Финансовая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:30, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа состоит их трех теоретических вопросов и одной логико-структурной схемы.

Работа содержит 16 файлов

контрольная работа.doc

— 78.50 Кб (Открыть, Скачать)

статистика 2011.doc

— 171.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 1 Сущность финансов.doc

— 83.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10. Целевые фонды 2011.doc

— 53.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 11. Гос. долг.doc

— 63.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 12. Местные финансы.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 13. Фин. рынок.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14. Международные финансы 1.doc

— 80.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 2 Финансовая система.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

    Структуризация  финансовой системы:

    1. В зависимости от уровня экономической системы (некоторые экономисты считают этот признак главным в структуризации) выделяют такие сферы финансов:

  • международные финансы (на уровне мирового хозяйства);
  • государственные финансы (на макроуровне);
  • финансы субъектов хозяйствования (на микроуровне);
  • финансовый рынок (обобщающий уровень – обеспечивающая сфера).

      2. В зависимости  от субъектов ФС можно разделить на следующие сферы:

  • государственные финансы.
  • финансы субъектов хозяйствования;
  • финансы домохозяйств (семейные финансы).

3. По функциональному назначению выделяют сферы:

  • финансы субъектов хозяйствования;
  • государственные финансы
  • международные финансы
  • финансовый рынок
  • страхование
 
 

    4. Характеристика сфер и звеньев финансовой системы Украины. 

    ФС Украины можно представить  следующим образом (рис.1): 

   

 
 

 

 

 
 

Рис.1. Состав финансовой системы Украины (по внутренней структуре) 

    1. Сфера государственных финансов. Гос. финансы отражают общественную централизацию доходов и предпринимательскую деятельность гос-ва. Оптимальный уровень централизации означает необходимость обеспечения гос-ва достаточными средствами и в то же время и не подрывать финансовую базу предприятий.

    Характеристика  звеньев.

      1.1. В сфере государственных финансов центральное место занимают бюджеты, совокупность которых составляет бюджетную систему. В Украине в состав бюджетной системы входят: Госбюджет Украины – основной фонд ден. средств, республиканский бюджет АР Крым, местные бюджеты. Всего  в Украине насчитывается более 10 тыс. бюджетов.  С помощью бюджета перераспределяется 40-45%  ВВП страны. Основными источниками доходов бюджета являются общегосударственные и местные налоги, обязательные сборы и неналоговые поступления (средства от приватизации, поступления от государственных займов, доходы от внешнеэкономической деятельности). Используются бюджетные средства на развитие экономики, социально-культурные мероприятия, охрану окружающей среды, охрану правопорядка, оборону, управление и т.д.

     1.2. Государственные целевые фонды – это фонды денежных средств, которые имеют целевое назначение и находятся в распоряжении центральных и местных органов власти (концентрируют четверть всех ФР государства). В Украине более 20 таких фондов, наиболее крупными из них являются: Пенсионный фонд; ФСС, в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением; ФСС на случай безработицы; ФСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; Гос. инновационный фонд; Фонд социальной защиты инвалидов; Фонд охраны окружающей среды. Средства фондов используются, в основном, на социальные нужды.

     1.3. Государственный кредит – это совокупность экономических отношений, в которых гос-во выступает в роли заемщика средств, кредитора или гаранта. Он связан с постоянным противоречием между потребностями государства и его финансовыми возможностями. Для многих стран характерен хронический дефицит бюджета. Поэтому государство чаще всего выступает заёмщиком, а кредитором выступают физические, юридические лица, другие государства, международные финансово-кредитные организации. Т.о., гос. долг может быть внутренним и внешним.  

    2. Сфера финансов субъектов хозяйствования (пр—й)  - явл. основой всей ФС, поскольку именно здесь производится ВВП, являющийся объектом фин. отношений.

    2.1. Финансы коммерческих предприятий работают на принципах коммерческого расчёта, который предусматривает получение прибыли и использование собственных средств для покрытия затрат на основную деятельность и расширение производства. Являются основными плательщиками налогов и сборов в бюджет и за их счёт содержатся предприятия непроизводственной сферы.

     2.2. Финансы некоммерческих организаций - организации и учреждения, оказывающие услуги и выполняющие работы бесплатно, или за символическую плату, которая не покрывает их затрат (школы, больницы, музеи, дошкольные детские учреждения, библиотеки и т.д.). Основным источником покрытия расходов этих учреждений являются бюджетные средства, поэтому они называются бюджетными.

     2.3. Финансы общественных организаций и благотворительных фондов - являются добровольным объединением граждан по профессиональным интересам, увлечениям (политические партии, движения, профсоюзы, спортивные общества, объединения деятелей искусств). На особенности функционирования финансов этих учреждений влияет отсутствие их коммерческой деятельности и бюджетного финансирования. Основными источниками средств для них являются вступительные и членские взносы, добровольные и спонсорские пожертвования. Кроме того, общественные организации могут иметь в собственности коммерческие предприятия, которые направляют им часть полученного дохода. 

    3. Сфера международных финансов отображает обменные и перераспределительные отношения и централизацию ресурсов на мировом уровне. Характеризуют ден. потоки между субъектами разных стан: между правительствами, между предприятиями, между гражданами.

    3.1.Международный финансовый рынок – связан с движением стоимости между отдельными странами. Система международных расчетов базируется на валютном регулировании, основой которого является установление курса валют. Для устранения колебания валют и технических трудностей  при международных расчетах осуществляется  реализация перехода к единой валюте в границах Европейского союза – евро.

