Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание работы

Целью работы выступает изучение финансовой системы государства.
При написании работы ставились следующие задачи:
изучить финансовую систему, ее функции и принципы построения;
рассмотреть сферы и звенья финансовой системы;
охарактеризовать особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..... 4
1 Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему……………….
6
2 Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика…………………. 14
2.1 Общегосударственные (централизованные) финансы……………………. 14
2.2 Децентрализованные финансы……………………………………………... 22
3 Особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..
25
Заключение………………………………………………………………………. 37
Список использованных источников…………………………………………... 39
Приложение

Работа содержит 1 файл

финансовая система.doc

— 605.50 Кб (Скачать)
>     Перераспределение средств страховых фондов имеет строго целевое назначение — возместить материальный ущерб от стихийных бедствий и различного рода случайностей, чтобы обеспечить непрерывность и бесперебойность расширенного воспроизводства, поддержать необходимый экономический уровень страхователей при наступлении непредвиденных неблагоприятных обстоятельств в их жизни.

     Перераспределительный характер страховых отношений связан с образованием и использованием специального фонда де-нежных средств, что позволяет рассматривать страхование как особую сферу финансовых отношений. Однако ряд специфических признаков отличает его от других экономических категорий:

     1. При страховании возникают денежные  перераспределительные отношения, обусловленные наличием страхового риска — вероятности наступления страхового случая, который способен нанести материальный или иной ущерб, — и необходимостью возместить этот ущерб.

     2. Для страхования характерны замкнутые  перераспределительные отношения между его участниками по поводу раскладки суммы ущерба за счет средств страхового фонда. Подобные перераспределительные отношения основаны на том, что количество субъектов, пострадавших от непредсказуемого события, всегда меньше числа участников страхования.

     3. Страхование предусматривает перераспределение ущерба как в пространстве, так и во времени. С долгосрочностью перераспределительных отношений между страхователями связана потребность в системе страховых резервов — регуляторов раскладки ущерба во времени,

     4. Страховые взносы, мобилизованные страховщиком, имеют возвратный характер.

     Страхование включается в экономическую категорию  финансов, но имеет ряд отличий от категорий финансов и кредита:

     • финансы всегда связаны с денежными  отношениями, а страхование может  быть и натуральным;

     • страховые отношения носят вероятностный  характер, использование средств страхового фонда связано с наступлением и последствиями страховых случаев;

     • доходы государственного бюджета формируются  за счет взносов (платежей) физических и юридических лиц, а использование этих средств выходит далеко за рамки интересов плательщиков взносов. В данном случае происходит перераспределение ущерба как между территориальными единицами, так и во времени. Страхование предусматривает замкнутое перераспределение ущерба с помощью специального денежного страхового фонда, образуемого за счет страховых взносов;

     • движение денежной формы стоимости  в страховании подчинено вероятности нанесения ущерба в результате наступления страхового случая.

     Страхование имеет определенные общие черты:

     а) с финансами, поскольку при страховании  также возникают перераспределительные отношения — по формированию и использованию специального страхового фонда;

     б) с кредитом, поскольку средства страхового фонда подлежат возврату. Прежде всего это относится к страхованию жизни и дополнительной пенсии. В страховании имущества, от несчастных случаев и других видах страхования выплаты страхового возмещения и обеспечения производятся только при наступлении страхового случая и в размерах, обусловленных соответствующими документами. Экономическое содержание данных выплат отличается от возврата страховых взносов.

     На  практике существуют три основные формы  страховых фондов: фонд самострахования (или его модификация — фонд риска), централизованные общегосударственные резервы и фонды страховщика. Значение и распространение каждой из них предопределяется конкретными историческими и экономическими условиями и в конечном счете зависит от уровня развития производительных сил общества.

     Под самострахованием понимается создание в децентрализованном порядке обособленного фонда (как правило, в виде натуральных запасов) каждым предприятием или хозяйством в отдельности. Особое значение имеют подобные фонды для сельскохозяйственного производства, которое в значительной степени зависит от климатических и природных условий и в большей степени, чем промышленность, подвергается воздействию стихийных сил природы.

     Централизованный  страховой (резервный) фонд образуется за счет общегосударственных ресурсов и предназначен для возмещения ущерба в случае глобальных катастроф, аварий и стихийных бедствий.

     Третья  форма создания страхового фонда  — страхование — существенно отличается от рассмотренных выше. При страховании фонд формируется за счет страховых взносов его участников (предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан и т.д.). Он расходуется на строго определенные цели: возмещение ущерба, оказание страховой защиты только участникам его создания. Формирование фонда происходит в децентрализованном порядке, поскольку страховые взносы уплачиваются каждым страхователем, а выплаты пострадавшим осуществляются на основе определенных правил, оговоренных в договорах страхования. На практике страховой фонд страховщиков представляет систему страховых резервов и других фондов, источниками формирования которых являются соответствующие элементы страховых тарифов и часть прибыли страховой организации [4, c.193].

     Финансовый  рынок — это совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовых ресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и обращением ценных бумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитные ресурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятия различных форм собственности, отдельные граждане.

     Главной функцией финансового рынка является обеспечение движения денежных средств от одних собственников (кредиторов) к другим (заемщикам). Финансовый рынок выступает в виде механизма перераспределения финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения между субъектами хозяйствования и отраслями экономики, «связывания» части денежных средств, не обеспеченных потребительскими товарами, а также как средство покрытия дефицита государственного бюджета без денежной эмиссии.

