Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:59, курсовая работа
Целью работы выступает изучение финансовой системы государства.
При написании работы ставились следующие задачи:
изучить финансовую систему, ее функции и принципы построения;
рассмотреть сферы и звенья финансовой системы;
охарактеризовать особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь.
Введение………………………………………………………………………..... 4
1 Сущность финансовой системы государства, критерии и принципы финансовых отношений, включаемых в финансовую систему……………….
6
2 Сферы и звенья финансовой системы, их характеристика…………………. 14
2.1 Общегосударственные (централизованные) финансы……………………. 14
2.2 Децентрализованные финансы……………………………………………... 22
3 Особенности становления и развития финансовой системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..
25
Заключение………………………………………………………………………. 37
Список использованных источников…………………………………………... 39
Приложение
В экономической литературе нет устоявшегося определения финансовой системы. Многие экономисты видят в ней совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых образуются и используются различные фонды денежных средств. Данное определение требует уточнения.
Известно, что финансовые отношения объективны, но они подвергаются субъективным воздействиям, могут перестраиваться в тех направлениях, которые государство (а именно финансовый аппарат в лице Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь) сочтет необходимыми. Поэтому правы те экономисты, которые в своих дефинициях указанной категории учитывают роль финансовых органов.
Из сказанного следует, что финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
В экономической литературе довольно часто термин «финансовая система» применяется для обозначения совокупности финансовых учреждений. Это неправильно. Финансовые учреждения являются лишь составной частью финансовой системы [4, с. 59].
В любом государстве имеется разнообразие сфер и звеньев финансовых отношений, отличающихся прежде всего формами и методами формирования финансовых ресурсов и их использования. Эти отличия обусловливают относительную обособленность и самостоятельность каждой сферы и звена в рамках единой экономической категории финансов.
В связи с этим, финансовая система представляет совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждые из которых характеризуются особенностями в формировании и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, а также различной ролью в общественном воспроизводстве.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, используя налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.
Под финансовой системой Республики Беларусь надо понимать совокупность финансовых институтов, с помощью которых государство осуществляет мобилизацию и распределение денежных средств, и совокупность специальных государственных органов и учреждений, которые в пределах своей компетенции осуществляют финансовую деятельность.
Финансовые институты — это экономические категории, каждая из которых представляет систему определенных экономических отношений. К ним относятся бюджетная система и бюджетный процесс государства, различные внебюджетные фонды, государственные доходы, кредит, государственное страхование и др. [5, с. 30].
В зарубежной литературе для стран с рыночной экономикой финансовая система представляет совокупность рынков и других институтов, используемых для заключения финансовых сделок, и управления рисками. В круг институтов входят банки, инвестиционные и страховые компании, основная роль которых заключается в продаже финансовых продуктов и предоставлении финансовых услуг: открытие счетов, выдача коммерческих займов и ипотечных кредитов, доступ к широкому диапазону страховых контрактов и участие во взаимных фондах.
Следует отметить также и то, что ряд авторов в состав финансовой системы включают еще сферу финансовых органов (министерство финансов, финансовые органы отраслевых министерств, ведомств, предприятий и прочих структур, государственные налоговые службы и т. д.). В этом случае не учитывается различие понятий «финансовая система» и «финансовый аппарат». Первое из них сопряжено с финансовыми отношениями, а второе - с системой государственного управления, а потому не обоснованно считать сферу финансовых органов частью финансовой системы [6, с.14].
Основным принципом построения финансовой системы является демократический централизм, представляющий собой сочетание демократизма с централизмом.
Согласно Конституции Республики Беларусь, руководство финансовой системой страны сосредоточено в руках высших органов государственной власти и органов государственного управления. В компетенцию этих органов входит утверждение государственного бюджета Республики Беларусь и отчета о его исполнении, установление налогов и доходов, поступающих на образование республиканского и местных бюджетов, управление банками, руководство денежной и кредитной системой, организация страхового дела, заключение и предоставление займов.
Эта централизация дает возможность перераспределять финансовые ресурсы между различными отраслями экономики, экономическими регионами, способствует соблюдению единства финансовой системы, финансового планирования, учета и статистики, а также выполнению основных положений финансового законодательства; централизация содействует проведению единой финансовой политики, особенно в таких вопросах, как капитальные вложения, оплата труда, прибыль, цены и тарифы. Финансовая централизация сочетается с предоставлением широких прав и полномочий в области финансов высшим и местным органам государственной власти. Так, в Республике Беларусь, как и в других странах, выделяются централизованные финансы (государственные) и децентрализованные (финансы различных юридических лиц; предприятий, организаций, учреждений) [7, с. 21].
В настоящее время выделяют три функции финансовой системы:
- функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничений полномочий;
-
функция организации включает
выбор предприятиями
-
функция стимулирования
Сложность и многогранность финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние — по звеньям (рисунок 1).
