Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:02, контрольная работа
Свой реферат я ориентировала на изучение понятия и содержания финансового контроля в Российской Федерации, его теоретических и практических основ а также его видов и органов контроля. Как принято считать экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных отношений . Одиним из наиболее важных видов управления финансовой системы является финансовый контроль. На момент настоящего времени развития российской экономики финансовый контроль имеет достаточно обширные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.
Введение……………………………………………………………………2
1.Что понимается под финансовым контролем? Каково его значение?.......................................................................................................3
2.Виды финансового контроля……………………………………………9
3. Счетная палата как орган финансового контроля……………………11
Вывод………………………………………………………………………13
Литература…………………………………………………………………15
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Что понимается под финансовым
контролем? Каково его значение?.....................
2.Виды финансового контроля……………………………………………9
3. Счетная палата как
орган финансового контроля…………
Вывод…………………………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Свой реферат я ориентировала
на изучение понятия и содержания финансового
контроля в Российской Федерации, его
теоретических и практических основ а
также его видов и органов контроля. Как
принято считать экономическая политика
государства осуществляется с помощью
финансово-кредитных отношений . Одиним
из наиболее важных видов управления финансовой
системы является финансовый контроль.
На момент настоящего времени развития
российской экономики финансовый контроль
имеет достаточно обширные изменения.
Это связано с принципиально новым характером
товарно-денежных отношений в современной
России, появлением разнообразных форм
собственности и нового для страны финансового
рынка.
Наряду с государственным и ведомственным
контролем появилась новая организационная
форма финансового контроля – аудиторство.
Необходимость финансового контроля,
его сущность и значение определяются
Конституцией Российской Федерации. В
настоящее время, когда Россия переживает
период становления рыночных отношений
и связанных с этим преобразований всех
государственных институтов, происходит
процесс разграничения полномочий между
федеральной властью и субъектами Федерации.
Очень остро стоит вопрос о необходимости
определения задач и функций различных
контрольных органов исполнительной и
представительной власти.
Таким образом мой реферат поможет от
части разобраться в вопросах регулирования
и исполнения контроля о котором было
сказано выше.
1.Что понимается под финансовым контролем? Каково его значение?
Контроль – это неотъемлемая
часть системы регулирования, благодаря
которой субъект, управляющий этой
системой, получает необходимые сведения
о ее состоянии, функционировании, благодаря
чему имеет возможность
Финансовый контроль – это особая область финансово-правовой науки. «С точки зрения теории финансов финансовый контроль – это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения и обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявления отклонений…»1. Предметом финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровнях отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом. Объектами финансового контроля являются те конкретные организации, органы управления, деятельность которых порождает указанные процессы.
В рыночных условиях хозяйствования роль государственного финансового контроля многогранно возрастает. Он становится важнейшей управленческой функцией государства, и его назначение заключается в содействии реализации государственной экономической и финансовой политики, обеспечении эффективного использования государственных финансовых средств, в частности государственных бюджетных средств и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Содержание государственного финансового контроля сводится к проверке деятельности органов законодательной (представительной) и исполнительной власти государственного управления, а также других участников (хозяйствующих субъектов) бюджетного процесса с точки зрения соблюдения законности, эффективности и прозрачности их действий в области образования, распределения и использования фондов денежных средств государства (бюджетного фонда и внебюджетных фондов).
Хорошо функционирующая система управления государственными финансами требует в первую очередь формирования качественных и реалистических бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, затем создания эффективных механизмов организации их исполнения, а также применения четко налаженных методов, форм и правовых норм контроля за исполнением указанных бюджетов.
В совокупности система государственного финансового контроля основывается на формировании многочисленных контролирующих органов, обеспечивающих контроль над потоками государственных финансовых средств на разных уровнях управления и субъектов хозяйствования. Краеугольным камнем иерархии государственного финансового контроля при этом является внутренний контроль. Государственный внутренний финансовый контроль - это совокупность методов, приемов и систем мер, имеющих задачу проверки финансовой деятельности в рамках отдельных министерств, ведомств и хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений). Помимо внутреннего государственного финансового контроля в рамках отдельных министерств, ведомств и хозяйствующих субъектов осуществляется и внешний контроль.
Законодательные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления осуществляют внешний государственный финансовый контроль (парламентский контроль) через специальные контрольные органы: Счетную палату РФ; контрольные палаты субъектов РФ и контрольные комиссии органов местного самоуправления. Внешний государственный финансовый контроль, проводимый органами исполнительной власти (административный контроль), осуществляется Министерством финансов РФ через Федеральную налоговую службу, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, а также финансовыми органами субъектов РФ и органов местного самоуправления, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств.
В общей системе внешнего
государственного финансового контроля
верховенствует парламентский контроль,
при котором законодательные (представительные)
органы власти создают свои собственные
и независимые контрольные
Однако, как было отмечено, в современной России до сих пор не выработана единая политика в области государственного финансового контроля, не отрегулирована его нормативно-правовая база, отсутствует координация внешнего контроля между законодательными и исполнительными органами власти. В результате органы исполнительной власти всех уровней сегодня, защищая свои интересы в бесконтрольном распоряжении государственными бюджетными средствами, всячески пытаются ограничить внешний контроль за своей деятельностью со стороны контрольно-счетных органов, образованных законодательной властью. Это снижает уровень эффективности и государственного финансового контроля в целом.
Единый государственный
финансовый контроль в РФ должен функционировать
на всех уровнях властной иерархии,
подчиняясь общим для всех элементов
системы требованиям и
Во многих нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность органов государственного финансового контроля, в качестве одной из задач выделяют контроль за законностью, эффективностью, рациональностью, целесообразностью использования средств бюджета, внебюджетных фондов и государственной собственности. Если понятие нецелевого использования бюджетных средств достаточно четко определено в Бюджетном кодексе (ст. 289) и нормативных актах Министерства финансов РФ как направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, то вопрос о толковании понятий рациональности, эффективности, экономности до конца не решен.
На практике под рациональным использованием бюджетных средств принято понимать выбор наилучшего из нескольких предложенных вариантов выполнения поставленной задачи или решения какой-либо проблемы. В таком случае средства, потраченные на реализацию наилучшего варианта, можно признать использованными рационально. Но показатели эффективности и рациональности использования бюджетных средств не всегда совпадают. Возможны следующие варианты их оценки:
- вариант первый - рациональное
и эффективное (выбран
- вариант второй - рациональное,
но неэффективное (выбран
- вариант третий - не рациональное, но эффективное (принцип эффективности бюджетных средств соблюден в рамках выбранного пути решения, но он не является наилучшим среди имеющихся);
- вариант четвертый - нерациональное
и неэффективное (кроме того, что
выбранный путь не
2.Виды финансового контроля
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: контроль представительных органов власти и местного самоуправления,
контроль исполнительных органов власти,
контроль финансово-кредитных органов,
ведомственный,
внутрихозяйственный,
аудиторский.
По видам финансовый контроль подразделяется на
государственный,
внутрихозяйственный,
общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурные подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).
Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.
Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.
В Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. № 1095 сказано, что государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Государственный финансовый
контроль в соответствии с установленным
российским законодательством