Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:28, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение теоретических основ деятельности внебюджетных фондов, использования их средств, практических результатов их деятельности, пути совершенствования их формирования и использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
а) рассмотреть теоретические основы деятельности внебюджетных фондов, исторические аспекты из развития и становления как институтов;
б) проанализировать роль и место внебюджетных фондов в финансовой системе государства;
в) рассмотреть зарубежный опыт организации внебюджетных фондов на примере нескольких стран;
г) охарактеризовать внебюджетные фонды, выделив главные цели и задачи внебюджетных фондов, а также правовые основы деятельности фондов;
д) проанализировать действующий механизм формирования и использования средств внебюджетных фондов;
е) исследовать основные направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты деятельности внебюджетных фондов 6
1.1. История возникновения внебюджетных фондов 6
1.2. Роль внебюджетных фондов в финансовой системе государства. 14
1.3. Зарубежный опыт организации внебюджетных фондов 20
2. Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов 30
2.1. Характеристика внебюджетных фондов 30
2.2. Доходы и расходы внебюджетных фондов Российской Федерации 41
2.3. Совершенствование формирования и использования средств внебюджетных фондов.
Заключение 66
Список использованных источников 72

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

Содержание  

Введение                                                                                                                3

1. Теоретические аспекты деятельности внебюджетных фондов                      6

1.1.  История возникновения внебюджетных фондов                                       6

1.2. Роль внебюджетных фондов в финансовой системе государства.           14

1.3. Зарубежный опыт организации внебюджетных фондов                           20

2. Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов                         30

2.1. Характеристика внебюджетных фондов                                                      30

2.2. Доходы и расходы внебюджетных фондов Российской Федерации        41

2.3. Совершенствование формирования и использования средств внебюджетных фондов.                                                                                                                     56

Заключение                                                                                                             66

Список  использованных источников                                                                   72

Приложения                                                                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

  

      Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности [25,с.5]; они являются одним из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения.

      Специфика внебюджетных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.

       В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные.

        Экономические внебюджетные фонды обеспечивают финансирование мероприятий, которые, как правило, носят временный, недолгосрочный характер.  Социальные внебюджетные фонды призваны обеспечивать и поддерживать на должном уровне социальную жизнь граждан и гарантировать социальную защиту населения.

       Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

       Главной причиной возникновения внебюджетных фондов явилась необходимость выделить чрезвычайно важные для общества расходы в специальную группу, затем покрыв  их самостоятельными источниками доходов - это мобилизация финансовых ресурсов, как в виде налогов, так и добровольных взносов от предприятий, организаций и населения.              

       Таким образом, внебюджетные фонды  были созданы государством для более   эффективного использования своих финансовых ресурсов. Государственные внебюджетные фонды создавались как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и были предназначены для финансирования приоритетных

социальных  и экономических задач, не нашедших достойное место среди статей доходов и расходов государственного бюджета.

        Актуальность бакалаврской работы  заключается в неоспоримой значимости  внебюджетных фондов, которые играют важную роль в общегосударственной системе финансов. Они дают возможность решать стоящие перед экономикой задачи по обеспечению подъема производства, преодолению временной стагнации и неустойчивости и кризисных явлений [25,с.9].

     Внебюджетные фонды никогда не  утратят своей значимости в  финансовой системе государства, так как социальная защита, обеспеченность населения является первостепенным вопросом любой страны.

     Задача общества – поддержать существование граждан, нуждающихся вы помощи. В связи с этим существует реальная потребность в целевых финансовых ресурсах и целесообразность их концентрации на государственном и территориальном уровнях [31, с. 233].

     Цель данной работы – изучение  теоретических  основ деятельности  внебюджетных фондов, использования  их средств, практических результатов  их деятельности, пути совершенствования их формирования и использования.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

      а) рассмотреть теоретические основы деятельности внебюджетных фондов, исторические аспекты из развития и становления как институтов;

     б) проанализировать роль и место внебюджетных фондов в финансовой системе государства;

      в) рассмотреть зарубежный опыт организации внебюджетных фондов на примере нескольких стран;

      г) охарактеризовать внебюджетные фонды, выделив главные цели и задачи внебюджетных фондов, а также правовые основы деятельности фондов;

      д) проанализировать действующий механизм формирования и использования средств внебюджетных фондов;

       е) исследовать основные направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов;

       Тем самым, задачи данной бакалаврской работы определили ее структуру – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

       При написании настоящей бакалаврской работы были использованы нормативно-правовые акты, специальная экономическая литература, в том числе  учебники Н.З. Капкаевой, Н.С. Журкиной; А.М. Ковалевой, приведены статьи из экономических журналов, а также ресурсы Интернет.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
 
 

       1.  Теоретические аспекты деятельности внебюджетных фондов

      1.1. История возникновения внебюджетных фондов

        

       Внебюджетные фонды - это особые фонды денежных средств, формирование которых обусловлено их целевым характером. Целью создания общегосударственных и других внебюджетных фондов является создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики.

       Внебюджетные фонды старше государственных финансов. Если государственные финансы возникли в момент определения казны монарха государства, то есть в момент появления государства, то внебюджетные фонды появились задолго до его возникновения и носили название специальных фондов государства. Деятельность государства расширялась, оно нуждалось в дополнительных источниках финансирования новых расходов. Для этого денежные средства концентрировались в особых фондах, предназначались для строго целевого использования и носили, как правило, временный характер. После выполнения своего предназначения, фонд прекращал свое существование. Таким образом, количество фондов было непостоянны: одни появлялись, другие упразднялись.

      Создавая специальные фонды, государственные  органы привлекали  дополнительные  финансовые ресурсы для расширения сферы деятельности в области научных и военных расходов, регулирования экономического развития страны, выплат социальных пособий населению и т.д. Также за счет средств внебюджетных фондов, временно не использовавшихся, покрывался  дефицит и кассовые разрывы бюджета,  покрывались непредвиденных расходы. Было создано большое количество специальных фондов. Названия этих фондов соответствовали и объясняли цель расходования финансовых ресурсов.

     По мере появления новых функций  и потребностей государства наблюдалась тенденция к увеличению, как количества, так и объема фондов, предназначенных для их финансирования [21, с.98].

      Однако эта многочисленность  фондов постепенно начала усложнять  деятельность государства, создавало определенные финансовые неудобства. В одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других — избыток. Кроме того, государственные органы могли использовать эти средства бесконтрольно. Поэтому, по мере укрепления государства начался период унификации специальных фондов, другими словами - объединение специальных фондов в едином государственном бюджете [19, с.54].

        Объединение  различных фондов привело к созданию государственного бюджета, что облегчило управление движением финансовых потоков и создало возможность возмещения нехватки средств в одних фондах за счет средств из других фондов. Но не все фонды были включены в государственный бюджет. Некоторые из фондов сохранили свое значение. Эти самостоятельные от бюджета фонды стали существовать наряду с государственным бюджетом и носить название внебюджетных фондов [21, с.18].

         Таким образом, выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:

          а) необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;

           б) необходимостью  определения  особых  и  одновременно  устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;

          в) необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных разработок, выплат населению социальных пособий и т.п.

            В России специальные счета (фонды) в основном  создавались для предпринимательской деятельности правительства, строительства, управления государственным долгом, управления социальной системой страхования.

        Широкое распространение в большинстве стран специальные внебюджетные фонды государства получили после Второй мировой войны.

       Примером тому могут служить фонды ФРГ, созданные в первые послевоенные годы, когда финансовые возможности частного сектора в были ограничены высокими налоговыми ставками. Эти ставки были установлены     Контрольным советом в соответствии с Потсдамским договором. В этих условиях создание государством специальных правительственных фондов являлось существенной формой оказания помощи частному сектору.

        Особое место принадлежит Фонду европейской программы восстановления («план Маршалла»). В конце второй мировой войны США обладали крупным экономическим потенциалом и были заинтересованы сохранить частнокапиталистический рынок сбыта для своих товаров в Западной Европе. Средства от реализованных американских товаров в Западной Германии и других странах, связанных «планом Маршалла», зачислялись на так называемые эквивалентные счета, находившиеся под контролем представителей США. Впоследствии они были переданы в распоряжение властей Западной Германии. По сумме «помощи» в ФРГ находилась на втором месте после Великобритании. «Помощь» поступала большей частью на восстановление Рура как базы для возрождения военно-промышленного потенциала ФРГ. Следует иметь в виду и особый вид помощи Западной Германии со стороны США, выражавшейся в разрешении оставлять определенные виды оборудования, которые должны были вывозиться в качестве репараций. Средства фонда использовались для среднесрочных и долгосрочных кредитов по льготному проценту. Из него же предоставлялись и гарантии по займам.

      В первые послевоенные годы средства фонда поступали в добывающие отрасли, энергетику, обрабатывающую промышленность, на жилищное строительство и сельское хозяйство. Для выделения средств Фонда восстановления в виде кредитов в ноябре 1948 г. был создан Банк восстановления, являющийся специальным государственным кредитным учреждением. Банк выдавал кредиты на 8, 12, 17 лет по ставке  4—7,5% годовых. В задачи Фонда восстановления входило также стимулирование экспортных отраслей, а с середины 50-х годов — модернизация и рационализация производства.

           В 1949 г. на территории Западной Германии был создан при посредничестве западных держав Фонд немедленной помощи. Средства этого фонда состояли из взносов предпринимателей в размере 2—3% от оценочной стоимости имущества. Он предназначался для оказания финансовой помощи лицам, пострадавшим от войны. Средства фонда аккумулировались в федеральном бюджете и через него распределялись. В 1952 г. Фонд был преобразован в Фонд выравнивания бремени. Круг лиц, обязанных вносить в фонд определенные отчисления, расширился за счет того, что обложению подлежали доходы от ипотек и ссудного капитала. Кроме этого, фонд пополнялся дотациями из федерального бюджета, бюджетов земель и общин, а также выручкой от эмиссии займов самим фондом. Средства фонда распределялись Банком выравнивания бремени, созданным в 1954 г. Большая часть активов фонда использовалась для кредитования капиталовложений предприятий, хотя в начале предусматривалось преимущественное оказание помощи населению, пострадавшему во время второй мировой войны. Инвестиционные кредиты выдавались по льготной ставке — 3% в год. [34, с.108-113]

Информация о работе Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов