Финансовый контроль в РК, РФ и Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.

Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово – хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качеств работы проверяемых организаций.

Содержание

Введение.


Глава 1. Методы финансового контроля.

Глава 1.1 Элементы финансового контроля.

Глава 1.2 Принципы финансового контроля


Глава 2. Финансовый контроль в РК., Швеции и РФ.

Глава 2.1 Финансовый контроль в Швеции.

Глава 2.2 Финансовый контроль в РФ.


Заключение.


Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Финансовый контроль В РФ, РК и Швеции..docx

— 70.56 Кб (Скачать)

      В 2008 году Правительством внедрен новый механизм образования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан. В соответствии с ним, с 1 июля 2008 года прямые налоги от пятидесяти пяти предприятий нефтяного сектора на сумму 499,5 млрд. тенге поступили в Национальный фонд. За отчетный год, с учетом плановых и сверхплановых поступлений в бюджет до 1 июля 2008 года, в Национальный фонд мобилизовано 688,6 млрд. тенге, при уточненном плане в размере 470,8 млрд. тенге. В свою очередь, при уточнении республиканского бюджета было предусмотрено получение трансфертов из Национального фонда на сумму 76,6 млрд. тенге. За 2008 год трансферты из Национального фонда не поступили в республиканский бюджет, что было обусловлено перевыполнением на 216,1 млрд. тенге поступлений корпоративного подоходного налога. Поступления за использование природных и других ресурсов составили 267,3 млрд. тенге при уточненном прогнозе 140,3 млрд. тенге.

      Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что поступления республиканского бюджета за 2008 год, в основном, зависели от доходов сырьевого сектора. Погрешности уточненного прогноза налоговых поступлений и недостатки действующего механизма формирования Национального фонда являлись причиной поступления неучтенных налоговых сборов от сырьевого сектора в республиканский бюджет.

      Колебания экспортных цен на сырьевые товары привели к значительному укреплению курса тенге и росту инфляции. В свою очередь, недостатки прогнозирования  обменного курса оказали воздействие  на показатели исполнения республиканского бюджета по нескольким направлениям. В 2008 году укрепление тенге по отношению к доллару США на 0,7% привело к непоступлению налоговых сборов от сырьевого сектора на сумму более 5,0 млрд. тенге. Кроме того, они повлияли на объем таможенных пошлин на ввозимые товары и НДС на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан. За отчетный год сумма таможенных пошлин на ввозимые товары составила 72,4 млрд. тенге, против 59,7 млрд. тенге при уточненном прогнозе, или 73,4% от всех таможенных платежей. В свою очередь, НДС на импортируемые товары составил 361,3 млрд. тенге, или 73,8% от общего объема НДС. При этом НДС на произведенные товары в республике составил лишь 97,0 млрд. тенге. Возмещение НДС из республиканского бюджета по нулевой ставке путем перечисления средств на счета хозяйствующих субъектов составило 132,0 млрд. тенге. Это, наряду с увеличением денежной массы в целом по экономике, повлияло на уровень инфляции.

      Кредиты банков второго уровня в 2008 году составили 4 735,4 млрд. тенге и по сравнению с 2007 годом увеличились в 1,8 раза. Изменилась структура кредитов банков второго уровня: возросла доля долгосрочных кредитов с 66,5% на конец 2007 года до 72,8% на аналогичный период 2008 года. Значительными темпами в республике растут объемы ипотечных и потребительских кредитов, которые в 2008 году по сравнению с 2007 годом соответственно возросли в 1,8 и 2,4 раза.

      Согласно  отчету Правительства об исполнении республиканского бюджета за 2009 год, рост размера прожиточного минимума по сравнению с 2008 годом составил 11,2%, среднего размера пенсии – 9,5 процента. Таким образом, при планировании, уточнении, корректировке и исполнении бюджета в отчетном году не в полной мере был обеспечен рост социальных затрат бюджета в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом.

