Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:43, лекция
Финансы и финансовая система государства
Государственный бюджет и его структура
Налоги и налогообложение
Другие источники дохода государственного бюджета
Расходы государственного бюджета
Бюджетный дефицит и способы его финансирования
Государственный долг и его последствия
План лекции
1. Финансы и финансовая система государства
Финансы – это совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов в хозяйственном процессе.
Финансовая система государства – совокупность финансовых фондов, регулирующих органов и правовых норм, создающих возможность кругооборота стоимостных потоков в экономике. Иначе – это финансовые ресурсы трех субъектов экономики: государства, фирм и домашних хозяйств.
Таблица 1
Финансовая
система государства
Элементы финансовой системы | Звенья финансовой системы |
1. Совокупность бюджетов и фондов | Бюджеты
Внебюджетные фонды (Нацфонд) Валютные резервы государства Финансовые
фонды предприятий и |
2. Совокупность регулирующих органов | Министерство
финансов
Агентство финансового надзора (АФН) Финансовая полиция и т.д. |
3. Совокупность нормативных актов | Конституция страны
Налоговый кодекс Законы и нормативные акты в сфере финансов |
2. Государственный бюджет и его структура
Главным
звеном финансовой системы является
государственный бюджет. Государственный
бюджет – это финансовый счет государства,
в котором представлена сумма доходов
и расходов государства за определенный
период. В Казахстане
он состоит из бюджетов двух уровней: республиканского
бюджета, который формируется для обслуживания
финансовых нужд правительства и бюджетов
местных органов власти – акиматов, которые
обслуживают финансовые нужды государства
в регионах. Районы, как правило, не имеют
собственного бюджета. При этом за каждым бюджетом
закрепляются определенные независимые
источники финансирования. Это устраняет
нахлебнические настроения и стимулирует
акиматы заботиться о развитии своих территорий.
Так как чем лучше сработают прерприятия
региона, тем больше получит акимат в форме
налогов.
Цели государственного бюджета
1. Перераспределение национального дохода в интересах социально справедливого распределения доходов;
2. Регулирование и стимулирование экономики в интересах ускорения экономического роста, что подразумевает выдачу субсидий высокотехнологичных предприятиям, производящим продукцию на импорт и повышение пошлин на вывоз не переработанного сырья из страны и т.д.;
3. Стимулирование НТП, что подразумевает большие вложения в науку, образование и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), что позволяет ускорить рост производительности экономики;
4. Финансирование социальной политики. Направление средств в интересах создания равных условий для развития всех;
5. Контрольная функция. Проверка правильности расходования выделенных средств и своевременного их освоения
6. Создание общественных благ. Вложения в производственную и социальную инфраструктуру (мосты, железные дороги, электроэнергетику и т.д.);
7. Устранение негативных внешних эффектов (повышение налогов на загрязнителей окружающей среды до размеров возмещения потерь для общества).
Различают четыре функции государственных финансов: рапределительная, перераспределительная, стабилизационная и инвестиционная (табл. 2).
Таблица 2
Функции
государственных
финансов
Функции | Содержание | Причины |
Позиция неоклассической и либеральной школы | ||
Распределительная | Распределение национального дохода через бюджет | Производство общественных благ. Это неинтересно частному сектору, но нужно обществу |
Перераспределительная | Корректировка
распределения доходов и |
На первичное распределение влияют случайные факторы (наследство на капитал, разные возможности получения образования) |
Стабилизационная | Обеспечения устойчивости экономического роста | Без сохранения устойчивости быстрый рост экономики невозможен |
Инвестиционная
(только в быстроразвивающихся государствах) |
Создание производств и инфраструктуры, способных дать мощный долгосрочный импульс развитию экономики | Необходимость ускорения экономического роста |
Распределительная функция связана с потребностью государства финансировать производство общественных товаров, без которых немыслимо развитие современного общества. Это образование, здравоохранение, культура, фунадментальная наука, оборона, помощь социально незащищенным слоям населения, правопорядок, строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры (дороги, развязки, аэропорты, школы, больницы, стадионы и т.д.). Она реализуется посредством формирования и расходов государственного бюджета (табл. 3).
