Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 18:43, лекция

Описание работы

Финансы и финансовая система государства
Государственный бюджет и его структура
Налоги и налогообложение
Другие источники дохода государственного бюджета
Расходы государственного бюджета
Бюджетный дефицит и способы его финансирования
Государственный долг и его последствия

Работа содержит 1 файл

Финансовая+система+государства.doc

— 409.50 Кб (Скачать)

Лекция  6. Финансовая система государства

 

План  лекции

    1. Финансы и финансовая система государства
    2. Государственный бюджет и его структура
    3. Налоги и налогообложение
    4. Другие источники дохода государственного бюджета
    5. Расходы государственного бюджета
    6. Бюджетный дефицит и способы его финансирования
    7. Государственный долг и его последствия
 

     1. Финансы и финансовая  система государства

     Финансы – это совокупность стоимостных потоков, связанных с распределением и использованием денежных ресурсов в хозяйственном процессе.

     Финансовая система государства – совокупность финансовых фондов, регулирующих органов и правовых норм, создающих возможность кругооборота стоимостных потоков в экономике. Иначе – это финансовые ресурсы трех субъектов экономики: государства, фирм и домашних хозяйств.

Таблица 1

Финансовая  система государства 

Элементы  финансовой системы Звенья  финансовой системы
1. Совокупность  бюджетов и фондов Бюджеты

Внебюджетные  фонды (Нацфонд)

Валютные  резервы государства

Финансовые  фонды предприятий и организация

2. Совокупность регулирующих органов Министерство  финансов

Агентство финансового надзора (АФН)

Финансовая  полиция и т.д.

3. Совокупность  нормативных актов Конституция страны

Налоговый кодекс

Законы  и нормативные акты в сфере  финансов

 

     2. Государственный бюджет и его структура

     Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет – это финансовый счет государства, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период. В Казахстане он состоит из бюджетов двух уровней: республиканского бюджета, который формируется для обслуживания финансовых нужд правительства и бюджетов местных органов власти – акиматов, которые обслуживают финансовые нужды государства в регионах. Районы, как правило, не имеют собственного бюджета. При этом за каждым бюджетом закрепляются определенные независимые источники финансирования. Это устраняет нахлебнические настроения и стимулирует акиматы заботиться о развитии своих территорий. Так как чем лучше сработают прерприятия региона, тем больше получит акимат в форме налогов.   

     Цели  государственного бюджета

     1. Перераспределение  национального дохода в интересах социально справедливого распределения доходов;

     2. Регулирование и  стимулирование экономики в интересах ускорения экономического роста, что подразумевает выдачу субсидий высокотехнологичных предприятиям, производящим продукцию на импорт и повышение пошлин на вывоз не переработанного сырья из страны и т.д.;

     3. Стимулирование НТП, что подразумевает большие вложения в науку, образование и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), что позволяет ускорить рост производительности экономики;

     4. Финансирование социальной политики. Направление средств в интересах создания равных условий для развития всех;

     5. Контрольная функция. Проверка правильности расходования выделенных средств и своевременного их освоения

     6. Создание общественных  благ. Вложения в производственную и социальную инфраструктуру (мосты, железные дороги, электроэнергетику и т.д.);

     7. Устранение негативных внешних эффектов (повышение налогов на загрязнителей окружающей среды до размеров возмещения потерь для общества).

     Различают четыре функции государственных  финансов: рапределительная, перераспределительная, стабилизационная и инвестиционная (табл. 2).

Таблица 2

Функции государственных  финансов 

Функции Содержание Причины
Позиция неоклассической  и либеральной  школы
Распределительная Распределение национального дохода через бюджет Производство  общественных благ. Это неинтересно  частному сектору, но нужно обществу
Перераспределительная Корректировка распределения доходов и имущества  с ориентацией на большее социальное равенство На первичное  распределение влияют случайные факторы (наследство на капитал, разные возможности получения образования)
Стабилизационная Обеспечения устойчивости экономического роста Без сохранения устойчивости быстрый рост экономики невозможен
Инвестиционная

(только  в быстроразвивающихся государствах)

Создание производств  и инфраструктуры, способных дать мощный долгосрочный импульс развитию экономики Необходимость ускорения экономического роста
 

     Распределительная функция связана с потребностью государства финансировать производство общественных товаров, без которых немыслимо развитие современного общества. Это образование, здравоохранение, культура, фунадментальная наука, оборона, помощь социально незащищенным слоям населения, правопорядок, строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры (дороги, развязки, аэропорты, школы, больницы, стадионы и т.д.). Она реализуется посредством формирования и расходов государственного бюджета (табл. 3).

