Финансовый контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Свой реферат я ориентировала на изучение понятия и содержания финансового контроля в Российской Федерации, его теоретических и практических основ а также его видов и органов контроля. Как принято считать экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных отношений . Одиним из наиболее важных видов управления финансовой системы является финансовый контроль. На момент настоящего времени развития российской экономики финансовый контроль имеет достаточно обширные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
1.Что понимается под финансовым контролем? Каково его значение?.......................................................................................................3
2.Виды финансового контроля……………………………………………9
3. Счетная палата как орган финансового контроля……………………11
Вывод………………………………………………………………………13
Литература…………………………………………………………………15

Работа содержит 1 файл

финансовый контрольв РФ.docx

— 33.30 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………2

1.Что понимается под финансовым контролем? Каково его значение?.......................................................................................................3

2.Виды финансового контроля……………………………………………9

3. Счетная палата как  орган финансового контроля……………………11

Вывод………………………………………………………………………13

Литература…………………………………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Свой реферат я ориентировала на изучение понятия и содержания финансового контроля в Российской Федерации, его теоретических и практических основ а также его видов и органов контроля. Как принято считать экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных отношений . Одиним из наиболее важных видов управления финансовой системы является финансовый контроль. На момент настоящего времени развития российской экономики финансовый контроль имеет достаточно обширные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.  
Наряду с государственным и ведомственным контролем появилась новая организационная форма финансового контроля – аудиторство.  
Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.  
Таким образом мой реферат поможет от части разобраться в вопросах регулирования и исполнения контроля о котором было сказано выше. 

 

 

 

 

 

 

 

1.Что понимается под финансовым контролем? Каково его значение?

 

Контроль – это неотъемлемая часть системы регулирования, благодаря  которой субъект, управляющий этой системой, получает необходимые сведения о ее состоянии, функционировании, благодаря  чему имеет возможность анализировать  соответствие фактического положения  дел поставленным целям и задачам. Метод контроля – это элемент  системы контроля, который формирует  совокупность способов, приемов и  средств проверки, оценки и анализа состояния объекта контроля.

Финансовый контроль – это особая область финансово-правовой науки. «С точки зрения теории финансов финансовый контроль – это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения и обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявления отклонений…»1. Предметом финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровнях отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом. Объектами финансового контроля являются те конкретные организации, органы управления, деятельность которых порождает указанные процессы.

В рыночных условиях хозяйствования роль государственного финансового  контроля многогранно возрастает. Он становится важнейшей управленческой функцией государства, и его назначение заключается в содействии реализации государственной экономической  и финансовой политики, обеспечении эффективного использования государственных финансовых средств, в частности государственных бюджетных средств и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Содержание государственного финансового контроля сводится к проверке деятельности органов законодательной (представительной) и исполнительной власти государственного управления, а также других участников (хозяйствующих субъектов) бюджетного процесса с точки зрения соблюдения законности, эффективности и прозрачности их действий в области образования, распределения и использования фондов денежных средств государства (бюджетного фонда и внебюджетных фондов).

Хорошо функционирующая  система управления государственными финансами требует в первую очередь  формирования качественных и реалистических бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, затем создания эффективных механизмов организации  их исполнения, а также применения четко налаженных методов, форм и  правовых норм контроля за исполнением указанных бюджетов.

В совокупности система  государственного финансового контроля основывается на формировании многочисленных контролирующих органов, обеспечивающих контроль над потоками государственных  финансовых средств на разных уровнях  управления и субъектов хозяйствования. Краеугольным камнем иерархии государственного финансового контроля при этом является внутренний контроль. Государственный  внутренний финансовый контроль - это  совокупность методов, приемов и  систем мер, имеющих задачу проверки финансовой деятельности в рамках отдельных  министерств, ведомств и хозяйствующих  субъектов (предприятий, организаций, учреждений). Помимо внутреннего государственного финансового контроля в рамках отдельных  министерств, ведомств и хозяйствующих  субъектов осуществляется и внешний  контроль.

Законодательные органы государственной  власти, представительные органы местного самоуправления осуществляют внешний  государственный финансовый контроль (парламентский контроль) через специальные  контрольные органы: Счетную палату РФ; контрольные палаты субъектов  РФ и контрольные комиссии органов  местного самоуправления. Внешний государственный  финансовый контроль, проводимый органами исполнительной власти (административный контроль), осуществляется Министерством  финансов РФ через Федеральную налоговую  службу, Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, а также финансовыми органами субъектов РФ и органов местного самоуправления, главными распорядителями  и распорядителями бюджетных  средств.

