Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:59, курсовая работа
Целью работы выступает изучение финансовой системы государства.
При написании работы ставились следующие задачи:
изучить финансовую систему, ее функции и принципы построения;
рассмотреть сферы и звенья финансовой системы;
охарактеризовать особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………..... 4
1 Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему……………….
6
2 Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика…………………. 14
2.1 Общегосударственные (централизованные) финансы……………………. 14
2.2 Децентрализованные финансы……………………………………………... 22
3 Особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..
25
Заключение………………………………………………………………………. 37
Список использованных источников…………………………………………... 39
Приложение
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, однако имеет ограничения в распоряжении им. Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, как правило, не отвечает по обязательствам предприятия, кроме случаев, когда экономическая несостоятельность (банкротство) вызвана действиями учредителей, собственников имущества. По обязательствам унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, собственник имущества несет субсидиарную ответственность.
Производственным кооперативом (артелью) является добровольное объединение граждан — его членов для совместной производственной или хозяйственной деятельности. Это могут быть производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг.
Производственный кооператив основывается на личном трудовом или ином участии его членов и объединении ими имущественных паевых взносов. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам. Имущество кооператива делится на паи согласно уставу, при этом возможно создание неделимых фондов.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного). Их учредителями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут солидарную субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Управление деятельностью предприятия осуществляется по общему согласию всех участников. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также наращенное в процессе деятельности, принадлежит товариществу на праве собственности. Лицо может быть участником только одного полного товарищества.
Товариществом на вере является товарищество, в котором наряду с полными товарищами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам предприятия всем своим имуществом, имеется один или несколько вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении предпринимательской деятельности. Лицо вправе быть полным товарищем только в одном коммандитном товариществе и при этом не должно являться участником полного товарищества. Участие в товариществах на вере в качестве вкладчиков законодательством не ограничивается. Вкладчик имеет право получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале. Товарищество на вере ликвидируется при выбытии всех участвовавших в нем вкладчиков.
Хозяйственные общества создаются в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.
Акционерным является общество, имеющее уставный капитал, разделенный на определенное число акций с равной номинальной стоимостью. Оно действует на основании устава, его участники (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерное общество может быть открытым или закрытым. Акции открытого общества распространяются путем открытой продажи или подписки, их свободное хождение на рынке ценных бумаг не ограничено иначе чем по закону. Акции закрытого акционерного общества распространяются только среди его учредителей и не выходят на открытую подписку. Акционеры закрытого общества обладают преимущественным правом приобретения акций в случае их продажи другими членами этого общества.
Открытые акционерные общества ежегодно публикуют для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Все акционерные общества обязаны ежегодно проходить аудиторскую проверку. Она может также проводиться по требованию акционеров, совокупная доля которых в уставном капитале составляет 10 % (и более).
Общество с ограниченной ответственностью учреждается несколькими лицами, доля которых в его уставном капитале определяется учредительными документами. Такое общество не выпускает акций, и участники не отвечают по его обязательствам, они несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество
с дополнительной ответственностью
отличается от вышеприведенного тем, что
его участники несут
Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное хозяйственное общество или товарищество) имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного. Основное общество или товарищество отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение обязательных указаний основного общества или товарищества. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.
Хозяйственное общество признается зависимым если другое (преобладающее, участвующее) имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или более 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Основным источником централизованных и децентрализованных финансов является чистый доход хозяйствующих субъектов, основной формой выражения которого является прибыль. Она выступает важнейшим источником формирования финансовых ресурсов на микроуровне, обеспечивающим расширенное воспроизводство, и участвует в формировании доходной базы бюджета. В прибыли сконцентрированы экономические интересы государства, хозяйствующих субъектов и каждого работника. Она наиболее полно характеризует все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятий, поэтому только рост прибыли хозяйствующих субъектов, учет факторов, влияющих на ее размеры, будут способствовать укреплению финансов.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю [13, с.123].
Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг за 2010 год составила 21 трлн. р., что на 31,4% больше, чем за 2009 год при росте потребительских цен за этот период на 7,8%.
