции, ясно очерченной и официально закрепленной за конкретным субъектом. Иначе субъект не будет в должной  мере осуществлять контроль.

      Ответственность государственных контролеров имеет  первостепенное значение, так как  от их работы, их выводов по большому счету зависит государственная  экономическая безопасность и общественное благосостояние в целом.

      - Ответственность контролируемых.

      Должны  быть установлены виновники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной государственной собственностью, они  должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени влияния допущенных ими незаконных действий для государственных финансов.

      6. Принцип сбалансированности

      Этот  принцип неразрывно связан с принципом  ответственности. Сбалансированность означает, что субъекту контроля нельзя предписывать контрольные функции, не обеспеченные средствами для их выполнения. Точно также не должно быть средств, не связанных той или  иной функцией. Или другими словами, при определении обязанностей субъекта контроля должен быть определен соответствующий  объем прав и возможностей, и наоборот.

      7. Принцип системности

      Предполагает  наличие системы органов государственного финансового контроля. Но системообразующий элемент может быть и не один, т.е. система необязательно подразумевается как единая иерархическая конструкция подчиненности. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, образуемых по линии ветвей власти.

      Все принципы взаимосвязаны, порядок их сочетания зависит от конкретных обстоятельств.

      В процессе осуществления финансового  контроля возникает особая разновидность  финансовых правоотношений - финансово-контрольных.

      Сторонами этого правоотношения выступают  субъект контроля и объект контроля. Субъект контроля - это финансово-контрольный  орган, представляющий в этом правоотношении государство. Наиболее типичными субъектами контроля являются специализированные органы финансового контроля. В качестве объекта контроля выступают государственные  органы, юридические лица, граждане. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Финансовый контроль в РК., Швеции и РФ. 

      Анализ  использования бюджетных средств  за 2008-2010 год. 

      Таблица 1 - Показатели исполнения основных параметров республиканского бюджета за 2008 год, млрд. тенге  

    Утвержд. бюджет Уточнен. бюджет Скоррект. бюджет Кассовое  испол. % исполнения  к
утвер.  уточ. скор.
Доходы

отклонение*:

в млрд. тенге

в %

Налоговые поступления

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Неналоговые поступления

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Затраты

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Бюджетные кредиты

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Приобретение  фин.активов

отклонение:

в млрд. тенге

в %

Дефицит бюджета

Остаток бюджетных  средств на конец года

1468,2 

379,0

26,0

1302,9 

364,9

28,0

37,7 

11,5

30,5

1476,2 

210,1

14,2

38,2 

-1,3

-3,4 

91,2 

12,3

13,5

-113,7

1510,3 

336,9

22,3

1266,7 

401,1

31,7

39,3 

9,9

25,2

1518,8 

167,5

11,0

37,9 

-1,0

-2,6 

103,5 
 
 

-126,2

1682,9 

164,3

10,0

1439,3 

228,5

15,9

39,3 

9,9

25,2

1703,9 

-17,6

-1,0

37,9 

-1,0

-2,6 

103,5 
 
 

-126,2

1847,2 
 
 

1667,8 
 
 

49,2 
 
 

1686,3 
 
 

36,9 
 
 
 

103,5 
 

54,7

151,0

125,8 
 
 

128,0 
 
 

130,5 
 
 

114,2 
 
 

96,6 
 
 
 

113,5

122,3 
 
 

131,7 
 
 

125,2 
 
 

111,0 
 
 

97,4 
 
 
 

100,0

109,8 
 
 

115,9 
 
 

125,2 
 
 

98,9 
 
 

97,4 
 
 
 

100,0

      * - Отклонение кассового исполнения  соответственно от утвержденного,  уточненного и скорректированного  бюджета.

      Как видно из таблицы 1, в процессе исполнения республиканского бюджета за 2008 год Парламентом Республики Казахстан уточнены и Правительством Республики Казахстан неоднократно корректировались основные его параметры. Так, при уточнении бюджета доходы были увеличены на 42,1 млрд. тенге, а налоговые поступления – уменьшены на 36,2 млрд. тенге. В последующем, Правительством в результате корректировок доходы увеличены на 214,7 млрд. тенге, а налоговые поступления – на 136,4 млрд. тенге. Кассовое исполнение доходов республиканского бюджета превысило утвержденные и уточненные показатели соответственно на 26,0% и 22,3 процента.

      Затраты республиканского бюджета за 2008 год в процессе уточнения были увеличены на 42,6 млрд. тенге и составили 1518,8 млрд. тенге, против 1476,2 млрд. тенге, а расходы на приобретение финансовых активов – на 12,3 млрд. тенге и составили 103,5 млрд. тенге. В свою очередь, Правительством в течение отчетного года были внесены изменения к уточненному показателю и в результате затраты увеличены на 185,1 млрд. тенге и составили 1703,9 млрд. тенге. Фактическое исполнение затрат составило 1686,3 млрд. тенге, или 111,0% к уточненному назначению и 98,9% - к скорректированному показателю.

      Дефицит республиканского бюджета в процессе уточнения был увеличен на 12,5 млрд. тенге и составил 126,2 млрд. тенге. Фактически республиканский бюджет исполнен с профицитом на сумму 54,7 млрд. тенге. В 2008 году для финансирования дефицита бюджета были привлечены внешние и внутренние займы. При этом сумма внутренних заемных средств составила 167,6 млрд. тенге, из них 83,7 млрд. тенге были направлены на погашение основного долга по государственным ценным бумагам, а 83,9 млрд. тенге остались неиспользованными. В результате на 1 января 2009 года свободный остаток средств республиканского бюджета составил 151,0 млрд. тенге и по сравнению с 2008 годом увеличился в 12 раз. По оценке Счетного комитета, это привело к упущенным возможностям дополнительного роста экономики республики, которые, с учетом мультипликативного эффекта, превысили 200 млрд. тенге.

      Погрешности макроэкономического прогнозирования  оказали значительное влияние на налоговые поступления в республиканский  бюджет, в доходной части которого их доля в 2008 году составила 90,2 процента. При этом основным фактором, повлиявшим на увеличение налоговых сборов, явился рост цен на нефть. В отчетном году цены на нефть по сравнению с 2007 годом увеличились на 20,2 процента.

Информация о работе Финансовый контроль в РК, РФ и Швеции