Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовая система, а так же взаимосвязь этой категории с другими не менее значимыми финансовыми категориями.
Для достижения цели в работе последовательно решались следующие задачи:
1. рассмотрение сущности финансовой системы государства, критерии и принципов финансовых отношений, включаемых в финансовую систему;
2. изучение сферы и звеньев финансовой системы, их характеристики;
3. исследование дискуссионных вопросов состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..
4
1. Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему…………………………………………………………………….


6
2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика………….
11
3. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе…………………...

17
Заключение………………………………………………………………..
25
Список использованных источников……………………………………
28

Работа содержит 1 файл

Финансовая система государства.doc

— 168.00 Кб (Скачать)


РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 29с., 30 источников.

 

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА, РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ.

 

Предмет исследования – финансовая система государства ресурсы государства на примере Республики Беларусь.

Объектом исследования в данной курсовой работе является бюджет Республики Беларусь как основа финансовой системы государства.

Целью данной курсовой работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовая система, а так же взаимосвязь этой категории с другими не  менее значимыми финансовыми категориями.

Методологическими основами проведенного исследования являются теоретический анализ, сравнение и обобщение данных научной литературы по изучаемой проблеме, а также комплексный подход, дающий возможность исследовать ситуацию как объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей.

Информационной основой работы явились материалы конкретных исследований по проблеме государственного бюджета как отечественных, так и зарубежных авторов, а также законодательные и нормативные акты Республики Беларусь, данные Национального статистического комитета.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

31

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………..

4

1. Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему…………………………………………………………………….

 

 

6

2. Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика………….

11

3. Дискуссионные вопросы состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе…………………...

 

17

Заключение………………………………………………………………..

25

Список использованных источников……………………………………

28

31

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств. С точки зрения макроэкономического анализа и роли государства в развитии национальной экономики особое значение имеют государственные финансы. Принципом их построения, характерным для финансовых систем современных развитых стран, является принцип фискального федерализма, при котором четко разграничены функции между различными уровнями системы. В соответствии с этим принципом в унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет; в федеративных государствах - местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в государственный федеральный бюджет. Например, государственные финансы РФ также строятся в соответствии с принципом фискального федерализма.

В системе финансовых отношений государства немаловажную роль с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику в целом и на отдельные ее сферы играют налоги. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны также «гасить» возникающие сбои в системе распределения и стимулировать или сдерживать деятельность тех или иных экономических субъектов.

Предмет исследования – финансовая система государства ресурсы государства на примере Республики Беларусь.

Объектом исследования в данной курсовой работе является бюджет Республики Беларусь как основа финансовой системы государства.

Целью данной курсовой работы является изучение и определение сущности такой финансовой категории как финансовая система, а так же взаимосвязь этой категории с другими не  менее значимыми финансовыми категориями.

Для достижения цели  в работе последовательно решались следующие задачи:

1.                  рассмотрение сущности финансовой системы государства, критерии и принципов финансовых отношений, включаемых в финансовую систему;

2.                  изучение сферы и звеньев финансовой системы, их характеристики;

3.                  исследование дискуссионных вопросов состава и структуры финансовой системы в современной экономической литературе.

Для достижения поставленных целей была изучена законодательная база Республики Беларусь, работы белорусских и российских экономистов, периодические издания.

Актуальность данной темы заключается в том, что знание особенностей финансовой системы позволяет правильно организовать ее в условиях становления и развития рыночных отношений в республике Беларусь.

Методологическую и теоретическую основу исследования в курсовой работе составили фундаментальные положения современной экономической науки, системный подход к изучению исследуемых социально-экономических явлений и процессов в экономике и финансах, а также работы ведущих отечественных и зарубежных экономистов, раскрывающие закономерности функционирования финансовых и кредитных отношений. В современной экономической литературе и периодической печати  широко обсуждаются вопросы, посвященные проблеме финансовой системы государства. Поэтому при написании данной работы была использована следующая литература: «Теория финансов» под редакцией Н.Е.Заяц, Фисенко М.К. «Финансовая система Беларуси», Жук И.Н «Международные финансы», Романовский М. В. «Финансы», Сорокина Т. В. «Бюджетный процесс в Республике Беларусь» и другие. В том числе  использовалась информация периодических изданий: «Финансы, учет, аудит», «Экономист» и др.

 

 

 


1  СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА, КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ, ВКЛЮЧАЕМЫХ В ФИНАНСОВУЮ СИСТЕМУ

 

 

Понятие финансовой системы является развитием более об­щего определения "финансы". Финансы — историческая кате­гория. По своей природе они тесно связаны с государством, ко­торому для выполнения своих функций необходимы денежные средства.

В докапиталистических формациях государственные дохо­ды и расходы носили преимущественно натуральный характер. Большая часть государственных потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от нату­ральных сборов.

С разложением феодализма и постепенным развитием капиталистического способа производства все большее значение ста­ли приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась. Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С отделением государственной казны от лич­ной кассы и собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюдже­та, государственного кредита.