     Перерапределительная  функция связана с тем, что рынок является эффективным, но не равнымерным способом распределения создаваемых благ. Он приводит к сильному социальному расслоению общества. Для предотвращения социального взрыва, государство стремится путем перераспределения доходов от более богатых слоев в пользу бедных сгладить резкие различия в уровне получаемых гражданами доходов.

     Стаблизационная функция вызвана необходимостью обеспечения устойчивого долгосрочного роста экономики без перегревов и спадов, которые приводят к ненужной потери ресурсов и времени.

     Инвестиционная  функция обусловлена заинтересованностью государства усокрить долгосрочный экономический рост за счет создания новых перспективных производств, а также производственной и социальной инфраструктуры, реализация которых не под силу частным предпринимателям

Таблица 3

Государственный бюджет Казахстана в 2010 году 

  млрд. тенге в %
Доходы (поступления) – всего 4299 100,0
    из них:    
−        Налоговые поступления 2934 68,2
o       налог на добавленную стоимость 677 15,8
o       акцизы 61 1,4
o       корпоративный подоходный налог 837 19,5
o       земельный налог 0 0,0
o       подоходный налог с физических лиц 312 7,3
o       социальный налог 254 5,9
−        Сборы и разные неналоговые доходы 104 2,4
−        Поступление трансфертов 1200 27,9
Расходы – всего 4457 100,0
     из них на производство общественных  благ:    
−        на экономику 706 15,8
−        на социально-культурные мероприятия 2774 62,2
−        на оборону 221 5,0
−        на содержание органов государственной власти и управления 600 13,5
−        обслуживание долга 95 2,1
Превышение  доходов над расходами, расходов над доходами (-) -527,3 -11,8

Источник: Статистический бюллетень Министерства финансов Республики Казахстан №12 (144), декабрь 2010г. 

     Помимо  государственного бюджета существуют внебюджетные фонды. В Казахстане к ним ныне относится лишь Национальный фонд. В нем накапливаются налоговые отчисления нефтедобывающих предприятий, а также доходы от приватизации государственного имущества. Он используется лишь на накопительные и стабилизационные цели. В первом случае он рассматривается как дополнительный финансовый резерв государства на случай непредвиденных событий, а во втором как финансовый стабилизатор бюджета в случае кризиса, так как в момент кризиса за счет средств фонда могут финансироваться неотложные государственные нужды.

     Соотношение величины бюджетных средств к ВВП показывает степень активности государства в экономике и называется государственной квотой. На ее основе можно делать достаточно обоснованный вывод о реальной роли государства в экономике. Так, через государственный бюджет перераспределяется значительная часть ВВП развитых стран - от 35 до 55%. В Казахстане в 2003 году доля ВВП, перераспределяемого через государственный бюджет крайне низка, и составляла 22%. Эти данные  показывают крайне низкий уровень государственного участия в экономики Казахстана, что вызвано перегибами приватизации государственной собственности. 

     3. Налоги и налогообложение

     Для производства общественных благ и регулирования  хозяйства государству нужны  деньги. Где взять эти деньги? Существует несколько источников дохода, которые формируют бюджет правительства. Давайте рассмотрим их по очереди.  

     Налоги

     Первый  и самый очевидный источник наполнения бюджета - сбор денег с населения и предприятий. Ведь общественные блага (безопасность, инфраструктура) нужны всему населению, и поэтому будет логично, если каждый оплатит часть расходов на их создание.

     Налогом называется обязательный платеж государству, который должны осуществить фирмы или население в соответствии с некоторым принципом и который не является платой за конкретную встречную услугу со стороны государства. В 2010 г. на налоговые доходы приходилось приблизительно 70% доходов государственного бюджета РК.

Информация о работе Финансовая система государства