      В целом исполнение основных параметров республиканского бюджета за 2009 год характеризовалось следующими показателями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 2 - Показатели исполнения основных параметров республиканского бюджета за 2009 год, млрд. тенге

    Утвержденные Уточненные Исполнение % к утверж % к уточн % к 2009г.
Доходы

Налоговые поступления

Неналоговые поступления

Поступления от продажи основного капитала

Поступления трансфертов

Затраты

Операционное  сальдо

1958,6

1456,2

40,8

8,4 

453,2

1956,0

2,7

2220,4

1621,7

131,8

8,4 

458,5

2094,5

126,0

2221,5

1626,8

170,4

8,2 

416,0

2068,3

153,2

113,4

111,7

4,1 раза

97,8 

91,8

105,7

100,1

100,3

129,3

97,8 

90,7

98,8

120,3

97,5

346,3

98,8 

341,3

122,6

Чистое  бюджетное кредитование:

бюджетные кредиты

погашение бюджетных  кредитов

Сальдо по операциям  с финансовыми активами:

приобретение  финансовых активов

поступления от продажи финансовых активов государства

Дефицит бюджета

Финансирование  дефицита бюджета 

-22,4

28,5 

50,9

170,2 

172,2

2,0

-145,1

145,1

-11,5

39,4 

50,9

367,1 

369,1

2,0

-229,6

229,6

-3,0

39,3 

42,3

368,7 

369,0

0,3*

-212,5

212,5

 
137,7 

83,1 
 

214,3

15,7

 
99,8 

83,1 
 

100,0

15,7 

 
106,5 

200,5 
 

356,5

2,3 

      * В соответствии с отчетом Правительства  исполнение составило 314,1 млн.  тенге.

      Исполнение  доходов республиканского бюджета  составило 2 221,5 млрд. тенге, или 17,5% к ВВП против 18,1% в 2008 году. По налоговым поступлениям республиканский бюджет исполнен на сумму 1 626,8 млрд. тенге, или 111,7% к утвержденному и 100,3% к уточненному годовому показателю. При этом, доля налоговых поступлений в общем объеме доходов бюджета уменьшилась с 90,3% в 2008 году до 73,2% в 2009 году, что в основном связано с изменением концепции формирования Национального фонда Республики Казахстан.

      Наиболее  крупными источниками доходов республиканского бюджета, как и в предыдущие годы, являлись корпоративный подоходный налог - 758,3 млрд. тенге (46,6% налоговых  поступлений) и налог на добавленную  стоимость – 629,3 млрд. тенге (38,7%), которые  в сумме с налогами на международную  торговлю и внешние операции (150,3 млрд. тенге) составили в отчетном году 94,5% от общей суммы налоговых  поступлений.

      Потенциальными  резервами пополнения бюджета являлись доходы, поступление которых было бы обеспечено за счет активизации  работы по совершенствованию налогового и таможенного администрирования, включая предоставление налоговых льгот и преференций, а также повышению эффективности функционирования свободных экономических зон.

      В структуре доходов бюджета отчетного  периода произошло увеличение неналоговых поступлений с 2,6% в 2008 году (49,2 млрд. тенге) до 7,6% в 2009 году (170,4 млрд. тенге), что было обусловлено ростом незапланированных сборов и платежей, в основном, за счет легализации имущества, административных штрафов, пени, санкций, взысканий, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора.

      В 2009 году в республиканский бюджет поступили трансферты на сумму 416,0 млрд. тенге, в том числе из нижестоящих органов государственного управления перечислены бюджетные изъятия на сумму 158,0 млрд. тенге. При этом, Счетным комитетом установлено, что бюджетные изъятия на общую сумму 8,0 млрд. тенге перечислены из бюджетов Атырауской и Мангистауской областей позже установленных сроков. Из Национального фонда поступили целевые капитальные трансферты на сумму 258,0 млрд. тенге при уточненном плане в размере 301,7 млрд. тенге.

      Затраты республиканского бюджета в 2009 году исполнены на сумму 2 068,3 млрд. тенге, или на 105,7% к утвержденному и 98,7% к уточненному показателю. По сравнению с 2008 годом произошло сокращение объема затрат бюджета по отношению к ВВП с 16,5% до 16,3 процента.

      Сумма неосвоенных средств по затратам за 2009 год составила 26,1 млрд. тенге, что на 8,5 млрд. тенге больше показателя 2008 года. При этом по сравнению с предыдущим годом замедлились темпы освоения средств по функциональным группам «Образование» и «Здравоохранение». Вследствие этого, по оценке Счетного комитета, при высокой актуальности социальных расходов бюджета уполномоченными органами не было обеспечено своевременное и качественное выполнение соответствующих бюджетных программ.

      Также не обеспечено своевременное освоение средств бюджета по функциональной группе «Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность», в рамках которой  финансируются приоритетные проекты, нацеленные на достижение долгосрочного  роста экономики и повышение  конкурентоспособности страны.

      В 2009 году из республиканского бюджета были выделены кредиты на сумму 39,3 млрд. тенге, или 138,0% к утвержденному и 99,8% к уточненному показателю.

      Погашение основного долга по ранее выданным из бюджета кредитам составило в  отчетном периоде 42,3 млрд. тенге, или 83,1% к уточненному показателю.

