Финансовая система государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:50, доклад

Описание работы

Финансовая система представляет совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых отличается особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. В мировой практике известны два типа финансовых систем: закрытая и открытая. Закрытая финансовая система характеризуется тем, что она имеет строго фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая финансовая система отличается высоким уровнем интенсивного взаимодействия с окружающей внешней средой. Финансовая система Казахстана состоит из следующих взаимосвязанных элементов: общегосударственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов, финансы домашних хозяйств (населения). Финансовая система может быть построена на принципе единства, либо на принципе относительной автономности институтов финансовой системы.

Работа содержит 1 файл

Практикум по курсу.doc

— 50.00 Кб (Скачать)
 

Практикум по курсу

  1. Подготовить ответы по темам: (Неделя 1-7, рубежный контроль 1)
    1. Финансовая система Республики Казахстан.

Финансовая  система представляет совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых отличается особенностями  в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. В мировой практике известны два типа финансовых систем: закрытая и открытая. Закрытая финансовая система характеризуется тем, что она имеет строго фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая финансовая система отличается высоким уровнем интенсивного взаимодействия с окружающей внешней средой. Финансовая система Казахстана состоит из следующих взаимосвязанных элементов: общегосударственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов, финансы домашних хозяйств (населения). Финансовая система может быть построена на принципе единства, либо на принципе относительной автономности институтов финансовой системы.

Общественные  отношения, выступающие предметом финансового права в целом, так и отдельных его институтов, в частности, являются финансово-экономическими отношениями. Определенные группы этих отношении образуют институты финансовой системы (финансово - экономические институты). 

    1. Основные  звенья государственных  финансов.

Финансовая  система РК носит рыночный характер и обычно состоит из пяти звеньев: государственный бюджет, местные  финансы, специальные фонды, финансы  государственных банков, финансы  государственных предприятий и корпораций.

Общегосударственные финансы:

  1. Государственный бюджет:
    1. Республиканский бюджет
    1. Местные бюджеты: бюджеты областей, городские, районные
  1. Государственный кредит
    1. Государственный долг (внутренний, внешний)
  1. Специальные внебюджетные фонды
    1. Государственный накопительный пенсионный фонд
    2. инвестиционный фонд
    3. инновационный фонд
    4. Национальный фонд РК
 
    1. Развитие  финансовой системы  Казахстана: тенденции  и перспективы. (свои рассуждения по этому  вопросу)

В Казахстане за десять лет независимости полностью  изменилась система экономических и социальных отношений. Со времени начала в 1994 году глобальных экономических реформ в значительной мере достигнута финансовая стабилизация, близится к завершению приватизация всей государственной собственности, наметился подъем производства. Если в 1993 году инфляция составляла свыше двух тысяч процентов, то в 2001 году она снизилась до 23,7%. Произошли практически полная либерализация цен и отмена большинства ограничений в сфере внешней торговли.

В 1996 году впервые за последние пять лет был обеспечен рост валового внутреннего продукта по сравнению с предыдущим годом на 0,5 %. В нынешнем 2002 году ожидаются рост реального ВВП на полтора-два процента и дальнейшее снижение уровня инфляции до 13%. На 2001 г. прогнозировалось снижение инфляции до 9,5%, а на 2002 год до – 3-4%. Ставка рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан, достигавшая в середине 1994 года 450-480%, снизилась более чем в 20 раз в 2001 году и составляла 19,5%. 
Проведение рациональной политики государственных расходов обеспечило снижение уровня дефицита бюджета в 2000 году до 2,76% к ВВП.

В свою очередь, это позволило заложить прочный фундамент обеспечения  финансовой стабилизации экономики: созданы  реальные предпосылки привлечения  инвестиций, способствующие умеренному экономическому росту, подъему и структурной перестройке национальной экономики и улучшения на этой основе качества жизни населения. Среднемесячная номинальная заработная плата работников, занятых в отраслях экономики, за 1999 год против 1995 года возросла в 1,5 раза, реальная – на 3,5%. Соотношение уровни средней заработной платы между работниками материального производства и непроизводственной сферы составило 77% против 64% в 1999 году.

Финансовая  система государства представляет собой совокупность финансово-экономических институтов, каждый из которых опосредует фонд денежных средств, это определение в экономическом смысле. 

    1. Состав  и структура государственных  доходов.

