Финансовая система и политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность понятий финансовой системы и финансовой политики государства.
Методами исследования данной работы являются общенаучные методы исследования, такие как диалектика, анализ и синтез, сравнение, системный подход, специальные способы и приемы бухгалтерского учета и экономического анализа.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 80.81 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Финансовая система, финансы – это стержень экономики, это кровеносная система страны. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Надёжная финансовая система  может обеспечить структурный переход  от централизованно планируемой  и контролируемой экономики к  экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, что важно  для переходной экономики Беларуси.

     Финансовая  политика каждого государства –  это основа развития и благополучия экономики страны. Тема на сегодняшний день как нельзя актуальна по той причине, что в условиях постоянных изменений в мире, которые влияют на экономики отдельных стран, именно финансовая политика может сгладить как негативное развитие ситуации, так и чересчур позитивное, которое также может быть не всегда положительным для экономики (слишком высокий экономический рост приводит к перегреву экономики).

     Следует исследовать типы финансовой политики в странах с различным политическим строем. Это поможет выявить все  выгоды и недостатки каждой из финансовых систем. Особенно интересной выглядит финансовая политика Республики Беларусь на этапе становления. Ведь после  распада СССР в Беларуси не была развитая финансовая политика в принципе, все распоряжения шли из Москвы. А в условиях перехода от социализма к рынку нужно было искать свой оптимальный путь к развитию.

     Цель  работы – раскрыть сущность понятий  финансовой системы и финансовой политики государства.

     Методами  исследования данной работы являются общенаучные методы исследования, такие  как диалектика, анализ и синтез, сравнение, системный подход, специальные  способы и приемы бухгалтерского учета и экономического анализа.

     Объектом  исследования является экономика Республики Беларусь.

     Задачи  курсовой работы:

  1. Раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы.
  2. Охарактеризовать сферы и звенья финансовой системы.
  3. Дать полную характеристику государственному бюджету как главному звену финансовой системы Республики Беларусь.
  4. Раскрыть роль государственного бюджета в регулировании экономики.
  5. Раскрыть суть и значение финансовой политики государства.
  6. Показать роль государства в реализации финансовой политики.
  7. Отразить финансовую политику Республики на современном этапе.
  8. Описать, в каком направлении будет идти финансовая политика РБ в будущем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИНАНСОВ, ИХ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ

     В рыночном хозяйстве многообразные  и сложные взаимосвязи общественного  воспроизводства опосредуются деньгами. В процессе создания, распределения  и использования валового внутреннего  продукта деньги обособляются от обращения  товаров и совершают относительно самостоятельное движение, образуя, во-первых, денежное обращение и, во-вторых, фонды денежных средств хозяйственных  звеньев, населения и государства. В зависимости от источников образования  и характера функционирования, назначения и методов использования денежные фонды принимают формы финансов и кредита.

     В повседневном обиходе финансы отождествляют  с деньгами. Однако финансы это  не деньги и не вещи. В экономической науке под финансами понимают систему экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств.

     С научной точки зрения сведение финансов к денежным средствам неправомерно, так как под финансами, по мнению большинства экономистов, необходимо понимать экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     Большинство экономистов считают, что финансы  возникли в условиях регулярного  товарно-денежного обращения в  связи с развитием государств и его потребностей в ресурсах.

     Финансы — категория историческая, так  как имеют стадию возникновения  и развития. Они появились одновременно с возникновением государства и  изменялись вместе с ним.

     Очень часто в обыденной жизни финансы  отождествляют с деньгами. Однако это два различных, но взаимосвязанных  понятия. Финансы существенно отличаются от денег, как по содержанию, так  и по выполняемым функциям. Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в  том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда товаропроизводителей.

     Если  деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы представляют собой экономическую  категорию, характеризующую процесс  образования и использования  доходов, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

     К важнейшим централизованным фондам (применительно к Беларуси) относятся  государственный бюджет; республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия; республиканский  фонд охраны природы; республиканский  фонд социальной защиты населения; инновационный  фонд и др.

