Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы выступает изучение финансовой системы государства.
При написании работы ставились следующие задачи:
изучить финансовую систему, ее функции и принципы построения;
рассмотреть сферы и звенья финансовой системы;
охарактеризовать особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..... 4
1 Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему……………….
6
2 Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика…………………. 14
2.1 Общегосударственные (централизованные) финансы……………………. 14
2.2 Децентрализованные финансы……………………………………………... 22
3 Особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..
25
Заключение………………………………………………………………………. 37
Список использованных источников…………………………………………... 39
Приложение

Работа содержит 1 файл

финансовая система.doc

— 605.50 Кб (Скачать)

  Реферат

 

     Курсовая  работа 39 с., 6 рис., 1 табл., 18 источник, 2прил. 
 

     финансовая  система, звенья финансовой системы, централизованные финансы, государственный  бюджет, децентрализованные финансы, финансы  предприятий  
 

     Объект  исследования – финансовая система государства.

     Предмет исследования – финансовая система Республики Беларусь.

     Цель  работы – изучение финансовой системы государства.

     Методы  исследования: контент-анализа различных источников научной и специальной литературы, сравнения, анализа и синтеза, научного обобщения, графический.

     Исследования  и разработки: изучена финансовая система, ее функции и принципы построения; рассмотрены сферы и звенья финансовой системы; охарактеризованы особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь.

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические и методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 

    ________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 

Введение………………………………………………………………………..... 4
1 Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему……………….  
6
2 Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика…………………. 14
2.1 Общегосударственные (централизованные) финансы……………………. 14
2.2 Децентрализованные финансы……………………………………………... 22
3 Особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..  
25
Заключение………………………………………………………………………. 37
Список  использованных источников…………………………………………... 39
Приложение  А Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН), млрд р…………………………………………………………………....  
40
Приложение  Б Основные организационно-правовые формы предпринимательства…………………………………………………………….  
41
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 
 

     По  определению, наиболее часто встречающемуся в литературе, под финансовой системой государства принято понимать совокупность звеньев, взаимодействующих между собой и объединенных одной целью, определенной финансовой политикой государства.

     К звеньям финансовой системы относятся  государственный бюджет, местные  бюджеты, внебюджетные фонды, финансы  предприятий, государственный кредит, имущественное и личное страхование. С их помощью государство стремится охватить своим воздействием возможно более широкий диапазон экономических и социальных процессов, повысить маневренность в использовании финансовых ресурсов. Государство также активно приспосабливает все звенья финансовой системы к новым экономическим и политическим реальностям. Под влиянием развития производительных сил и хозяйственной конъюнктуры структура звеньев финансовой системы претерпевает определенные изменения. Звенья финансовой системы эволюционизируют, наполняются новым содержанием, взаимосвязи, существующие между ними, также не находятся в статическом состоянии, поскольку внутрисистемные отношения играют важную роль в связи с воздействием на экономические и социальные процессы.

     Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя такие звенья, как государственный  бюджет; внебюджетные фонды (включая  фонд социальной защиты населения); фонд государственного имущественного, личного и других видов страхования (страхование ответственности и др.); государственный кредит.

     Общегосударственные финансы можно определить как  систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их на общегосударственные потребности.

     Главным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет.

     Самостоятельное звено образуют финансы государственных  предприятий. Его возникновение  связано с развитием государственного сектора экономики. Посредством  этого звена государство участвует в первичном распределении национального дохода.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что решающую роль как в самой  структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Волна кризисных явлений в финансовой сфере и кредитная нестабильность подтвердили необходимость такой структуры финансовой системы, которая бы обеспечивала эффективную динамику экономических процессов в государстве.

     Целью работы выступает изучение финансовой системы государства.

     При написании работы ставились следующие  задачи:

  • изучить финансовую систему, ее функции и принципы построения;
  • рассмотреть сферы и звенья финансовой системы;
  • охарактеризовать особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему 
 
 

     Слово «финансы» (лат. financia - доход, денежный платеж) возникло в средние века в торговых городах Италии при становлении регулярного товарно-денежного обращения и росте потребности государства в денежных ресурсах.

     Финансовые отношения возникли гораздо раньше с разделением общества на классы, появлением товарного производства, опосредованного денежными отношениями и наличием государства. В эпоху рабовладельчества и феодализма финансы играли незначительную роль в формировании денежных доходов государства, так как главными их источниками были военные добычи, натуральные подати и трудовые повинности, а казна государства была собственностью его главы. Таким образом, финансы как экономическая категория существовали в различных общественных формациях. Они имели единую абстрактную сущность, но разное содержание.

     Можно выделить несколько этапов развития финансов. Характерными особенностями первого из них (рабовладельческий и феодальный строй) были неразвитость финансовых отношений, их слабое влияние на экономику государства и использование в основном в военных целях. На втором этапе (средние века), когда казна государства перестала быть собственностью его главы, финансовые отношения ограничивались формированием и использованием бюджета, и он был единственным звеном финансовой системы. По мере развития товарно-денежных отношений и функций государства стало формироваться и использоваться гораздо большее количество фондов денежных средств, и финансовая система стала многозвенной [1, с. 5].

