Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:59, курсовая работа
Целью работы выступает изучение финансовой системы государства.
При написании работы ставились следующие задачи:
изучить финансовую систему, ее функции и принципы построения;
рассмотреть сферы и звенья финансовой системы;
охарактеризовать особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………..... 4
1 Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему……………….
6
2 Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика…………………. 14
2.1 Общегосударственные (централизованные) финансы……………………. 14
2.2 Децентрализованные финансы……………………………………………... 22
3 Особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..
25
Заключение………………………………………………………………………. 37
Список использованных источников…………………………………………... 39
Приложение
Перераспределительный характер страховых отношений связан с образованием и использованием специального фонда де-нежных средств, что позволяет рассматривать страхование как особую сферу финансовых отношений. Однако ряд специфических признаков отличает его от других экономических категорий:
1.
При страховании возникают
2.
Для страхования характерны
3. Страхование предусматривает перераспределение ущерба как в пространстве, так и во времени. С долгосрочностью перераспределительных отношений между страхователями связана потребность в системе страховых резервов — регуляторов раскладки ущерба во времени,
4. Страховые взносы, мобилизованные страховщиком, имеют возвратный характер.
Страхование включается в экономическую категорию финансов, но имеет ряд отличий от категорий финансов и кредита:
• финансы всегда связаны с денежными отношениями, а страхование может быть и натуральным;
•
страховые отношения носят
• доходы государственного бюджета формируются за счет взносов (платежей) физических и юридических лиц, а использование этих средств выходит далеко за рамки интересов плательщиков взносов. В данном случае происходит перераспределение ущерба как между территориальными единицами, так и во времени. Страхование предусматривает замкнутое перераспределение ущерба с помощью специального денежного страхового фонда, образуемого за счет страховых взносов;
• движение денежной формы стоимости в страховании подчинено вероятности нанесения ущерба в результате наступления страхового случая.
Страхование имеет определенные общие черты:
а) с финансами, поскольку при страховании также возникают перераспределительные отношения — по формированию и использованию специального страхового фонда;
б) с кредитом, поскольку средства страхового фонда подлежат возврату. Прежде всего это относится к страхованию жизни и дополнительной пенсии. В страховании имущества, от несчастных случаев и других видах страхования выплаты страхового возмещения и обеспечения производятся только при наступлении страхового случая и в размерах, обусловленных соответствующими документами. Экономическое содержание данных выплат отличается от возврата страховых взносов.
На практике существуют три основные формы страховых фондов: фонд самострахования (или его модификация — фонд риска), централизованные общегосударственные резервы и фонды страховщика. Значение и распространение каждой из них предопределяется конкретными историческими и экономическими условиями и в конечном счете зависит от уровня развития производительных сил общества.
Под самострахованием понимается создание в децентрализованном порядке обособленного фонда (как правило, в виде натуральных запасов) каждым предприятием или хозяйством в отдельности. Особое значение имеют подобные фонды для сельскохозяйственного производства, которое в значительной степени зависит от климатических и природных условий и в большей степени, чем промышленность, подвергается воздействию стихийных сил природы.
Централизованный страховой (резервный) фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов и предназначен для возмещения ущерба в случае глобальных катастроф, аварий и стихийных бедствий.
Третья форма создания страхового фонда — страхование — существенно отличается от рассмотренных выше. При страховании фонд формируется за счет страховых взносов его участников (предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан и т.д.). Он расходуется на строго определенные цели: возмещение ущерба, оказание страховой защиты только участникам его создания. Формирование фонда происходит в децентрализованном порядке, поскольку страховые взносы уплачиваются каждым страхователем, а выплаты пострадавшим осуществляются на основе определенных правил, оговоренных в договорах страхования. На практике страховой фонд страховщиков представляет систему страховых резервов и других фондов, источниками формирования которых являются соответствующие элементы страховых тарифов и часть прибыли страховой организации [4, c.193].