    3.2. Финансы международных организаций (например, ООН - члены которого вносят членские взносы в бюджет этой организации, и за счет которых финансируются международные программы);

    3.3. Международные финансовые учреждения (характеризуют зарождение единой финансовой системы мирового сообщества), они предоставляют финансовую помощь в виде кредитов. К ним относятся: Международный валютный фонд, группа Мирового банка, ЕБРР, Африканский банк развития, Азиатский банк развития, и др). 

    4. Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Представляет собой своеобразную надстройку, через которую координируется деятельность всей финансовой системы. Это сфера, через которую осуществляется движение финансовых ресурсов. Т.е. если ФСХ выполняют роль двигателя, гос. финансы – функции системы управления, то фин. рынок можно сравнить с трансмиссией. Образно говоря, - это кровеносная система, которая обеспечивает жизнедеятельность всего организма (или кровеносная система).

    4.1. Рынок денег. Его функционирование обеспечивается, прежде всего, кредитной системой – совокупностью кредитных учреждений, которые осуществляют концентрацию временно свободных ден. средств и предоставляют их в кредит.  Представлена банковской системой и небанковскими кредитными учреждениями.

    4.2. Рынок капиталов – это рынок ценных бумаг. С его помощью осуществляется быстрое и эффективное перераспределение ресурсов между отдельными субъектами хозяйствования, отраслями, регионами, странами (фондовая биржа).

         Обособленным звеном финансовой системы является страхование. Оно не принадлежит к конкретной сфере и занимает промежуточное место между микро и макроуровнями, ряд авторов считают, что это сфера. Здесь формируются фонды ФР, основное назначение которых – покрытие затрат экономики и отдельных граждан, которые возникли по непредусмотренным причинам. Страховые фонды находятся в распоряжении страховых компаний и могут быть использованы также как инвестиционные и кредитные ресурсы в экономике до наступления страхового случая.  

    В качестве отдельной сферы некоторые  ученые-экономисты выделяют сферу  финансов домохозяйств. Финансы домохозяйств отражают уровень жизни и финансового обеспечения населения. В социально-ориентированной экономике, к которой стремится Украина, уровень развития и организации финансов домохозяйств отражает эффективность функционирования ФС в целом.  Источники формирования доходов домохозяйств: з/пл работающих членов; соц. помощь и пенсии; доходы от подсобных хозяйств и приусадебных участков; доходы от частного бизнеса; дивиденды и % по ц.б.; % по банковским вкладам.  Основная часть расходов домохозяйств в Украине: оплата жилья и бытовые платежи; расходы на питание; вещи бытового назначения, что свидетельствует о низком уровне жизни. Ограниченность фин. ресурсов домохозяйств не дает возможность реализовать социально – культурные потребности каждого человека, получать качественное медицинское обслуживание и т. п.

    Домохозяйства тесно связаны с другими звеньями финансовой системы. Так, они получают средства из бюджета и хоз. структур в виде оплаты труда и получения бесплатных услуг от государства. Со своей стороны, домохозяйства вносят платежи в бюджет и централизованные фонды, берут участие в формировании и использовании страховых фондов, являются субъектами фин. рынка. 

    Таким образом, главной задачей построения национальной финансовой системы является:

    - обеспечение максимальной мобилизации  имеющихся в обществе финансовых  ресурсов и привлечение при  обоснованных потребностях их  из вне;

    - установление предпосылок для  их эффективного использования и максимизации на этой основе производства ВВП.

    Движение  денежных потоков через сферы  и звенья финансовой системы должно способствовать формированию у каждого  субъекта доходов, которые отражают его продуктивность и являются достаточными для обеспечения потребностей его деятельности.

    Движение ден. потоков осуществляется не само по себе, а направляется определенными управленческими структурами, юр. и физ. лицами. Общее управление финансовой деятельностью в любой стране осуществляют органы государственной власти и управления.

    Фин. органы и институты могут быть сгруппированы в 4 блока:    

    Организационный состав ФС Украины  представлен (внешняя структура):

  1. Органами управления:
    • Министерство финансов;
    • Гос-я налоговая служба (администр-я);
    • Гос-я контрольно-ревизионная служба;
    • Гос-е казначейство;
    • Гос. Комиссия по ЦБ и фондовому рынку
    • Счетная палата
    • Аудиторская палата;
    • Пенсионный фонд;
    • Фонды социального страхования
    • Комитет по надзору за страховой деятельностью;

2. Финансовыми институтами:

    • НБУ;
    • коммерческие банки;
    • небанковские кредитные учреждения (кредитные союзы, ломбарды, факторинговые компании, лизинговые компании);
    • страховые компании;
    • Укр. межбанковская валютная биржа;
    • фондовая биржа;
    • фин. посредники на РЦБ (институциональные инвесторы).

    Формирование  системы финансовых органов и  институций, разграничение функций  и полномочий между ними обеспечивают надежное и эффективное управление финансами в стране.           

Тема 3 Фин. политика и фин. механизм.doc

— 109.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4 Управление финансами.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5. Финансовое планирование.doc

— 332.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6. Финансовый контроль.doc

— 349.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7. Финансы предприятий.doc

— 294.00 Кб (Открыть, Скачать)

тема 8 бюджетная система.doc

— 178.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9. Налоговая система.doc

— 84.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Финансовая система