Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:32, курсовая работа
Задачи курсовой работы: определение сущности, структуры и роли в обществе финансов; раскрытие структуры и особенностей формирования государственного бюджета России; определение особенностей управления государственным долгом России; анализ понятия мультипликатора государственных расходов с учетом совокупного спроса; изучение налогов, как экономической базы и инструмента финансовой политики государства; анализ налогового мультипликатора; изучение механизма реализации фискальной политики в переходной экономике России; раскрытие особенностей современной российской налоговой политики.
Введение 3
Глава 1.Финансы и их роль в обеспечении экономического роста 4
1.1 Финансы: сущность, структура, роль в обществе. 4
1.2 Государственный бюджет России: структура, особенности формирования 9
1.3. Особенности управления государственным долгом России 14
1.4. Мультипликатор государственных расходов и совокупный спрос 17
Выводы по главе 1 20
Глава 2.Финансовая политика 20
2.1 Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики государства 20
2.2 Налоговый мультипликатор 24
2.3 Механизм реализации фискальной политики в переходной экономике России 27
2.4 Особенности современной российской налоговой политики 28
Выводы по главе 2 30
Заключение 31
Библиографический список 33
Приложения 34
Федеральное
агентство образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Ивановский
государственный энергетический университет
имени В.И. Ленина»
Кафедра
общей экономической теории
Курсовая работа
на тему:
«Финансовая система
государства»
Выполнил: студентка ФЭУ гр.2-53
Рубцова А.А.
Проверил: д.э.н., проф. кафедры ОЭТ
Борисов
В.В.
Иваново - 2009
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что:
Цель
курсовой работы: анализ сущности финансовой
системы государства.
Задачи курсовой работы:
Краткий критический обзор литературы по теме работы:
Краткая аннотация работы:
Курсовая работа содержит полный анализ
финансовой системы государства, содержит
также данные о состоянии современной
российской финансовой системы и ее основных
звеньев. Исследование представлено с
учетом различных источников.
Структура
работы: введение, 2 главы, 8 параграфов,
3 графика, 15 формул, заключение, библиографический
список из 10 источников,4 приложения; общий
объем работы – 33 страницы.
Финансы - это динамично-развивающаяся экономическая категория, носящая исторический характер. По мере развития общественного производства и исторического прогресса изменялось само понимание этого понятия, финансовая политика государства и фирм, формы финансовых отношений, совершенствовался механизм использования финансов в общественном производстве. Появление финансов обусловлено возникновением государства. Соединение государства и налогов в их денежной форме породило феномен государственных (публичных) финансов. Это произошло вследствие отделения государственной казны от собственности монарха (в Европе в XVI—XVII вв.) и перехода в основном к денежной (стоимостной) форме взимания налогов с созданием соответствующего фискального аппарата. До начала XX в. Термин «финансы» употреблялся в сравнительно узком смысле именно как государственные финансы. В процессе развития товарно-денежных отношений государственные финансы способствовали первоначальному накоплению капитала, становлению капиталистического способа производства, национальных рынков. С развитием различных акционерных форм предпринимательства, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичных) финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций).Тем самым, сформировались две относительно самостоятельные науки о финансах: наука о государственных финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, т.е. хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент). Первая изучает общественные отношения и наиболее рациональные способы формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства. Вторая — наиболее рациональные формы создания и использования денежных потоков и капитала в рамках кругооборота средств отдельного предприятия в целях обеспечения интересов сравнительно узкого круга учредителей (акционеров), а не общества в целом.1
В общем смысле, финансы — это система денежных стоимостных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта. Финансы — это стоимостная категория, но ее отличие от всех других стоимостных категорий состоит в том, что это не просто деньги, а система денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. Финансовые отношения всегда опосредствованы определенными правовыми актами, регламентирующими денежные отношения.
Для того чтобы определить элементы финансовой структуры, необходимо изучить такое понятие как «система финансов». Система финансов – это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды. Это понятие является развитием более общего понятия «финансы» в широком смысле. Каждому звену системы финансов присущи специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. В целом современная финансовая система России состоит из двух укрупненных подсистем:1)государственных и муниципальных финансов; 2)финансов самодеятельных субъектов экономической сферы.