Перерапределительная функция связана с тем, что рынок является эффективным, но не равнымерным способом распределения создаваемых благ. Он приводит к сильному социальному расслоению общества. Для предотвращения социального взрыва, государство стремится путем перераспределения доходов от более богатых слоев в пользу бедных сгладить резкие различия в уровне получаемых гражданами доходов.
Стаблизационная функция вызвана необходимостью обеспечения устойчивого долгосрочного роста экономики без перегревов и спадов, которые приводят к ненужной потери ресурсов и времени.
Инвестиционная функция обусловлена заинтересованностью государства усокрить долгосрочный экономический рост за счет создания новых перспективных производств, а также производственной и социальной инфраструктуры, реализация которых не под силу частным предпринимателям.
Таблица 3
Государственный
бюджет Казахстана в 2010
году
млрд. тенге | в % | |
Доходы (поступления) – всего | 4299 | 100,0 |
из них: | ||
− Налоговые поступления | 2934 | 68,2 |
o налог на добавленную стоимость | 677 | 15,8 |
o акцизы | 61 | 1,4 |
o корпоративный подоходный налог | 837 | 19,5 |
o земельный налог | 0 | 0,0 |
o подоходный налог с физических лиц | 312 | 7,3 |
o социальный налог | 254 | 5,9 |
− Сборы и разные неналоговые доходы | 104 | 2,4 |
− Поступление трансфертов | 1200 | 27,9 |
Расходы – всего | 4457 | 100,0 |
из них на производство |
||
− на экономику | 706 | 15,8 |
− на социально-культурные мероприятия | 2774 | 62,2 |
− на оборону | 221 | 5,0 |
− на содержание органов государственной власти и управления | 600 | 13,5 |
− обслуживание долга | 95 | 2,1 |
Превышение доходов над расходами, расходов над доходами (-) | -527,3 | -11,8 |
Источник: Статистический
бюллетень Министерства финансов Республики
Казахстан №12 (144), декабрь 2010г.
Помимо государственного бюджета существуют внебюджетные фонды. В Казахстане к ним ныне относится лишь Национальный фонд. В нем накапливаются налоговые отчисления нефтедобывающих предприятий, а также доходы от приватизации государственного имущества. Он используется лишь на накопительные и стабилизационные цели. В первом случае он рассматривается как дополнительный финансовый резерв государства на случай непредвиденных событий, а во втором как финансовый стабилизатор бюджета в случае кризиса, так как в момент кризиса за счет средств фонда могут финансироваться неотложные государственные нужды.
Соотношение
величины бюджетных средств к ВВП
показывает степень активности государства
в экономике и называется государственной
квотой.
На ее основе можно делать достаточно
обоснованный вывод о реальной роли государства
в экономике. Так, через государственный
бюджет перераспределяется значительная
часть ВВП развитых стран - от 35 до 55%. В
Казахстане в 2003 году доля ВВП, перераспределяемого
через государственный бюджет крайне
низка, и составляла 22%. Эти данные показывают
крайне низкий уровень государственного
участия в экономики Казахстана, что вызвано
перегибами приватизации государственной
собственности.
3. Налоги и налогообложение
Для
производства общественных благ и регулирования
хозяйства государству нужны
деньги. Где взять эти деньги?
Существует несколько источников дохода,
которые формируют бюджет правительства.
Давайте рассмотрим их по очереди.
Налоги
Первый и самый очевидный источник наполнения бюджета - сбор денег с населения и предприятий. Ведь общественные блага (безопасность, инфраструктура) нужны всему населению, и поэтому будет логично, если каждый оплатит часть расходов на их создание.
Налогом называется обязательный платеж государству, который должны осуществить фирмы или население в соответствии с некоторым принципом и который не является платой за конкретную встречную услугу со стороны государства. В 2010 г. на налоговые доходы приходилось приблизительно 70% доходов государственного бюджета РК.