     Во  второй половине XX в. и на современном этапе для финансов характерны высокая степень воздействия на экономику, широкий спектр финансовых отношений, многозвенность финансовой системы, возникновение и функционирование финансового рынка, интенсивное развитие финансовой науки.

     Необходимость финансов обусловлена такими факторами, как существование товарно-денежного обмена, стимулируемого развитием государства; действие закона стоимости, обеспечивающего распределение ВВП и его составной части-прибыли; асинхронность производства и потребления (если бы этот процесс был одновременным, то экономика могла бы обойтись без финансов).

     Финансы - это всегда денежные отношения, в которых главным субъектом являются государство и предприятия. Однако не всякие денежные отношения представляют финансы. Во-первых, понятие денег шире, а финансы - часть денежных отношений. Во-вторых, деньги отличаются от финансов и по сущности, и по содержанию, и по выполняемым функциям. Деньги прежде всего - это всеобщий эквивалент, на основании которого оценивают затраты труда производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

     Следовательно, финансы - объективная экономическая  категория, связанная с системой денежных отношений в процессе распределения и перераспределения стоимости ВВП и национального дохода по поводу формирования и использования фондов денежных средств и денежных накоплений у государства и субъектов хозяйствования. Их обязательным условием существования являются деньги.

     Поскольку экономическими отношениями считаются  отношения по поводу производства, распределения, обмена (продаж) и потребления, то важно знать, на какой из этих стадий существуют деньги (там, где нет денег, нет и финансов), на какой - деньги и финансы, на какой - только деньги [2, с. 8].

     На  первый взгляд, на стадии производства невозможно обходиться без денег и на ней формируются финансовые ресурсы при переносе старой стоимости и создании новой. Однако эта видимость обусловлена параллельностью и непрерывностью процесса производства. Фактически же деньги, исходя из их основных функций (деньги как мера стоимости и как средство обмена), возникают и функционируют только тогда, когда товар в стоимостной форме готов к реализации и продан, т.е. на стадиях распределения и обмена. На стадии потребления нет реального движения денежных средств, значит и нет места возникновения финансов.

     На  стадии распределения движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от товара, здесь стоимость переходит от одних владельцев к другим, это движение стоимости носит односторонний характер. На этой стадии возникают финансы, призванные делить стоимость

     ВВП на составляющие ее элементы, вычленять  прибыль, амортизационные отчисления, отчисления во внебюджетные и централизованные бюджетные фонды, изымать часть прибыли в форме налогов в бюджет, а другую ее часть оставлять в распоряжении предприятий, капитализировать нераспределенную прибыль и т.д. Следовательно, на данной стадии с помощью финансов происходит распределение и перераспределение стоимости.

     На  стадии обмена распределенная стоимость обменивается на товарную и нет места финансам.

     Таким образом, будучи ограниченными одной  стадией воспроизводства, т.е. рамками распределительного процесса, финансы призваны обеспечить потребности государства и хозяйствующих субъектов в денежных средствах путем образования денежных фондов. И вместе с тем, с помощью распределительных отношений они органически взаимосвязаны со всеми стадиями воспроизводственного процесса, поскольку на первой стадии существуют такие финансовые факторы производства, как уставный капитал, оборотные и внеоборотные активы, нормирование и финансирование оборотных средств, амортизация основных фондов и нематериальных активов и т.д. На стадии обмена в результате продажи товаров и услуг оперируют выручкой, формируются прибыль, фонды обращения, а стадии потребления свойственны финансовые отношения, связанные с формированием и использованием фондов потребления и социального страхования.

     Финансы — это производственные отношения по поводу распределения части ВВП, главным образом чистого дохода, и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, используемых на расширенное воспроизводство и общегосударственные нужды. Использование прибавочного продукта посредством образования целевых фондов денежных средств является наиболее эффективной формой его расходования [3, с.16].

     Появление понятия финансовой системы связано  с дальнейшим развитием и конкретизацией понятия «финансы». Как отмечалось ранее, финансы выражают денежные отношения, которые, при всей своей качественной однородности, тем не менее различаются. В каждом государстве существует несколько сфер финансовых отношений со специфическими формами и методами мобилизации финансовых ресурсов и их использования. Например, формирование финансовых ресурсов в организациях сферы материального производства происходит за счет прибыли, амортизационных отчислений, выручки от продажи ценных бумаг и др. Государственный бюджет страны образуется в основном за счет налогов с предприятий и населения. Различаются и каналы направления финансовых ресурсов. У организаций решающая часть финансовых ресурсов используется на формирование основных и оборотных производственных фондов, на потребности социального характера и др. Средства государственного бюджета идут на финансирование приоритетных отраслей, содержание учреждений и организаций непроизводственной сферы (здравоохранения, образования, культуры и др.). С учетом сказанного можно утверждать, что каждая сфера финансовых отношений является в определенной мере самостоятельным звеном финансовой системы, имеющим некоторые отличия. Однако это отличия внутри единого целого, все звенья тесно взаимосвязаны и составляют единую финансовую систему.

Информация о работе Финансовая система государства