Финансы самодеятельных субъектов экономической сферы включают: финансы коммерческих организаций; финансы некоммерческих организаций; финансы домохозяйств.
Деление предприятий на коммерческие и некоммерческие определено в законодательном порядке Гражданским кодексом РФ.
Коммерческие организации — это организации, цель и основная деятельность которых сводится к получению прибыли. Коммерческие организации именуются также предприятиями. Финансы коммерческих предприятий (или коммерческих организаций) служат основой всей системы финансовых отношений, от устойчивости их финансового положения зависит стабильность финансовой системы страны в целом. Финансовые ресурсы предприятия, работающего на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств(денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств. Финансовые средства предприятия используются для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капиталов во всех формах. Некоммерческие организации именуются просто организациями. В этих организациях широко используется самообложение как способ получения финансовых ресурсов. К числу этих организаций относятся, например, потребительские кооперативы, благотворительные и религиозные организации, различные добровольные союзы, функционирующие за счет сбора взносом, и др. Финансы некоммерческих организаций – это доходы и расходы тех юридических лиц, которые не ставят своей целью получение(и соответственно распределение) прибыли.
Финансы домохозяйств (финансы населения) — совокупные доходы и расходы населения с учетом его структуры (отдельные социальные группы, семьи и т.д.).
Государственные и муниципальные финансы – это финансы властных структур. Они показывают формирование доходов и расходов органов государственной власти – федеральной и субъектов – и местного самоуправления для решения задач соответствующего уровня. Тем самым, государственные финансы являются двухуровневыми, местные же финансы составляют низовое звено и выделены в самостоятельный структурный уровень. В целом же финансовую систему РФ с учетом федеральных, региональных и местных(муниципальных) финансов можно рассматривать как трехуровневую.
Финансы федеральных органов состоят из: 1)Федерального бюджета;2) Внебюджетных фондов; 3)Государственного кредита; 4)Финансов казенных и государственных унитарных предприятий.
Финансы органов власти субъектов РФ состоят из: 1)Бюджетов субъектов РФ; 2) Внебюджетных фондов; 3) Кредита субъекта РФ; 4) Финансов государственных унитарных предприятий субъекта РФ.
Финансы органов местного самоуправления состоят из: 1)Муниципальных (местных) бюджеты; 2) Внебюджетных фондов; 3)Муниципального кредита; 4) Финансов муниципальных унитарных предприятий. 2
Федеральный бюджет (или бюджет РФ) – важнейшее звено финансовой системы страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства. Финансовый бюджет как финансовый план государства взаимосвязан с финансами и предприятий и некоммерческих организаций, денежными доходами и расходами населения. Источники доходных поступлений в федеральный бюджет — это налоги, таможенные платежи, доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности и т.д., а также внутренние и внешние займы. Расходы бюджета представляют собой финансирование затрат, необходимых для решения государственных задач, определенных в рамках Конституции страны представительными органами власти.
Бюджет субъекта РФ — это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов.
Местные бюджеты охватывают бюджеты городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра. Основную часть доходов составляют поступления от федеральных налогов (более 70% всех налогов), от налогов субъекта РФ и местные налоги. В общем объеме расходов преобладают расходы по эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, на образование, здравоохранение.
Федеральный бюджет (или бюджет РФ), бюджет субъекта РФ, местные бюджеты составляют бюджетный фонд. Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования составляют внебюджетный фонд. Вместе эти два понятия образуют понятие бюджетной системы, которая является неотъемлемой частью финансовой системы. 3
Остановимся более подробно на элементах внебюджетного фонда.
По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы:1) социального назначения;2) межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.
В
России концентрация огромных
средств (почти равных
Пенсионный фонд: средства этого фонда формируются за счет страховых взносов, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет, пособий на детей.
Вторым по объему
Фонд обязательного медицинского страхования — база развития относительно новой формы социального страхования в отечественной практике. С 1 января 1993 г. введен в действие Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Нормы обязательного медицинского страхования распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора. Обязательное медицинское страхование гарантирует гражданам медицинскую помощь. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ обязательного медицинского страхования за счет доходов предприятий и личных средств граждан. Оно обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Источниками финансирования фонда обязательного медицинского страхования служат обязательные страховые взносы работодателей.5