Финансовый рынок — это совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и обращением ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятия различных форм собственности, отдельные граждане.
Главной функцией финансового рынка является обеспечение движения денежных средств от одних собственников (кредиторов) к другим (заемщикам). Финансовый рынок выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения между субъектами хозяйствования и отраслями экономики, «связывания» части денежных средств, не обеспеченных потребительскими товарами, а также как средство покрытия дефицита государственного бюджета без денежной эмиссии.
Основными элементами финансового рынка (рынками в более узком значении) являются кредитный рынок, рынок ценных бумаг, денежный рынок. Эти элементы находятся в тесном взаимодействии. Например, увеличение объема свободных денежных средств, находящихся у населения и предприятий, ведет к расширению рынков кредита и ценных бумаг. И наоборот, выпуск ценных бумаг снижает потребность в финансировании экономики за счет кредитов и аккумулирует временно свободные денежные средства инвесторов. Взаимосвязь кредитного, денежного рынка и рынка ценных бумаг проявляется и в их секьюритизации. С одной стороны, кредиты принимают характеристики ценных бумаг, так как приносят доход и обращаются (т.е. покупаются и продаются), в результате чего увеличивается их мобильность и уменьшается кредитный риск (риск невозврата ссуды). С другой стороны, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки и т.д.) выступают как документы, подтверждающие долговые или долевые обязательства на кредитном рынке.
В основе кредитного рынка лежит экономический механизм, обеспечивающий перераспределение денежных средств (капиталов) путем их предоставления владельцами в ссуду на условиях платности, срочности и возвратности. Кредитор получает вознаграждение в виде процента на свой капитал, которое обычно зависит от суммы ссуды, сроков ее возврата, степени риска и т.д. Заемщик, используя предоставленные ему средства, стремится получить доход, достаточный для возврата суммы кредита, уплаты процента за предоставленный кредит и извлечения собственной прибыли.
Кредит играет значительную роль в процессе формирования эффективной структуры производства, ускорении кругооборота производственных фондов и фондов обращения предприятий в целях сокращения продолжительности воспроизводственного цикла. Он является также важным средством государственного регулирования экономики при проведении рыночных реформ.
В ходе перестройки экономики система кредитования совершенствуется. На центральный банк государства в соответствии с законодательством возложены основные функции кредитно-денежного регулирования. Посредством таких финансовых инструментов, как ставка рефинансирования, объем предоставляемых кредитов, льготные кредитные ставки и правила участия в кредитных аукционах, государство осуществляет регулирование кредитного рынка.
Законодательством
государства оговариваются
Переход к рыночным экономическим отношениям предполагает наряду с развитием кредитного рынка формирование и развитие рынка ценных бумаг (фондового рынка) — важнейшего элемента финансового рынка, совокупности экономических отношений, связанных с перераспределением временно свободных денежных средств и обращением ценных бумаг, а также форм и способов этого обращения. Рынок ценных бумаг охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, выражающиеся в выпуске особых документов — ценных бумаг.
Ценные бумаги — документы, удостоверяющие выраженные в них и реализуемые посредством предъявления или передачи имущественные права или отношения займа владельца ценной бумаги по отношению к эмитенту. Ценные бумаги могут выпускаться в виде отпечатанных на бумаге бланков или в форме записей на счетах.
Общегосударственные
финансы тесно связаны с
2.2
Децентрализованные
финансы
Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между:
а) предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги);
б) предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств);
в) предприятиями и входящими в них структурными подразделениями;
г)
предприятиями и
д) предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.
Финансы хозяйствующих субъектов — исходная сфера финансовой системы страны, основа общегосударственных финансов, поскольку именно на предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. От состояния данного участка финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом.
Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.
Решающую роль в национальной экономике государства занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается наиболее значимая часть финансовых ресурсов предприятий, весомая доля которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.
В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, формирование и использование денежных фондов, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. По отраслевой направленности финансы предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям:
•
финансы предприятий