     Основными элементами финансового рынка (рынками в более узком значении) являются кредитный рынок, рынок ценных бумаг, денежный рынок. Эти элементы находятся в тесном взаимодействии. Например, увеличение объема свободных денежных средств, находящихся у населения и предприятий, ведет к расширению рынков кредита и ценных бумаг. И наоборот, выпуск ценных бумаг снижает потребность в финансировании экономики за счет кредитов и аккумулирует временно свободные денежные средства инвесторов. Взаимосвязь кредитного, денежного рынка и рынка ценных бумаг проявляется и в их секьюритизации. С одной стороны, кредиты принимают характеристики ценных бумаг, так как приносят доход и обращаются (т.е. покупаются и продаются), в результате чего увеличивается их мобильность и уменьшается кредитный риск (риск невозврата ссуды). С другой стороны, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки и т.д.) выступают как документы, подтверждающие долговые или долевые обязательства на кредитном рынке.

     В основе кредитного рынка лежит экономический механизм, обеспечивающий перераспределение денежных средств (капиталов) путем их предоставления владельцами в ссуду на условиях платности, срочности и возвратности. Кредитор получает вознаграждение в виде процента на свой капитал, которое обычно зависит от суммы ссуды, сроков ее возврата, степени риска и т.д. Заемщик, используя предоставленные ему средства, стремится получить доход, достаточный для возврата суммы кредита, уплаты процента за предоставленный кредит и извлечения собственной прибыли.

     Кредит  играет значительную роль в процессе формирования эффективной структуры  производства, ускорении кругооборота производственных фондов и фондов обращения предприятий в целях сокращения продолжительности воспроизводственного цикла. Он является также важным средством государственного регулирования экономики при проведении рыночных реформ.

     В ходе перестройки экономики система  кредитования совершенствуется. На центральный банк государства в соответствии с законодательством возложены основные функции кредитно-денежного регулирования. Посредством таких финансовых инструментов, как ставка рефинансирования, объем предоставляемых кредитов, льготные кредитные ставки и правила участия в кредитных аукционах, государство осуществляет регулирование кредитного рынка.

     Законодательством государства оговариваются цели, на которые могут предоставляться кредиты. Так, банковские кредиты направляются на увеличение основного и оборотного капитала хозяйствующих субъектов, накопление сезонных (временных) запасов товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, готовой продукции и товаров, выкуп государственного имущества, удовлетворение потребительских нужд граждан, на другие цели — при несоответствии поступлений и платежей в процессе кругооборота собственного капитала. Не допускается использование кредита на покрытие убытков и бесхозяйственности субъектов хозяйствования. Банки обязаны осуществлять постоянный контроль за целевым использованием кредита.

     Переход к рыночным экономическим отношениям предполагает наряду с развитием кредитного рынка формирование и развитие рынка ценных бумаг (фондового рынка) — важнейшего элемента финансового рынка, совокупности экономических отношений, связанных с перераспределением временно свободных денежных средств и обращением ценных бумаг, а также форм и способов этого обращения. Рынок ценных бумаг охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, выражающиеся в выпуске особых документов — ценных бумаг.

     Ценные  бумаги — документы, удостоверяющие выраженные в них и реализуемые посредством предъявления или передачи имущественные права или отношения займа владельца ценной бумаги по отношению к эмитенту. Ценные бумаги могут выпускаться в виде отпечатанных на бумаге бланков или в форме записей на счетах.

     Общегосударственные финансы тесно связаны с финансами  предприятий, с которыми у них  единый источник — создаваемый в народном хозяйстве национальный доход. Связь между этими двумя сферами финансовой системы проявляется, в частности, при формировании и распределении финансовых ресурсов. Мобилизованные посредством финансов финансовые ресурсы направляются в значительной части на развитие предприятий материального производства (промышленности, строительства, сельского хозяйства и др.). Таким образом проявляется единство финансовой системы. 
 
 

     2.2 Децентрализованные финансы 
 
 

     Финансы хозяйствующих субъектов представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между:

     а) предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги);

     б) предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств);

     в) предприятиями и входящими в  них структурными подразделениями;

     г) предприятиями и государственным  бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета);

     д) предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

     Финансы хозяйствующих субъектов — исходная сфера финансовой системы страны, основа общегосударственных финансов, поскольку именно на предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных денежных фондов. От состояния данного участка финансовой системы во многом зависит финансовое положение страны в целом.

     Финансы хозяйствующих субъектов (децентрализованные финансы) состоят из двух подсфер: финансов предприятий материального производства и финансов учреждений и организаций непроизводственной сферы.

     Решающую  роль в национальной экономике государства  занимают финансы предприятий материального производства, которые непосредственно обслуживают производство, кругооборот средств предприятий. Именно в этой подсфере создается наиболее значимая часть финансовых ресурсов предприятий, весомая доля которых посредством налогов направляется на формирование доходной части государственного бюджета.

     В зависимости от ряда объективных факторов, существенно влияющих на организацию финансовых отношений, формирование и использование денежных фондов, каждая подсфера финансовой системы может подразделяться на отдельные звенья. По отраслевой направленности финансы предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям:

     •  финансы предприятий промышленности;

Информация о работе Финансовая система государства