Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:28, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение теоретических основ деятельности внебюджетных фондов, использования их средств, практических результатов их деятельности, пути совершенствования их формирования и использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
а) рассмотреть теоретические основы деятельности внебюджетных фондов, исторические аспекты из развития и становления как институтов;
б) проанализировать роль и место внебюджетных фондов в финансовой системе государства;
в) рассмотреть зарубежный опыт организации внебюджетных фондов на примере нескольких стран;
г) охарактеризовать внебюджетные фонды, выделив главные цели и задачи внебюджетных фондов, а также правовые основы деятельности фондов;
д) проанализировать действующий механизм формирования и использования средств внебюджетных фондов;
е) исследовать основные направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты деятельности внебюджетных фондов 6
1.1. История возникновения внебюджетных фондов 6
1.2. Роль внебюджетных фондов в финансовой системе государства. 14
1.3. Зарубежный опыт организации внебюджетных фондов 20
2. Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов 30
2.1. Характеристика внебюджетных фондов 30
2.2. Доходы и расходы внебюджетных фондов Российской Федерации 41
2.3. Совершенствование формирования и использования средств внебюджетных фондов.
Заключение 66
Список использованных источников 72

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

       Таким образом, фактически фонд служил восстановлению монополистического капитала, ибо на социальную помощь населению было использовано всего около 20% средств фонда.

        Правительственным фондом, созданным для оказания помощи тяжелой промышленности и энергетике, является Инвестиционный фонд, возникший в 1952 г. на основе «Закона об инвестиционной помощи». Средства фонда были образованы из отчислений от прибыли промышленных предприятий. Они поступали в Промышленно-кредитный банк и направлялись им главным образом в угольную промышленность, черную металлургию и энергетику. Предприятия этих отраслей получали ссуды под облигации, владельцами которых становились фирмы-кредиторы. Кредиты были распределены между 187 крупными предприятиями. После выполнения задач по восстановлению металлургии и энергетики фонд был ликвидирован.

       В 60—70-е годы государство прибегает к созданию фондов для регулирования экономического развития. Примером может служить Фонд конъюнктурного выравнивания, образованный в 1970 г. из взносов федерации, земель и общин. Средства фонда пополняются в периоды подъемов и расходуются в периоды спадов. Его основное назначение — оказывать поддержку частномонополистическому капиталу в периоды экономических трудностей.

       Таким образом, все созданные государством фонды служили целям восстановления и укрепления позиций монополистического капитала, они оказывали воздействие и на рост самофинансирования, получившего особенно широкое распространение с 50-х годов, когда ощущалось недостаточное развитие рынка капиталов.

         Заслуживает внимание деятельность Дорожного фонда США. Дорожные фонды играют важную роль в государстве любой страны и США не является исключением. Дорожный фонд США был учрежден в соответствии с Актом о дорожных поступлениях 1956 г. для обеспечения надежными источниками финансирования системы автомобильных дорог, связывающих между собой отдельные штаты. В настоящее же время за счет средств данного фонда реализуется широкий круг проектов, связанных с развитием транспорта, с учетом изменяющихся потребностей страны [42].

      Что касается социальных внебюджетных фондов, то в мировой экономике социальные фонды появились в последней четверти ХIХ века-начале ХХ века. Они формировались путем взимания целевых налогов-взносов застрахованных физических и юридических лиц.

     Впервые государственные социальные фонды были введены в Германии. Они осуществляли социальное обеспечение по болезни - с 1883 года, по старости- с 1889, по безработице-с 1927 года. 

         Что касается США, то в 1920 году был принят Федеральный Закон о социальном страховании по старости [26, с.12].

          Далее рассмотрим Италию, как пример страны, где фонды социального обеспечения (по итальянской терминологии — институты), занимают крайне важную роль, но, несмотря на некоторые завоевания в этой области, уровень пенсий и пособий не обеспечивает прожиточного минимума трудящимся.

       Среди специальных фондов Италии видное место занимает Касса Юга, созданная в 1950 г. для финансирования экономического развития отсталых южных районов за счет средств государственного бюджета, а также иностранных займов и других источников. Первоначальный срок деятельности кассы был предусмотрен в 10 лет, но затем он неоднократно продлевался; последний срок установлен до 1985 г. С 1950 по 1974 г. центральное правительство выделило кассе 7221 млрд. лир, причем непосредственно из государственного бюджета — 7062 млрд. лир. В этот же период касса получила иностранных займов на общую сумму 788 млрд. лир.    За это время касса вложила в экономику Юга 7409 млрд. лир, в том числе в инфраструктуру — 3445 млрд. лир, в виде субсидий различным предприятиям, действующим в промышленности, сельском хозяйстве и сфере услуг,— 2028 млрд. лир, в форме кредитов и приобретения участий—1220 млрд. лир.

       С целью форсирования экспорта товаров в Италии образован за счет средств государственного бюджета Фонд страхования экспортных кредитов. В августе 1975 г. его размеры были увеличены с 1400 млрд. до 2500 млрд. лир. В 1976 г. в фонд выделена такая же сумма.