Под государственными доходами понимается система экономических  отношений, в процессе которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.

Доходы - сложная  экономическая категория, которая  действует в тесном взаимодействии с финансами. Доход - это результат определенной деятельности, связанной с затратами средств (независимо от времени их осуществления). Доходы являются результатом производства, коммерческой, посреднической, иной целенаправленной деятельности и возникают на стадии распределения вновь созданного продукта и услуг. Диалектика доходов состоит в том, что они могут иметь промежуточный характер, то есть после своего формирования вступают в новый этап распределения, или могут служить в качестве конечных доходов, переходя в новую стадию воспроизводства - обмен (под конечными доходами понимаются доходы, непосредственно используемые на накопление и потребление). Промежуточный характер доходов проявляется в том, что доходы одного субъекта хозяйствования формируются за счет расходов другого: например, расходы предпринимательского сектора при уплате подоходного налога являются доходами государства, или расходы государства на социальные цели являются доходами отдельных групп населения.

Классификация государственных доходов позволяет  глубже понять их экономическую природу, состав и целевую направленность, принципы формирования, то есть всю  систему государственных доходов.

В зависимости  от организационно-правового оформления форм собственности государственные доходы состоят из:

1) доходов государственных  предприятий и организаций;

2) налоговых  поступлений частнопредпринимательского  сектора;

3) налоговых  платежей населения;

4) налоговых  поступлений кооперативных и  коллективных организаций и предприятий;

5) налоговых  поступлений общественных организаций.

В зависимости  от сфер создания государственные доходы классифицируются:

1) на доходы, формируемые в сфере материального  производства;

2) доходы, образующиеся  в непроизводственной сфере.

По финансовому  содержанию государственные доходы делятся на:

1) налоговые;

2) неналоговые  (средства от разгосударствления  и приватизации, доходы от денежно-вещевых  лотерей и т.д.).

В случае мобилизации  налоговых доходов возможна смена  форм собственности.

По методам  мобилизации доходы классифицируются на централизованные и децентрализованные. 

    1. Государственные расходы, их экономическое  и социальное значение.

Государственные расходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием государства. Как экономическая категория государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.

Положение государственных расходов

Положение государственных  расходов среди других категорий  определяется значением государственной  собственности и ролью государства в современных условиях. Государство является собственником средств производства, выступает организатором производственного процесса, участвует в создании и распределении валового общественного продукта и в соответствии со своими функциями и задачами через систему государственных расходов удовлетворяет значительную часть общественных потребностей. Хотя доля государственного сектора в экономике республики за период реформирования резко снизилась, но даже с выполнением программы разгосударствления и приватизации эта доля останется в пределах 30-40% (с учетом природных ресурсов), что соответствует развитым рыночным отношениям. Поэтому категория «государственные расходы» отражает устойчивые экономические отношения и сохраняет свое значение в перспективе.

Роль государственных расходов

Роль государственных  расходов определяется тем, что преобладающая  их часть направляется для производства или обеспечения общественными  товарами, благами и услугами населения страны. Расходы на социально-культурные цели, оборону, охрану правопорядка, управление, на продукцию и услуги государственных инфраструктурных предприятий и организаций призваны удовлетворить общие потребности населения в дополнение к обеспечению рыночными товарами и услугами со стороны как государственного, так и рыночного секторов экономики.

    1. Политика затрат

Проводимая в  стране политика затрат направлена на повышение эффективности и результативности государственных расходов путем  проведения ограничительной бюджетной политики, при которой: 
темпы роста расходов государственного бюджета будут скоррелированны с темпами роста экономики; 
будет достигнуто снижение ненефтяного дефицита. 
развитие здравоохранения и образования; 
дальнейшее углубление социальных реформ; 
индустриально-инновационное развитие; 
реализация агроиндустриальной политики; 
реализация жилищной политики; 
стабилизация качества окружающей среды; 
развитие транспортно-коммуникационного комплекса; 
развитие малого и среднего предпринимательства; 
В среднесрочном периоде бюджетная политика в области здравоохранения нацелена на формирование здорового образа жизни населения, повышение информированности населения о его преимуществах, солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, укрепление здоровья и системы профилактики заболеваний на уровне первичной медико-санитарной помощи, улучшение состояния здоровья населения путем повышения доступности качественной медицинской и лекарственной помощи гражданам, стимулирование развития добровольного медицинского страхования. 

Информация о работе Финансовая система государства