Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы выступает изучение финансовой системы государства.
При написании работы ставились следующие задачи:
изучить финансовую систему, ее функции и принципы построения;
рассмотреть сферы и звенья финансовой системы;
охарактеризовать особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..... 4
1 Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему……………….
6
2 Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика…………………. 14
2.1 Общегосударственные (централизованные) финансы……………………. 14
2.2 Децентрализованные финансы……………………………………………... 22
3 Особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..
25
Заключение………………………………………………………………………. 37
Список использованных источников…………………………………………... 39
Приложение

Работа содержит 1 файл

финансовая система.doc

— 605.50 Кб (Скачать)

     •  сельского хозяйства;

     •  строительства;

     •  грузового транспорта;

     •  связи;

     •  торговли и заготовок и др.

     В непроизводственной подсфере различают следующие финансовые звенья:

     •  финансы образования;

     •  культуры и искусства;

     •  здравоохранения и физической культуры;

     •  науки и научного обслуживания;

     •  пассажирского транспорта;

     •  жилищно-коммунального хозяйства  и бытового обслуживания;                                          

     •  коммерческих страховых, кредитных  и других учреждений;

     •  общественных организаций;

     •  обороны страны и др.

     В зависимости от формы собственности в составе обеих подсфер финансовой системы различают финансы предприятий, учреждений и организаций, основанных на государственной и на частной собственности.

     В зависимости от размера предприятий различают финансы крупных и малых предприятий. К малым относятся вновь создаваемые предприятия с ограниченной численностью работников. Они дифференцируются по отраслям: в промышленности — до 200 человек, в науке и научном обслуживании — до 100, в строительстве, общественном питании, бытовом обслуживании — до 50, в отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.

     В условиях дальнейшего развития рыночных отношений все предприятия материального производства и небольшая часть организаций непроизводственной сферы осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета. Он представляет собой такой метод хозяйствования, который предполагает обязательное получение прибыли, достаточной для осуществления простого и расширенного воспроизводства [4, с. 64].

     До  недавнего времени подавляющая  часть организаций непроизводственной сферы осуществляла некоммерческую деятельность, т.е. такую деятельность, которая не преследует цели получения прибыли. Однако в последние годы многие учреждения непроизводственной сферы стали оказывать платные услуги и у них появились некоторые элементы коммерческой деятельности. В связи с этим финансы учреждений и организаций непроизводственной сферы можно подразделить на три группы:

     1) финансы учреждений и организаций,  функционирующих на коммерческой  основе (организации бытового обслуживания; коммерческие банки; вузы; страховые  организации и др.);

     2) финансы учреждений и организаций, частично функционирующих на коммерческой основе (государственные вузы, осуществляющие подготовку сверхпланового контингента студентов на платной основе; медицинские учреждения и др.);

     3) финансы учреждений и организаций,  полностью финансируемых из бюджета (большинство учреждений здравоохранения, образования, культуры и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь 
 
 

     Финансовая  система Республики Беларусь включает в себя сферы: общегосударственные (централизованные финансы) и финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованные финансы). В условиях рыночных отношений третьей сферой является финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. В белорусской экономике идет процесс становления финансового рынка.

     Следует отметить также и то, что ряд  авторов в состав финансовой системы включают сферу финансовых органов (министерство финансов, финансовые органы отраслевых министерств, ведомств, предприятий и прочих структур, государственные налоговые службы и т.д.). В этом случае финансовые отношения связаны с системой государственного управления.

     Состав  финансовой системы Республики Беларусь, характеризуется такими звеньями, которые  выражают государственное устройство и экономические основы хозяйственной  деятельности. Основные звенья - это государственный бюджет и финансы субъектов хозяйствования, характеризующиеся обособлением финансовых ресурсов и организационно-правовой основой их формирования (рисунок 2).

Рисунок 2 - Состав финансовой системы Республики Беларусь 

Примечание  – Источник: [1, с.15].

     По  своей организационной (внешней) форме бюджет — это финансовый план государства, занимающий центральное место в общей системе финансовых планов. Он является основным финансовым планом государства, в пользу чего свидетельствуют следующие аргументы:

     •  бюджет формируется как финансовая база государства;

     •  через бюджет перераспределяется значительная доля валового продукта и национального дохода государства, определяются макроэкономические пропорции бюджетного перераспределения стоимости;

     •  порядок формирования доходов бюджета влияет на условия образования и объемы децентрализованных фондов субъектов хозяйствования, доходы населения;

     • объемы государственных расходов определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами каждого конкретного этапа развития общества;

     • в конечном счете бюджет объединяет все финансовые планы экономических агентов через систему показателей (платежи в бюджет и ассигнования из бюджета), отражающих взаимоотношения с бюджетом в специальных разделах финансовых планов предприятий, организаций и сметах бюджетных учреждений.

     Как специфический финансовый план бюджет принимает форму закона, обязательного  для исполнения всеми субъектами хозяйствования и населением. Показатели закона о бюджете в количественном выражении отражают движение финансовых ресурсов, перераспределяемых посредством бюджета.

     Государственный бюджет функционирует посредством  особых экономических форм: доходов и расходов, которые имеют собственное назначение и отражают этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Источники доходов бюджета, формы их мобилизации в бюджет зависят от системы и методов хозяйствования. Основными видами доходов бюджета стран с развитой рыночной экономикой являются налоги, которые представляют собой часть валового внутреннего продукта, централизуемую в бюджеты всех уровней.

     Бюджетные фонды, формируемые на различных  уровнях государственной власти, образуют бюджетную систему.

     В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.

     Консолидированный бюджет представляет собой совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы.   

     Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).

     Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).

     Бюджеты областей, города Минска и республиканский  бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).

     Министерство  финансов Республики Беларусь и местные  финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

     Бюджетная система организуется на основании  следующих принципов: единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

     Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета бюджетам областей и г. Минска могут выделяться дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий. Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и г. Минска утверждается Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

     В доходы республиканского бюджета включаются:

     - регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и г. Минска;

     - доходы от внешнеэкономической  деятельности;

     - поступления от разбронирования  государственных запасов и резервов;

     - доходы государственных целевых  бюджетных фондов;

     - трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами;

     - другие доходы в соответствии  с законодательством Республики  Беларусь.

     Из  республиканского бюджета финансируются:

     - капитальные вложения в объекты,  относящиеся к республиканской  собственности;

     - природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;

     -  мероприятия по ликвидации последствий  катастрофы на Чернобыльской АЭС;

     - общегосударственные программы  по социальной защите населения;

     - другие общегосударственные целевые программы;

     - затраты, связанные с внешнеэкономической  деятельностью;

     - государственные учреждения и  организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;

     -  затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;

     - расходы на содержание республиканских  государственных органов, в том  числе судов, правоохранительных  органов, органов государственной безопасности;

     - национальная оборона, пограничные  войска, таможенные органы;

     - погашение кредитов банков, выданных  для покрытия бюджетных расходов, государственного долга, и оплата  процентов по ним;

     - погашение внешнего долга и  уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;

     -  образование резервных и государственных  целевых бюджетных фондов;

     - выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций,  субсидий юридическим и физическим  лицам, областным бюджетам и  бюджету г. Минска;

     - другие расходы, предусматриваемые  в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год [2, с. 62].

     К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

     Местные исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Информация о работе Финансовая система государства