В условиях капиталистического способа производства то­варно-денежные отношения получают наиболее широкое раз­витие. Они охватывают все сферы и функции общественного хо­зяйства. В свою очередь финансы, выражающие движение сто­имости, играют все большую роль в жизнедеятельности госу­дарства. По своей сущности финансы — это экономические от­ношения, связанные с образованием, распределением и исполь­зованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Финансовая система представляет собой совокупность фи­нансовых звеньев, призванных обеспечить государству осущес­твление своих политических и экономических функций, и состоит, с одной стороны, из государственных финансов, а с дру­гой — из финансов частных предприятий, корпораций, монопо­лий.

В эпоху домонополистического капитализма государствен­ная финансовая система имела два звена — государственный бюджет и местные финансы. Они давали возможность формиро­вать фонды денежных средств, с помощью которых государство выполняло свои функции. Под влиянием развития производи­тельных сил, глубоких изменений в экономике структура фи­нансовой системы меняется. Происходит выделение и развитие новых финансовых звеньев, рост их самостоятельности.

На современном этапе государственная финансовая система в развитых зарубежных странах включает четыре звена: госу­дарственный бюджет; местные финансы; специальные внебюд­жетные фонды и финансы государственных предприятий.

Ведущим звеном государственных финансов выступа­ет государственный бюджет. По своему материальному содер­жанию — это главный централизованный фонд денежных средств государства.

Государственный бюджет — основное средство перераспре­деления национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40% национального дохода страны. В госбюджете сосредоточиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отноше­нии общегосударственные расходы. В нем находят органичес­кую увязку основные финансовые институты — налоги, внутренние займы, расходы [6, с.4].

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его до­ходов. За государственным бюджетом в странах с развитой ры­ночной экономикой закреплены главные налоги — подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

Из государственного бюджета производятся и основные рас­ходы на: военные цели, вмешательство в экономику, содержа­ние государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.

Государственный бюджет в силу своего положения тесно связан с другими звеньями финансовой системы. Он выступает координирующим центром, оказывающим в условиях рыноч­ной экономики необходимую им помощь. Эта помощь в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий обеспечивает нор­мальное функционирование остальных звеньев финансовой системы, решение ими возложенных на них задач.

Следующим по своему значению финансовым звеном является система местных финансов. В современ­ных условиях под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса происходит повышение роли и влияния местных органов власти. Растут масштабы местного хозяйства, их связь и зависимость от крупного капитала, рас­ширяются и усложняются функции местных властей. Все это усиливает значение местных финансов, повышает их роль и удельный вес в финансовой системе.

Местные финансы охватывают широкую группу второсте­пенных налогов (в основном поимущественных), систему мес­тного кредита, специальных фондов. Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самос­тоятельность.

Структура местных финансов определяется государствен­ным устройством и соответствующим административным деле­нием государства. В США, например, в состав местных финан­сов входят бюджеты штатов, графств, муниципалитетов с зак­репленными за ними расходами, источниками доходов; в ФРГ — бюджеты земель, общин. На долю местных бюджетов в федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех ресурсов общегосударственной финансовой системы, в унитарных государствах — около 30%.

В современных условиях это звено финансовой системы все больше используется в экономических целях, для регулирова­ния хозяйственных процессов. С этой целью значительная часть средств местных бюджетов направляется на развитие эко­номической и социальной инфраструктуры.

Особое финансовое звено образуют специальные правительственные фонды, которые имеют определенную са­мостоятельность, отделены от государственного бюджета и уп­равляются непосредственно центральными, а в отдельных слу­чаях — и местными властями. К ним относятся фонды социаль­ного страхования, различные целевые фонды, а также государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреж­дения.

Первоначальной задачей этих фондов являлось финансиро­вание отдельных целевых мероприятий. Впоследствии они при­обретают значение резерва, к которому правительства прибега­ют в случаях финансовых затруднений, т.е. используются для повышения маневренности финансовой системы. В отличие от государственных бюджетов специальные фонды подлежат зна­чительно меньшему контролю со стороны парламентов, что облегчает их использование и повышает заинтересованность пра­вительств в их росте.

Самостоятельное финансовое звено образуют финансы государственных предприятий. Его возникновение связано с развитием государственного сектора в экономике ря­да стран Западной Европы (Великобритания, Франция, Ита­лия, ФРГ, Австрия) — процессом, который получил наиболь­шее распространение после второй мировой войны. Его главной задачей является оказание поддержки частному хозяйству пу­тем сохранения и развития важных отраслей производства, ко­торые в силу своей специфики имеют низкую рентабельность и тем самым невыгодны для предпринимательства (железнодо­рожный, воздушный транспорт, электроэнергетическая, газо­вая, угольная промышленности и т.п.). Государственные пред­приятия, таким образом, представляют собой попытку разре­шить противоречие между частнопредпринимательскими инте­ресами и общенациональными экономическими проблемами. В то же время финансы государственных предприятий — это зве­но финансовой системы, посредством которого государство участвует в первичном распределении национального дохода, аккумулируя в своих руках часть дохода, создаваемого на этих предприятиях.

Информация о работе Финансовая система государства