Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы выступает изучение финансовой системы государства.
При написании работы ставились следующие задачи:
изучить финансовую систему, ее функции и принципы построения;
рассмотреть сферы и звенья финансовой системы;
охарактеризовать особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..... 4
1 Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему……………….
6
2 Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика…………………. 14
2.1 Общегосударственные (централизованные) финансы……………………. 14
2.2 Децентрализованные финансы……………………………………………... 22
3 Особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..
25
Заключение………………………………………………………………………. 37
Список использованных источников…………………………………………... 39
Приложение

Работа содержит 1 файл

финансовая система.doc

— 605.50 Кб (Скачать)

     2 Сферы и звенья финансовой системы 
 

     2.1 Общегосударственные (централизованные) финансы 
 
 

     Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью оказывает воздействие на экономические процессы.

     Государственный бюджет одновременно является одним из главных инструментов осуществления финансовой политики государства. В последние годы он все шире используется для преодоления кризисных явлений в экономике, снижения инфляции, оказания социальной поддержки отдельным слоям населения, развития рыночных отношений. Так, в частности, средства государственного бюджета участвуют в развитии и укреплении предпринимательских структур, приватизации государственной собственности, развитии внешнеэкономической деятельности предприятий.

     Бюджет  страны состоит из двух взаимосвязанных  групп статей: доходных и расходных.

     В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.

     В расходной части государственного бюджета указывается, куда конкретно направляются денежные средства, и их количественные параметры. Наибольшая часть бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части приходится на содержание аппарата управления и обеспечение обороны страны.

     По  размерам доходной и расходной частей государственного бюджета обычно судят  об уровне экономического развития страны и материальном положении основной части населения. При составлении государственного бюджета большое внимание уделяют его сбалансированности, добиваясь, чтобы расходы не превышали доходы. Если расходная часть превысит доходную, то образуется бюджетный дефицит — признак финансовых затруднений в стране.

     Стремясь  сбалансировать бюджет, правительство  должно либо увеличить ставки налога, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Проблема заключается в том, что эти меры являются сдерживающими по своему характеру; каждая из них еще больше сокращает, а вовсе не стимулирует совокупный спрос. Ежегодно балансируемый бюджет будет вызывать ускорение инфляции. Как только в процессе инфляции повышаются денежные доходы, автоматически возрастают налоговые поступления. Для того чтобы

     ликвидировать грядущие бюджетные излишки, правительство в этой ситуации должно либо снизить ставки налога, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание обоих подходов. Ясно, что использование любого из этих трех подходов усилит инфляционное давление в экономике [9, с. 251, 366].

     Учитывая  указанные отрицательные результаты, одни экономисты предлагают стремиться к балансу бюджета в течение всего цикла деловой активности, другие призывают к сбалансированию экономики в целом, а не только финансов [10, с. 269 - 271].

     На  практике расходная часть бюджета, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета, когда  расходы правительства превышают его доходы, называется бюджетным дефицитом. В настоящее время почти во всех странах имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Бюджетный дефицит присущ и развитым, и развивающимся странам. Различают два вида дефицита бюджета: циклический и структурный. Дефицит бюджета является циклическим, если он вызван изменениями в промышленном цикле, и структурным, если причиной его образования выступает фискальная политика государства. Динамика бюджетных дефицитов отчетливо проявляется как в абсолютных размерах, так и в отношении к валовому национальному продукту практически всех государств. При этом возрастание бюджетных дефицитов приобрело хронический характер и огромные масштабы.

     В основе дефицита государственного бюджета лежит множество причин. Среди них можно выделить следующие:

     1) спад общественного производства;

     2) завышенные расходы на реализацию  принятых социальных программ;

     3)  возросшие затраты на оборону;

     4)  рост теневого сектора экономики.

     Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и повышения жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30 %). Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств.             

     Дефицит бюджета является главной причиной образования государственного долга. Государственный долг — это общая сумма задолженности государства по непогашенным займам, обязательствам, кредитам и невыплаченным по ним процентам. Государственные облигации и кредиты — это долговые обязательства государства. По долгам надо обязательно рассчитываться. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать долги. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к все новым займам и кредитам; покрывая старые долги, они делают новые. Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Подсчитано, что превышение государственного долга над валовым внутренним продуктом более чем в 2,5 раза опасно для стабильности экономики, особенно для устойчивого денежного обращения.

     Государственный долг выступает в различных формах. В зависимости от размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний государственный долг образуется в результате заимствования средств внутри страны у населения, предприятий и учреждений. Внешний государственный долг представляет собой сумму заемных средств, полученных от иностранных государств, предприятий, учреждений и граждан. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Долговые обязательства погашаются в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет. Различают также прямой и косвенный (скрытый) государственный долг. Второй образуется вследствие выдачи правительством гарантий по кредитам частным и государственным предприятиям, местным органам власти, а также за счет страхования кредитов. Косвенным, или скрытым, он называется потому, что проявляется только в случае неплатежеспособности заемщика. Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общего размера задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов. Важное значение имеет сравнение величины государственного долга с объемом валового национального продукта, валового внутреннего продукта; расчет задолженности на душу населения. Так, государственный долг США в 1989 г. составил 56 % по отношению к валовому национальному продукту [11, с. 331].

     В настоящее время во всех странах  наблюдается рост государственного долга. В развитых странах он колеблется от 20 до 70 %. В Республике Беларусь проблема дефицита бюджета и государственного долга до последнего времени была довольно острой. Причиной этого являются:

     1) резкое удорожание ресурсов;

     2) прекращение целого ряда производств  военной продукции и научно-технических исследований;

     3) снижение объема производства национального продукта;

     4) отсутствие четкой концепции  кредитно-денежного и финансового  регулирования экономики.

     Бюджетный дефицит и государственный долг можно устранить путем финансового  оздоровления экономики. Это предполагает осуществление следующих направлений: преобразование отношений собственности, переход к многообразию ее форм; устранение монополизма в производстве и управлении; достижение сбалансированности между платежеспособным спросом и его покрытием товарами и услугами, соответствия между оборотом денег и товаров; ликвидация убыточности и дотаций, рост рентабельности; уменьшение численности аппарата управления; прекращение выдачи необеспеченных кредитов и более жесткая кредитная политика в целом; сокращение расходов на оборону; торможение, а затем и прекращение инфляции; повышение эффективности внешнеэкономической деятельности; продажа населению государственных ценных бумаг, земли и объектов недвижимости; эффективная борьба с хищениями, коррупцией, взяточничеством и бесхозяйственностью в стране.

     Важным  звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, предназначенные для финансирования расходов, не включенных в бюджет.

     Широкое использование наряду с государственным бюджетом средств внебюджетных фондов обусловлено рядом причин, прежде всего ограниченностью бюджетных ресурсов. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По экономическому содержанию данные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов. Они имеют строго целевое назначение, включая:

     1) мобилизацию средств для пенсионного  обеспечения;

     2) финансирование мероприятий, связанных с проблемами занятости населения;

     3) материальное обеспечение обязательного  медицинского страхования;

     4)  поддержку развития приоритетных  отраслей экономики и т.д.

     Мобилизация и использование средств указанных  фондов осуществляются в специальных формах и особыми методами, в связи с чем эти фонды выделяют в самостоятельное звено государственных финансов. Формирование фондов производится за счет обязательных целевых отчислений предприятий. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и отличаются определенной самостоятельностью. Число внебюджетных фондов в каждой стране определяет правительство.

     Порядок формирования и использования внебюджетных и целевых бюджетных фондов регламентируется законодательством.

     Среди звеньев общегосударственных финансов особую роль выполняет государственный кредит, посредством которого осуществляется накопление дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, а также иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств.

     Объективная необходимость существования государственного кредита кроется в постоянной нехватке средств государственного бюджета на удовлетворение потребностей общества и в наличии бюджетного дефицита.

     Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренним называется государственный кредит, размещаемый внутри страны, а внешним — размещаемый в других странах.

     Необходимо  отметить, что авторы ряда учебных  пособий по финансам выделяют в составе  общегосударственных финансов еще  одно звено — фонды страхования, или государственное, имущественное, личное и другие виды страхования. Безусловно, финансовые отношения, связанные с личным, имущественным и другими видами страхования, являются очень важным сектором в общей совокупности финансовых отношений государства. Но выделять их в самостоятельное звено общегосударственных финансов нет экономических оснований. Страховые организации (государственные и негосударственные), формирующие фонды страхования, функционируют на тех же принципах, что и другие коммерческие организации, «преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности».

     Именно  по этой причине страховые организации  не выделяются в Гражданском кодексе  Республики Беларусь как самостоятельная  сфера или звено субъектов  хозяйствования. Их следует включать в состав коммерческих организаций.

     Страхование — одна из древнейших категорий, отражающих особую сферу экономических отношений общества. Главный побудительный мотив страхования — это рисковый характер производства и жизни человека. На любой стадии общественно-экономического развития существует риск разрушительного воздействия стихийных сил природы и нерациональной деятельности самого человека на процесс воспроизводства. Такие явления, как засуха, наводнение, градобитие, а также неосторожное обращение с источником опасности могут привести к пожару, взрыву, транспортной аварии, причинить крупный ущерб, нарушить воспроизводственный процесс и повлечь человеческие жертвы.

     Сущность  страхования как экономической  категории раскрывается в системе перераспределительных отношений, включающих замкнутую солидарную раскладку ущерба между участниками страховых отношений и его возмещение из специальных денежных фондов, сформированных за счет взносов страхователей, при наступлении чрезвычайных неблагоприятных событий.

Информация о работе Финансовая система государства