     К децентрализованным денежным фондам, которые формируются у хозяйствующих  субъектов, относятся: фонды заработной платы, экономического стимулирования, накопления, амортизационный фонд, страховой, резервный фонд, фонд оборотных  средств и др. Все эти фонды  включаются в два крупных фонда  — потребления и накопления, которые  отражаются в бухгалтерских балансах предприятий.

     Совокупность  денежных отношений, возникающих в  связи с формированием и использованием денежных фондов, образуют финансовые отношения.

     В целом же понятие финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), орудие контроля образования и использования фондов денежных средств.

     Валовой внутренний продукт — это стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.

     Национальный доход выступает главным источником денежных фондов страны. Он представляет собой вновь созданную стоимость, т.е. стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и предметов труда (средств производства).

     Объем национального дохода определяет возможность  удовлетворения общегосударственных  потребностей и роста общественного  производства. Именно с учетом размера  национального дохода и его отдельных  частей — фонда потребления и  фонда накопления — определяются пропорции развития экономики и  ее структура.

     Главное назначение финансов заключается в  том, чтобы путем образования  денежных доходов и фондов обеспечивать выполнение всех функций государства (обороны страны, охраны собственности  и др.), а также осуществлять контроль за расходованием финансовых ресурсов.

     К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической  категории, принято относить денежные отношения, которые возникают между:

  • государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны;
  • физическими и юридическими лицами;
  • юридическими лицами;
  • отдельными государствами.

       В условиях дальнейшего развития рыночных отношений в Республике Беларусь (как и других странах СНГ) возникают и развиваются новые виды денежных отношений, как, например, денежные отношения, связанные с поступлением средств от приватизации в государственный бюджет, формированием и использованием государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов и др. Финансы включают лишь те денежные отношения, в результате которых обеспечивается образование, распределение и использование денежных доходов и фондов предприятий и государства. Вместе с тем определенная часть денежных отношений, функционирующих в обществе, не включается в понятие «финансы». В частности, к таковым относятся денежные отношения, связанные с денежным обращением. В состав финансов не входят система планового ценообразования, использование денег как средства учета и контроля за мерой труда и потребления. Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение финансов. Финансы представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения расширенного воспроизводства. Сущность финансов выражается в их функциях. Функция есть «внешнее проявление свойства какого-либо объекта в данной системе отношений». Применительно к экономической категории функции означают проявление ее сущности в действии, специфические способы выражения присущих категории свойств. Функции всегда являются производными от сущности, которую они выражают. Именно поэтому при характеристике экономических категорий экономисты пытаются выделить и охарактеризовать функции соответствующей экономической категории (например, денег, кредита, прибыли, цены, налогов и др.). На современном этапе финансы выполняют три функции: распределительную, контрольную и регулирующую.

     Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведенного общественного  продукта, формированием у субъектов  экономических отношений доходов  и накоплений, с созданием фондов денежных средств. Она проявляется  при распределении национального  дохода, когда происходит формирование так называемых основных (первичных) доходов. Их сумма равна национальному  доходу. Основные доходы формируются  при распределении национального  дохода среди участников общественного  производства. Они делятся на две  группы:

  • заработная плата;
  • доходы предприятий.

     Однако  первичных доходов далеко недостаточно для того, чтобы успешно развивать  приоритетные отрасли и сферы  национальной экономики, например, машиностроение, образование, здравоохранение, управление, социальное страхование и социальное обеспечение и т.п. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода. В этом случае при помощи финансов происходит перераспределение национального дохода. Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); с перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

     Активно участвуя в распределении и перераспределении  национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших  при первичном распределении  национального дохода, в пропорции  его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между  материальными и финансовыми  ресурсами, и прежде всего между размером денежных фондов, с одной стороны, и "объемом и структурой средств производства и предметов потребления — с другой.

     Таким образом, перераспределение национального  дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного  хозяйства, отраслями материального  производства, отдельными регионами  страны, формами собственности и  социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Информация о работе Финансовая система и политика государства