Исходя из специфики финансовых отношений их можно подразделить на две крупные сферы:
1)
финансы хозяйствующих
2) финансы государственные (общегосударственные), или централизованные финансы.
Определяющим
признаком здесь служит наличие
в стране конкретных субъектов финансовых
отношений. Таких крупных, глобальных
субъектов в любом государстве два — хозяйствующие
субъекты (предприятия, фирмы, объединения,
компании и т.п.) и государство.
Рисунок
1 - Схема финансовой
системы государства
Примечание
– Источник: [4, с. 60].
К централизованным финансам относят государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственное страхование, государственный кредит.
Под
децентрализованными финансами
понимают финансы предприятий, которые
могут классифицироваться по различным
признакам. Например, финансы предприятий
материального производства и финансы
учреждений и организаций
В странах с рыночной экономикой принято выделять лишь некоторые из указанных звеньев, входящих в сферы централизованных и децентрализованных финансов. Так, финансовые системы стран с рыночной экономикой включают в себя следующие элементы:
государственный бюджет;
местные финансы;
специальные внебюджетные фонды;
финансы государственных предприятий.
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет - крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства.
Вторым звеном финансовой системы являются финансы местных органов власти. В последние десятилетия в развитых зарубежных странах под влиянием социально-экономического развития и научно-технического прогресса отмечается расширение функций местных властей. Увеличиваются масштабы местного хозяйства, возрастает роль местных органов власти в решении экономических и социальных задач государства. Все это повышает значение местных финансов и их удельный вес в финансовой системе.
Структура и значение местных финансов определяется государственным устройством. Если в унитарных государствах на долю местных бюджетов приходится около 1/3 общегосударственных финансовых ресурсов, то в федеративных государствах она достигает 60%.
Центральное место в этом звене принадлежит местным бюджетам, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную автономию. Они формируются за счет второстепенных (в основном поимущественных и местных косвенных) налогов, субсидий госбюджета и займов. В расходах местных бюджетов доминируют затраты на развитие экономической и социальной инфраструктуры.
Отдельное звено финансовой системы образуют специальные правительственные фонды. Они имеют определенную самостоятельность, отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно правительством, а в отдельных случаях и местными властями. Важнейшее место среди них занимают фонды социального страхования, а также целевые фонды экономического, научно-исследовательского, военно-политического и проч. назначения. К ним примыкают различные государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения.
Первоначально эти фонды предназначались для финансирования отдельных целевых мероприятий, впоследствии же приобрели значение резерва, к которому прибегают правительства в случае финансовых трудностей. Наличие этих фондов повышения маневренность финансовой системы. В их увеличении заинтересовано правительство, поскольку их использование относительно неподконтрольно законодательной власти.
Четвертое звено финансовой системы образуют финансы государственных предприятий. Государственное предпринимательство получило широкое распространение в развитых (прежде всего, европейских) странах после второй мировой войны. Это было вызвано неспособностью частного бизнеса решить ряд общенациональных экономических проблем. Первоочередной задачей государственного сектора являлось поддержание и развитие тех общественно-значимых отраслей, которые в силу низкой рентабельности, либо социально-экономической целесообразности не могут функционировать на принципах частного предпринимательства. Речь идет о железнодорожном транспорте, электроэнергетике, нефтегазовой и угольной промышленности и т.п.
Государственные предприятия обладают различной степенью финансовой автономии от бюджета. В настоящее время доминируют предприятия, которые по финансовым отношениям с государством мало отличаются от негосударственных корпораций: они получают от государства долгосрочные ссуды и платят государству налоги и процент за кредит.
Финансовая
система государства имеет
Бюджетной системой государства называется совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны. Бюджетное устройство напрямую зависит от государственного устройства.
Налоговая система представляет собой совокупность экономических отношений по поводу взимания обязательных и безвозмездных платежей, установленных законодательством и осуществляемых плательщиками в определенном размере и в определенный срок [8, с.11].
Наряду
с понятием финансовой системы в
экономической литературе существует
обобщенное понятие финансово-кредитной
системы. В Конституции Республики Беларусь
(1996 г.) раздел VII озаглавлен «Финансово-кредитная
система Республики Беларусь». В указанное
понятие включаются сферы и звенья не
только финансовой, но и кредитной системы.
Кредитная система
— это совокупность кредитных отношений
и институтов (т.е. учреждений), организующих
эти отношения. К последним относятся
учреждения центрального банка страны,
коммерческие банки. Кредитная система,
в отличие от финансовой, оперирует только
возвратными денежными средствами. Обе
системы совместно оказывают существенное
воздействие на деятельность организаций
материального производства и непроизводственной
сферы.