        В Италии имеется еще около 40 специальных фондов, средства которых прямо или косвенно поступают из государственного бюджета, но расходуются бесконтрольно для субсидирования сельского хозяйства, различных отраслей промышленности, а также районов, пострадавших от стихийных бедствий [34,с.113-116].

        Несмотря на разнообразие целей и задач, в целом сущность специальных фондов проявляется в обеспечении условий существования капиталистического способа производства.

        Что касается России, то возникновение внебюджетных фондов произошло в 90-е годы и было явлением относительно новым. До возникновения внебюджетных фондов в СССР существовало два типа бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных доходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функции государства. Чрезвычайный бюджет  фактически  выполнял  функции  специальных  фондов.  Он  не утверждался, не публиковался и содержался в тайне, поскольку бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета. За счет средств чрезвычайного бюджета погашался государственный долг, покрывались убытки, вызванные стихийными бедствиями, и т.п. Кроме того, за счет его средств покрывался дефицит обыкновенного бюджета.

       Закон РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" от 10 октября 1991 г. впервые предоставил возможность органам власти образовывать целевые бюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти [25, с. 13].

      Таким образом, в 90-е гг. внебюджетные фонды были созданы на разных уровнях управления — федеральном, уровне субъектов РФ и местном уровне. Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

 Ведущую  роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями.

       Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды – экономические фонды. То есть это специальные фонды, носящие  экономический, а не социальный характер (например, Дорожный фонд РФ, Фонд занятости населения)

В конце 90-х гг., исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами.

        В настоящее в России функционирует три внебюджетных фонда. Их перечень определен Бюджетным Кодексом РФ: [1]

       - Пенсионный фонд РФ;

       - Фонд Социального страхования РФ;

       - Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

       Пенсионный фонд России создан государством в целях управления финансовыми средствами пенсионного обеспечения граждан России. Этот фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением [45].

      Фонд социального страхования создавался с целью обеспечения госгарантий в системе социального страхования и контроля за правильным и эффективным расходованием финансовых ресурсов социального страхования. Управление эти фондом осуществляет Правительство Российской Федерации [46].

      Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования [47].

       Таким образом, внебюджетные фонды — это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

       Главная причина создания внебюджетных  фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечения их самостоятельными источниками доходов. 
 

      1.2. Роль внебюджетных фондов в финансовой системе государства

      

      Внебюджетные фонды представляют собой одно из наиболее важных звеньев финансовой системы.

      Материальным источником внебюджетных  фондов во всех странах является Национальный доход, а преобладающая часть фондов создается в процессе его перераспределения. В этом смысле внебюджетные фонды являются финансовой категорией и частью системы государственных финансов.

       Для того, чтобы более глубинно  изучить роль внебюджетных фондов  в финансовой системе государства, необходимо четко определить их место в финансовой системе государства.

        Обратимся к рисунку 1, представленному в Приложении 1. Он позволяет нам рассмотреть место внебюджетных фондов в финансовой системе государства с точки зрения централизации финансов.

         Из рисунка следует, что внебюджетные  фонды являются частью финансовой  системы в сфере централизованных  финансов, то есть управляются  одним лицом и сконцентрированы 

         Далее определим место внебюджетных фондов в финансовой системе государства в зависимости от субъекта. Наглядно это показано в Приложении 2.

         Рисунок показывает, что внебюджетные фонды имеют принадлежность и к государственным финансам, одновременно являясь финансами юридических лиц.  

         Следовательно, представляя собой самостоятельные учреждения, внебюджетные фонды, тем не менее, являются  неотъемлемой частью финансовой системы.

          В целом структура финансовой системы представляется неоднозначной, и различные авторы включают в финансовую систему дополнительные элементы.        Так, например, в финансовую систему могут  входить банковская система, финансовые рынки. Однако, место внебюджетных фондов в финансовой системе остается неизменным и не теряет своей значимости.

        Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы Российской Федерации, обладают рядом особенностей: [27, с.54-55]

       - денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

       - формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

       - страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

        -расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа.

       Разнообразие внебюджетных фондов обуславливает сложные многоступенчатые связи, возникающие между этими фондами и другими звеньями финансовой системы государства. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

      При односторонних связях денежные  средства идут в одном направлении: от звеньев финансовой системы к внебюджетному фонду. Такая связь возникает при формировании фондов и использовании их средств. примером данной связи могут являться субсидии, предоставляемые Федеральным бюджетом какому- либо внебюджетному Фонду.

      При двусторонних связях денежный  поток движется между внебюджетными  фондами и другими звеньями  финансовой системы в двух  направлениях. Примером такой связи  может служить связь между  финансами населения и внебюджетными  фондами. Так, уплачивая взносы, например, в Фонд обязательного медицинского страхования, население получает медицинские услуги, то есть тот минимум услуг, который предусматривает Фонд.

      При многосторонних связях один  внебюджетный фонд одновременно  соединяется с разнообразными звеньями финансовой системы.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов