Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:59, курсовая работа
Целью работы выступает изучение финансовой системы государства.
При написании работы ставились следующие задачи:
изучить финансовую систему, ее функции и принципы построения;
рассмотреть сферы и звенья финансовой системы;
охарактеризовать особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………..... 4
1 Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему……………….
6
2 Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика…………………. 14
2.1 Общегосударственные (централизованные) финансы……………………. 14
2.2 Децентрализованные финансы……………………………………………... 22
3 Особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..
25
Заключение………………………………………………………………………. 37
Список использованных источников…………………………………………... 39
Приложение
Курсовая
работа 39 с., 6 рис., 1 табл., 18 источник, 2прил.
финансовая
система, звенья финансовой
системы, централизованные
финансы, государственный
бюджет, децентрализованные
финансы, финансы
предприятий
Объект исследования – финансовая система государства.
Предмет исследования – финансовая система Республики Беларусь.
Цель работы – изучение финансовой системы государства.
Методы исследования: контент-анализа различных источников научной и специальной литературы, сравнения, анализа и синтеза, научного обобщения, графический.
Исследования и разработки: изучена финансовая система, ее функции и принципы построения; рассмотрены сферы и звенья финансовой системы; охарактеризованы особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь.
Автор
работы подтверждает, что приведенный
в ней расчетно-аналитический
материал правильно и объективно
отражает состояние исследуемого процесса,
а все заимствованные из литературных
и других источников теоретические и методологические
положения и концепции сопровождаются
ссылками на их авторов.
________________________
Содержание
Введение………………………………………………………… |
4 |
1 Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему………………. | 6 |
2 Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика…………………. | 14 |
2.1 Общегосударственные (централизованные) финансы……………………. | 14 |
2.2 Децентрализованные финансы……………………………………………... | 22 |
3 Особенности
становления и развития финансовой системы
Республики Беларусь………………………………………………………… |
25 |
Заключение…………………………………………………… |
37 |
Список использованных источников…………………………………………... | 39 |
Приложение А Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН), млрд р………………………………………………………………….... | 40 |
Приложение
Б Основные организационно-правовые
формы предпринимательства…………… |
41 |
Введение
По определению, наиболее часто встречающемуся в литературе, под финансовой системой государства принято понимать совокупность звеньев, взаимодействующих между собой и объединенных одной целью, определенной финансовой политикой государства.
К звеньям финансовой системы относятся государственный бюджет, местные бюджеты, внебюджетные фонды, финансы предприятий, государственный кредит, имущественное и личное страхование. С их помощью государство стремится охватить своим воздействием возможно более широкий диапазон экономических и социальных процессов, повысить маневренность в использовании финансовых ресурсов. Государство также активно приспосабливает все звенья финансовой системы к новым экономическим и политическим реальностям. Под влиянием развития производительных сил и хозяйственной конъюнктуры структура звеньев финансовой системы претерпевает определенные изменения. Звенья финансовой системы эволюционизируют, наполняются новым содержанием, взаимосвязи, существующие между ними, также не находятся в статическом состоянии, поскольку внутрисистемные отношения играют важную роль в связи с воздействием на экономические и социальные процессы.
Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие звенья, как государственный бюджет; внебюджетные фонды (включая фонд социальной защиты населения); фонд государственного имущественного, личного и других видов страхования (страхование ответственности и др.); государственный кредит.
Общегосударственные финансы можно определить как систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на общегосударственные потребности.
Главным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет.
Самостоятельное
звено образуют финансы государственных
предприятий. Его возникновение
связано с развитием
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что решающую роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Волна кризисных явлений в финансовой сфере и кредитная нестабильность подтвердили необходимость такой структуры финансовой системы, которая бы обеспечивала эффективную динамику экономических процессов в государстве.
Целью работы выступает изучение финансовой системы государства.
При написании работы ставились следующие задачи:
1
Сущность финансовой
системы государства,
критерии и принципы
финансовых отношений,
включаемых в финансовую
систему
Слово «финансы» (лат. financia - доход, денежный платеж) возникло в средние века в торговых городах Италии при становлении регулярного товарно-денежного обращения и росте потребности государства в денежных ресурсах.
Финансовые отношения возникли гораздо раньше с разделением общества на классы, появлением товарного производства, опосредованного денежными отношениями и наличием государства. В эпоху рабовладельчества и феодализма финансы играли незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как главными их источниками были военные добычи, натуральные подати и трудовые повинности, а казна государства была собственностью его главы. Таким образом, финансы как экономическая категория существовали в различных общественных формациях. Они имели единую абстрактную сущность, но разное содержание.
