Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:59, курсовая работа
Целью работы выступает изучение финансовой системы государства.
При написании работы ставились следующие задачи:
изучить финансовую систему, ее функции и принципы построения;
рассмотреть сферы и звенья финансовой системы;
охарактеризовать особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………..... 4
1 Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему……………….
6
2 Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика…………………. 14
2.1 Общегосударственные (централизованные) финансы……………………. 14
2.2 Децентрализованные финансы……………………………………………... 22
3 Особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..
25
Заключение………………………………………………………………………. 37
Список использованных источников…………………………………………... 39
Приложение
Доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами поселков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
Распределение части - республиканских налогов и других обязательных платежей между областными бюджетами и бюджетами районов и городов областного подчинения осуществляется областными Советами депутатов.
Распределение части республиканских налогов и других обязательных платежей между районными бюджетами, бюджетами городов районного подчинения, поселков городского типа и сельсоветов осуществляется районными Советами депутатов. Местные Советы депутатов самостоятельно в пределах своих полномочий определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение.
В составе местных бюджетов образуются резервные и целевые бюджетные фонды, размеры которых определяются соответствующими местными Советами депутатов.
Местные исполнительные и распорядительные органы могут вкладывать имеющиеся у них временно свободные денежные средства в хозяйственную деятельность, ценные бумаги, иную инвестиционную деятельность, в том числе использовать на выдачу займов и ссуд юридическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года № 70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год» и в 2010 году не входит в состав республиканского и консолидированного бюджетов. В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.
В январе-сентябре 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 34,6 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-сентябре 2009 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 1,8%), рисунок 3. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 32,9% в январе-сентябре 2009 года до 29,7% в январе-сентябре 2010 года.
Рисунок
3 – Динамика поступления
доходов консолидированного
бюджета
Примечание
- Источник: [12].
Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-сентябрем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 19,5%, налога на прибыль – на 15,8%, акцизов – на 13,8% в реальном выражении, приложение А.
Доля
НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых
доходов от внешнеэкономической
деятельности в доходах консолидированного
бюджета составила 64,8%. При этом 32,4%
всех поступлений в бюджет обеспечено
за счет налога на добавленную стоимость,
11,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической
деятельности (таблица 1).
Таблица
1 - Динамика структуры
доходов консолидированного
бюджета за январь-сентябрь 2009-2010
гг., %
Показатели | 2009 год | 2010 год |
1. Налоговые доходы - всего | 89,0 | 91,3 |
в том числе: | ||
- Налоги на доходы и прибыль | 21,2 | 24,3 |
в т.ч. - подоходный налог | 9,6 | 10,7 |
- Налоги на собственность | 3,6 | 3,8 |
- Налоги на товары и услуги | 43,9 | 46,6 |
в т.ч. - НДС | 26,7 | 32,4 |
- акцизы | 7,9 | 9,2 |
-
Налоговые доходы от |
15,6 | 11,3 |
2. Неналоговые доходы | 10,8 | 8,5 |
3. Безвозмездные поступления | 0,2 | 0,2 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 |
Примечание
- Источник: [12].
Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 октября 2010 года составила 44,2 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 29,6%, по сравнению с тем же периодом 2009 года – на 40,6% в реальном выражении. Отношение недоимки к скользящим годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,15% на 1.10.2009 г. до 0,09% на 1.10.2010 г.
Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010 года профинансированы в сумме 37,2 трлн. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 0,9%.
Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 18,9%, «Общегосударственные расходы» - на 12,7% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 19,2%), «Здравоохранение» - на 10%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 22,2%.
Рост
расходов по разделу «Социальная
политика» в определяющей мере обусловлен
увеличением помощи в обеспечении
граждан жильем. За девять месяцев
текущего года на эти цели направлено
в 1,4 раза в реальном выражении средств
больше, чем за тот же период 2009 года. Удельный
вес расходов в целом по разделу «Социальная
политика» в январе-сентябре 2010 года в
структуре расходов консолидированного
бюджета увеличился по сравнению с январем-сентябрем
2009 года на 1,5 процентных пункта, рисунок
4.
Рисунок
4 - Динамика структуры
расходов консолидированного
бюджета
Примечание
- Источник: [12].
В
расходах консолидированного бюджета
за январь-сентябрь 2010 года в разрезе
экономической классификации
Удельный вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-сентябре 2010 года составил 18,7%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за девять месяцев 2010 года возрос на 13,2% по сравнению с тем же периодом 2009 года и составил 196,7 тыс. квадратных метров, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.
В январе-сентябре 2010 года консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 2,5 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП (в январе-сентябре 2009 года дефицит составлял 1,5 трлн. рублей, или 1,5% к ВВП).
Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010 года сложились на 46,3% из расходов республиканского бюджета и 53,7% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 61,8%.
Доходы республиканского бюджета составили 21,4 трлн. руб., или 93,8% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 23,5 трлн. руб., что на 1,9% больше, чем в январе-сентябре 2009 года.
Более трети (37,3%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года его объем увеличился на 24,2% в реальном выражении. Налог на прибыль в январе-сентябре 2010 года увеличился на 16,6%, составив 11,3% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 19%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,9%.
В январе-сентябре 2010 года финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-сентября 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,9% по сравнению с январем-сентябрем 2009 года.
В январе-сентябре 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 2,1 трлн. рублей, или 1,8% ВВП.
В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом [12].
Базовым, исходным звеном финансовой системы являются финансы предприятий и организаций реального сектора экономики, где создается чистый доход - главный источник формирования финансовых ресурсов остальных звеньев финансовой системы. В зависимости от отраслевой направленности финансы этого подразделения делятся на финансы предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, грузового транспорта, торговли и заготовок, лесного и водного хозяйства, других отраслей [2, с. 16].
В настоящее время в Российской Федерации доминирующее место (около 80 %) занимают финансы предприятий негосударственной формы собственности, в то время как в Республике Беларусь преобладают финансы предприятий государственной формы собственности (около 65 %). Такое различие объясняется разными темпами разгосударствления и приватизации в двух государствах. В перспективе, по мере дальнейшего развития приватизации и разгосударствления, ожидается, что и в Беларуси главенствующее место займут финансы второй подгруппы.
Гражданский
кодекс Республики Беларусь определяет,
что предпринимательская
Юридическим лицом признается организация, прошедшая государственную регистрацию, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом. Юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
Юридическими лицами могут быть коммерческие и некоммерческие организации (предприятия). Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности представлены в приложении Б.
Коммерческие организации (предприятия) имеют своей целью получение прибыли. Они создаются в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий.
Некоммерческие организации создаются в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством. Их целью не является извлечение прибыли, они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для их уставных целей.
Унитарным является предприятие, не наделенное правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником.
В Республике Беларусь унитарными могут
быть государственные и частные предприятия.
В отличие от Российской Федерации государственные
унитарные предприятия Беларуси занимают
важное место в экономике страны. Имущество
республиканских унитарных предприятий
находится в собственности Республики
Беларусь и принадлежит предприятиям
на праве хозяйственного ведения или оперативного
управления. Имущество коммунальных унитарных
предприятий находится в собственности
административно-