      Расходы на приобретение финансовых активов возросли по сравнению с 2008 годом в 3,6 раза и составили 369,0 млрд. тенге, или 214,3% к утвержденному и 100% к скорректированному показателю. В свою очередь, от продажи финансовых активов государства в республиканский бюджет поступило 314,1 млн. тенге, или только 15,7% от уточненного показателя.

      Анализ  сбалансированности республиканского бюджета показывает, что утвержденный размер дефицита республиканского бюджета за 2009 год составил 145,1 млрд. тенге, уточненный – 229,6 млрд. тенге. Фактически, по данным Министерства финансов, исполнение республиканского бюджета сложилось с дефицитом в размере 212,5 млрд. тенге, или 1,7% к ВВП.

      В процессе исполнения республиканского бюджета по практике предыдущих лет  при наличии свободных остатков бюджетных средств продолжено привлечение внутренних и внешних займов для финансирования дефицита бюджета. Сумма внутренних государственных займов составила 175,9 млрд. тенге, внешних – 12,6 млрд. тенге. Образовавшийся по итогам исполнения бюджета 2009 года остаток свободных средств составил 21,6 млрд. тенге, что свидетельствует о необходимости использования более эффективных инструментов управления государственными финансами. При этом, как установлено в ходе контроля Счетного комитета, в 2009 году не обеспечено эффективное использование свободных остатков средств республиканского бюджета, образованных по итогам 2008 года на сумму 11500,0 млн. тенге.

      Наряду  с этим Министерство финансов проводило  заимствование средств без учета  наличия временно свободных средств  на едином казначейском счете, что повлекло завышение расходов бюджета, связанных  с разницей по выплате купона государственных  ценных бумаг и вознаграждения по депозиту Национального банка, только за 22 дня 2009 года, в размере 49,5 млн. тенге.

      Проведенный анализ показывает, что макроэкономические условия в целом способствовали выполнению основных параметров республиканского бюджета за отчетный год. Однако, недостатки бюджетного планирования и управления свободными остатками бюджетных  средств, а также преимущественное направление средств бюджета, выделяемых на индустриально-инновационное развитие через пополнение уставного капитала государственных холдингов, институтов развития и других акционерных обществ  с участием государства, на депозиты банков второго уровня дополнительно  «подстегивали» рост цен. Кроме того, допускаемые при исполнении бюджета  финансовые нарушения негативно  сказывались на качестве оказываемых  государственными органами услуг. Все  это, по оценке Счетного комитета, не способствовало своевременной и качественной реализации отдельных положений Закона «О республиканском бюджете на 2009 год». 
 
 
 
 

      Таблица 3- Основные параметры доходов и  расходов республиканского бюджета за 2010 год

п/п Показатели Утвер. Уточ. Испол. %к утвер. %к уточ. %к 2010 г.
1 Поступления 3054,6 3814,8 3808,2 124,7 99,8 156,1
2 Доходы 2687,3 3329,7 3317,6 123,4 99,6 149,3
  Налоговые поступления 2209,3 2103,4 2071,4 93,8 98,5 127,3
  Неналоговые поступления 46,1 51,8 72,8 157,9 140,5 42,3
  Поступления от продажи основного капитала 7 5, 8,6 8,6 98,8 100,4 104,8
  Поступления трансфертов 423,2 1165,9 1164,8 275,2 99,9 280
3 Расходы 3054,6 3836,4 3823,3 125,2 99,7 148,8
4 Затраты 2676,2 2716,0 2703,6 101,0 99,5 130,7
5 Операционное  сальдо 11,1 613,7 614,0      
6 Чистое бюджетное  кредитование: 55,7 50,0 42,1      
  бюджетные кредиты 61,6 55,9 55,4 89,9 98,9 140,9
  погашение бюджетных  кредитов 5,9 5,9 13,3 225,4 222,7 31,4
7 Сальдо по операциям  с финансовыми активами: 165,9 898 899,4      
  приобретение  финансовых активов 167,4 899,5 899,4 более 5 раз 100,0 243,8
  поступления от продажи финансовых активов государства 1,5 1,5 0,07 4,7 4,7 23,3
8 Дефицит бюджета -210,5 -334,4 -327,5      
9 Финансирование  дефицита бюджета 210,5 334,3 327,5      
  Поступления займов 359,9 477,6 477,3 132,6 99,9 271
  Погашение займов 149,4 164,9 164,9 110,4 100 177,6

Информация о работе Финансовый контроль в РК, РФ и Швеции