В общей системе внешнего государственного финансового контроля верховенствует парламентский контроль, при котором законодательные (представительные) органы власти создают свои собственные  и независимые контрольные органы (контрольно-счетные палаты) для  внешнего контроля (аудита) деятельности органов исполнительной власти по формированию и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Подтверждением этому служит то обстоятельство, что, согласно законодательству, при внешнем контроле (аудите) законодательные (представительные) органы государственной власти имеют право: на получение от органов государственной исполнительной власти необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении; утверждение (неутверждение) отчетов об их исполнении и т.д.

Однако, как было отмечено, в современной России до сих пор не выработана единая политика в области государственного финансового  контроля, не отрегулирована его нормативно-правовая база, отсутствует координация внешнего контроля между законодательными и исполнительными органами власти. В результате органы исполнительной власти всех уровней сегодня, защищая свои интересы в бесконтрольном распоряжении государственными бюджетными средствами, всячески пытаются ограничить внешний контроль за своей деятельностью со стороны контрольно-счетных органов, образованных законодательной властью. Это снижает уровень эффективности и государственного финансового контроля в целом.

Единый государственный  финансовый контроль в РФ должен функционировать  на всех уровнях властной иерархии, подчиняясь общим для всех элементов  системы требованиям и процедурам. И тот факт, что органы местного самоуправления в соответствии с  Конституцией РФ не относятся к органам  государственной власти, на наш взгляд, не дает никаких оснований вывести  муниципальный финансовый контроль за пределы единой системы государственного финансового контроля. Во-первых, бюджеты  муниципальных образований (местные  бюджеты), будучи финансовой базой обеспечения  деятельности органов местного самоуправления, являются составной частью бюджетной системы РФ, основополагающим принципом которой в соответствии с Бюджетным кодексом РФ является принцип единства. Во-вторых, основная часть расходов социальной сферы (образование, здравоохранение и др.) страны финансируются за счет местных бюджетов. В-третьих, для всех видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы РФ, бюджетным законодательством установлены единые принципы и процедуры, в соответствии с которыми осуществляется бюджетный процесс, объединяющий несколько стадий, заключительной из которых является контроль. Соответственно, и финансовый контроль за формированием и использованием средств федерального бюджета, и финансовый контроль за формированием и использованием средств региональных бюджетов, и финансовый контроль за формированием и использованием средств местных бюджетов - это все составные части единой системы государственного финансового контроля, которые должны осуществляться на всех уровнях власти соответствующими органами как внешнего, так и внутреннего контроля.

Во многих нормативных  правовых актах, регламентирующих деятельность органов государственного финансового  контроля, в качестве одной из задач  выделяют контроль за законностью, эффективностью, рациональностью, целесообразностью использования средств бюджета, внебюджетных фондов и государственной собственности. Если понятие нецелевого использования бюджетных средств достаточно четко определено в Бюджетном кодексе (ст. 289) и нормативных актах Министерства финансов РФ как направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, то вопрос о толковании понятий рациональности, эффективности, экономности до конца не решен.

На практике под рациональным использованием бюджетных средств принято понимать выбор наилучшего из нескольких предложенных вариантов выполнения поставленной задачи или решения какой-либо проблемы. В таком случае средства, потраченные на реализацию наилучшего варианта, можно признать использованными рационально. Но показатели эффективности и рациональности использования бюджетных средств не всегда совпадают. Возможны следующие варианты их оценки:

- вариант первый - рациональное  и эффективное (выбран оптимальный  путь решения проблемы, соблюден  принцип эффективности бюджетных  средств);

- вариант второй - рациональное, но неэффективное (выбран оптимальный  путь решения проблемы, но принцип  эффективности использования бюджетных  средств не соблюден);

- вариант третий - не рациональное, но эффективное (принцип эффективности бюджетных средств соблюден в рамках выбранного пути решения, но он не является наилучшим среди имеющихся);

- вариант четвертый - нерациональное  и неэффективное (кроме того, что  выбранный путь не представляется  самым оптимальным, при его  реализации не был соблюден  принцип эффективности использовании  бюджетных средств).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Виды финансового контроля

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают: контроль представительных органов власти и местного самоуправления,

контроль исполнительных органов власти,

контроль финансово-кредитных  органов,

ведомственный,

внутрихозяйственный,

 аудиторский.

По видам финансовый контроль подразделяется на

государственный,

внутрихозяйственный,

общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный. Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций  и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает  производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его  структурные подразделений (цехов, участков, отделов, филиалов).

Общественный финансовый контроль выполняют группы, отдельные  физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности. Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед проверяющими.

Независимый финансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские  фирмы и службы.

В Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. № 1095 сказано, что государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Государственный финансовый контроль в соответствии с установленным  российским законодательством разграничением функций и полномочий возлагается на Счетную палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также на иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Не реже одного раза в год соответствующие контрольные финансовые органы проводят комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Информация о работе Финансовый контроль в РФ