Можно выделить несколько этапов развития финансов. Характерными особенностями первого из них (рабовладельческий и феодальный строй) были неразвитость финансовых отношений, их слабое влияние на экономику государства и использование в основном в военных целях. На втором этапе (средние века), когда казна государства перестала быть собственностью его главы, финансовые отношения ограничивались формированием и использованием бюджета, и он был единственным звеном финансовой системы. По мере развития товарно-денежных отношений и функций государства стало формироваться и использоваться гораздо большее количество фондов денежных средств, и финансовая система стала многозвенной [1, с. 5].
Во второй половине XX в. и на современном этапе для финансов характерны высокая степень воздействия на экономику, широкий спектр финансовых отношений, многозвенность финансовой системы, возникновение и функционирование финансового рынка, интенсивное развитие финансовой науки.
Необходимость финансов обусловлена такими факторами, как существование товарно-денежного обмена, стимулируемого развитием государства; действие закона стоимости, обеспечивающего распределение ВВП и его составной части-прибыли; асинхронность производства и потребления (если бы этот процесс был одновременным, то экономика могла бы обойтись без финансов).
Финансы - это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом являются государство и предприятия. Однако не всякие денежные отношения представляют финансы. Во-первых, понятие денег шире, а финансы - часть денежных отношений. Во-вторых, деньги отличаются от финансов и по сущности, и по содержанию, и по выполняемым функциям. Деньги прежде всего - это всеобщий эквивалент, на основании которого оценивают затраты труда производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Следовательно, финансы - объективная экономическая категория, связанная с системой денежных отношений в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и национального дохода по поводу формирования и использования фондов денежных средств и денежных накоплений у государства и субъектов хозяйствования. Их обязательным условием существования являются деньги.
Поскольку экономическими отношениями считаются отношения по поводу производства, распределения, обмена (продаж) и потребления, то важно знать, на какой из этих стадий существуют деньги (там, где нет денег, нет и финансов), на какой - деньги и финансы, на какой - только деньги [2, с. 8].
На первый взгляд, на стадии производства невозможно обходиться без денег и на ней формируются финансовые ресурсы при переносе старой стоимости и создании новой. Однако эта видимость обусловлена параллельностью и непрерывностью процесса производства. Фактически же деньги, исходя из их основных функций (деньги как мера стоимости и как средство обмена), возникают и функционируют только тогда, когда товар в стоимостной форме готов к реализации и продан, т.е. на стадиях распределения и обмена. На стадии потребления нет реального движения денежных средств, значит и нет места возникновения финансов.
На стадии распределения движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от товара, здесь стоимость переходит от одних владельцев к другим, это движение стоимости носит односторонний характер. На этой стадии возникают финансы, призванные делить стоимость
ВВП на составляющие ее элементы, вычленять прибыль, амортизационные отчисления, отчисления во внебюджетные и централизованные бюджетные фонды, изымать часть прибыли в форме налогов в бюджет, а другую ее часть оставлять в распоряжении предприятий, капитализировать нераспределенную прибыль и т.д. Следовательно, на данной стадии с помощью финансов происходит распределение и перераспределение стоимости.
На стадии обмена распределенная стоимость обменивается на товарную и нет места финансам.
Таким образом, будучи ограниченными одной стадией воспроизводства, т.е. рамками распределительного процесса, финансы призваны обеспечить потребности государства и хозяйствующих субъектов в денежных средствах путем образования денежных фондов. И вместе с тем, с помощью распределительных отношений они органически взаимосвязаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса, поскольку на первой стадии существуют такие финансовые факторы производства, как уставный капитал, оборотные и внеоборотные активы, нормирование и финансирование оборотных средств, амортизация основных фондов и нематериальных активов и т.д. На стадии обмена в результате продажи товаров и услуг оперируют выручкой, формируются прибыль, фонды обращения, а стадии потребления свойственны финансовые отношения, связанные с формированием и использованием фондов потребления и социального страхования.
Финансы — это производственные отношения по поводу распределения части ВВП, главным образом чистого дохода, и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на расширенное воспроизводство и общегосударственные нужды. Использование прибавочного продукта посредством образования целевых фондов денежных средств является наиболее эффективной формой его расходования [3, с.16].
Появление понятия финансовой системы связано с дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «финансы». Как отмечалось ранее, финансы выражают денежные отношения, которые, при всей своей качественной однородности, тем не менее различаются. В каждом государстве существует несколько сфер финансовых отношений со специфическими формами и методами мобилизации финансовых ресурсов и их использования. Например, формирование финансовых ресурсов в организациях сферы материального производства происходит за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет страны образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Различаются и каналы направления финансовых ресурсов. У организаций решающая часть финансовых ресурсов используется на формирование основных и оборотных производственных фондов, на потребности социального характера и др. Средства государственного бюджета идут на финансирование приоритетных отраслей, содержание учреждений и организаций непроизводственной сферы (здравоохранения, образования, культуры и др.). С учетом сказанного можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы, имеющим некоторые отличия. Однако это отличия внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны и составляют единую финансовую систему.