За
2010 год организациями республики
было получено 20599 млрд р. прибыли до
налогообложения, или на 31,5% больше,
чем за 2009 год. Чистая прибыль составила
14315,1 млрд р., что на 35,1% больше, чем
за 2009 год (рисунок 5).
Рисунок
5 – Полученная прибыль
за 2009 - 2010 гг. в Республике
Беларусь
Примечание
– Источник: собственная разработка
на основе [14].
В
2010 году темп роста прибыли относительно
уровня 2009 года составил 131,5%, что является
лучшим показателем, чем в 2009 году (рисунок
6).
Рисунок
6 – темп роста полученной
прибыли в Республике
Беларусь
Примечание
– Источник: собственная разработка
на основе [14].
За
2010 год убыточными были 442 организации,
или 4,9% от общего числа организаций,
учитываемых в текущем порядке. Сумма
чистого убытка убыточных организаций
составила 1 трлн. р., или на 20,9% меньше,
чем за 2009 год.
Заключение
Итак, финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансовая система Республики Беларусь включает в себя сферы: общегосударственные (централизованные финансы) и финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы). В условиях рыночных отношений третьей сферой является финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. В белорусской экономике идет процесс становления финансового рынка.
В последние годы финансовая система Республики Беларусь переживает серьезный кризис. Во многом он является следствием экономического кризиса. Конкретные признаки проявления кризиса финансовой системы довольно широки. Это прежде всего наличие немалого ежегодного дефицита государственного бюджета.
Проявлением кризиса финансовой системы является и инфляция.
Рост
инфляции вызван многими причинами,
в том числе и изменениями
в порядке установления цен, а
также факторами финансового
порядка — дефицитом
Признаком кризиса финансовой системы является и постоянный рост неплатежей предприятий и государства. Это явление в литературе часто именуется как кризис неплатежей. Обострение кризиса неплатежей находит свое прямое выражение в росте кредиторской и дебиторской задолженности. Особенно велика задолженность предприятий за поставляемые в республику энергоресурсы из России. Частым явлением стала несвоевременная выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений.
Одним из серьезных проявлений кризиса финансовой системы Республики Беларусь является неудовлетворительное финансовое состояние многих предприятий республики. Причины — сокращение объемов производства, недостаток оборотных средств, высокие затраты, низкая рентабельность или даже убыточность производства и др.
Проявлениями кризиса финансовой системы является также рост внешней задолженности, снижение валового внутреннего продукта и национального дохода и др.
Основными
путями преодоления кризиса финансовой
системы являются: сокращение дефицита
государственного бюджета путем сокращения
некоторых статей расходов и роста доходов,
сокращение расходов за счет снижения
затрат на нужды обороны страны, на содержание
административно-
Увеличение доходов бюджета может быть осуществлено на основе роста производства продукции. Для этого необходимо сначала добиться снижения спада производства, а затем постепенного увеличения темпов роста производимой продукции и услуг всеми отраслями национальной экономики.
Важнейший резерв роста доходов — ускорение темпов приватизации государственного имущества. К сожалению, в связи с низкими темпами приватизации в республике доходы от ее проведения в государственном бюджете составляют небольшой удельный вес.
В тесной связи с приватизацией находится и дальнейшее развитие предпринимательства. Рост малого предпринимательства в сфере материального производства, как показывает опыт экономически развитых стран, способствует увеличению производства продукции, прибыли, а отсюда и доходов, поступающих в государственный бюджет.
Важным направлением преодоления кризиса финансовой системы является укрепление финансовой дисциплины в народном хозяйстве, и в частности дальнейшее упорядочение расчетов между субъектами хозяйствования, уменьшение массы неплатежей. Этому обстоятельству в ближайшие годы должен способствовать новый закон о банкротстве предприятий и его реализация на практике.
В условиях огромного дефицита финансовых ресурсов одним из направлений стабилизации финансовой системы является дальнейшая активизация и стимулирование привлечения иностранных инвестиций в экономику республики. Рост инвестиций в экономику любой страны обычно способствует увеличению производственных мощностей предприятий, а отсюда росту производства продукции, выручки от реализации, денежных накоплений и укреплению доходной базы государственного бюджета.