Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;
-изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;
-рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..….……4
1 Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения……………………………………………………………………………..7
1.1 История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России……7
1.2 Необходимость создания и экономическая сущность Пенсионного фонда РФ……………………………………………………………………………………14
1.3 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ…………………………..17
2 Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда РФ…...22
2.1 Источники формирования и использования средств Пенсионного фонда РФ………………………………………………………………………………….22
2.2 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 - 2011 гг…………26
2.3 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 – 2011 гг…………..30
3 Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ……………....…35
3.1 Проблемы построения российской пенсионной системы…………….……..35
3.2 Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы РФ ……………..…38
Заключение………………………………………………………………………….41
Список использованных источников………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 74.91 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………..….……4

1 Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения……………………………………………………………………………..7

1.1 История  возникновения и развития пенсионного  обеспечения в России……7

1.2 Необходимость  создания и экономическая сущность  Пенсионного фонда РФ……………………………………………………………………………………14

1.3 Правовые  основы пенсионного обеспечения  в РФ…………………………..17

2 Анализ формирования и использования средств Пенсионного фонда РФ…...22

2.1 Источники  формирования и использования  средств Пенсионного фонда РФ………………………………………………………………………………….22

2.2 Формирование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 - 2011 гг…………26

2.3 Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2009 – 2011 гг…………..30

3 Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ……………....…35

3.1 Проблемы построения российской пенсионной системы…………….……..35

3.2 Долгосрочная стратегия развития пенсионной системы РФ ……………..…38

Заключение………………………………………………………………………….41

Список  использованных источников………………………………………….…..43

Приложение  А………………………………………………………………..……..45

Приложение  Б………………………………………………………………....……46 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Российская  Федерация как государство, Конституция  которого предусматривает в качестве ориентира социальное государство, стремясь максимально исходя из существующих возможностей защищать права своих  граждан, устанавливает в правовых отношениях такой порядок, который  предусматривает социальное обеспечение  тех категорий граждан, которые  признаны нуждающимися в таковой. В  этом проявляются социальные функции  государства. Социальная защита в Российской Федерации осуществляется в нескольких формах, одной из них и является пенсионное обеспечение, объем, и уровень которого во многом зависит от выполнявшейся работы, трудового стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий.

     Внебюджетные  фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение  национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной  власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

     Внебюджетные  фонды, существующие и функционирующие  на данный момент в российской финансовой системе, оказывают на неё огромное влияние.

     Пенсионный  фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров. Так, средства расходуются на выплаты  государственных пенсий, пенсий инвалидам, венным, компенсации пенсионерам, пособий  для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и на многие другие социальные цели. Таким образом, определяется его важное социальное значение.

     Для рядового гражданина страны процедура  макроэкономического планирования и формирования сбалансированного  бюджета кажется весьма далекой  от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая  жизнь любого серьезного финансового  учреждения, а тем более столь  сложного и социально значимого, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетный параметры.

     Пенсионный  фонд РФ должен обеспечивать сбор страховых  взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях данные ему права, так как, начиная с 1995 года доходов Пенсионного фонда от страховых взносов не хватает для обеспечения его расходов и для выплаты пенсий требуются дотации из федерального бюджета. Выплачиваемые пенсионные пособия все меньше отвечают своему социально-экономическому значению – обеспечивать достойный уровень жизни людям не имеющим трудовых доходов. Таким образом, можно сделать вывод, что выполнение социальных целей государства является основной задачей Пенсионного фонда РФ, и важность их выполнения обуславливает актуальность данной темы исследования.

     Целью работы является изучение Пенсионного  фонда России.

     В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

     -рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;

     -изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;

     -рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.

     Объектом  исследования является Пенсионный фонд РФ, предметом – механизм его  формирования и использования. 
 
 
 
 

         1  Пенсионный фонд Российской Федерации как элемент социальной защиты населения

     1.1 История возникновения и развития пенсионного обеспечения в России

 

     Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем  в большинстве развитых стран. В  своем развитии оно охватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населения могли  пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практически отменено.

     Однако  по прошествии переходного периода  экономической нестабильности социальное государство начало создавать принципиально  новую пенсионную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения  по старости, которая была введена  в 1927 году. Действовавшая в СССР система  пенсионного обеспечения функционировала  в рамках общей системы социального  обеспечения и социального страхования, которая предусматривала не только выплаты пенсий и пособий различных  видов, но и различные формы социального, медицинского, санитарно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и не трудоспособных.

     Важным  этапом формирования цивилизованной программы  государственного пенсионного страхования  следует рассмотреть середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. когда государство установило право на получение пенсии колхозникам в период наступления соответствующего возраста, получение инвалидности либо по случаю потери кормильца. Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений из государственного бюджета в фонд государственного социального страхования. Поскольку износы на социальное страхование не покрывали все расходы  этой системы, не достающая часть, поступившая из союзного бюджета, Постоянно возрастала и в 80-е годы.

     Материальное  обеспечение инвалидов войны, с  детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджета  союзных республик. Военнослужащие рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы имели  право на пенсию в случае инвалидности, а  их семьи в случае потере кормильца. Пенсии этим категориям получателей  назначалась не зависимо от продолжительности  военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

     Пенсионное  обеспечение генералов адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверх  срочной службы и приравненных к  ним, а также их семей осуществлялось в особом порядке, установленным  Советом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны СССР.

     Пенсионное  обеспечение работников науки по условиям и размерам отчислялось  от пенсионного обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое  в тоже время не исключало возможности  получения работником науки или  членом его семьи пенсий по общему пенсионному законодательству.

     Часть средств союзного бюджета передавалась в виде дотаций централизованному  союзному фонду социального обеспечения  колхозников. За счёт средств союзного бюджета выплачивались также  и персональные пенсии союзного значения. За счёт республиканских бюджетов выплачивались  персональные пенсии республиканского значения. За счёт местных бюджетов и бюджетов автономных республик  выплачивались пенсии местного значения, пенсии работникам науки.

     Полноправное  пенсионное обеспечение колхозников  было введено только в 1965 г. Законам  о пенсиях и пособиях членам  колхозников, что положило начало системе  обеспечения колхозников пенсиями.

     В 1969 году  в стране была введена  единая система социального страхования  колхозников. Пенсионное обеспечение  членов колхозов осуществлялось непосредственно из Централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников, формировавшегося за счёт отчислений колхозов от сумм их валового дохода и ежегодных осигнований из государственного бюджета.

     Все эти элементы пенсионной системы  наглядно показывают наличие серьёзных  методических и практических проблем, которые достигли своего апогея в  конце 80 – х. годов, когда стало  очевидно, что действующая система  не в состоянии справляться с  возложенными на неё функциями.

     Развитие  пенсионной системы до начала радикальных  рыночных реформ 1990 год свидетельствует  о накоплении в ней большого числа  экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путём кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов  с учётом требований включения бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации  в бюджетно - финансовую систему  страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала  применение принципиально новых  экономических и правовых оснований  в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением  пенсионной реформы должен быть решён  основной вопрос социальной политики государства – стабилизаций и  значительный подъём материального  положения пенсионеров, а также  резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 году был  принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении  граждан СССР».

     Однако  уже через полгода после его утверждения изменение государственного устроя страны привлекло за собой принятие самостоятельного российского Закона  от 22.11.90 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями), которые в тоже время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы.

     Российский  пенсионный закон 1990 года стал первым законом, в котором пенсионное страхование  было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно чётко  были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном  уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда  и государственного бюджета является полный отказ от бюджетных дотаций. Развитие собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением сбора страховых взносов на указанные  цели.

     В части организационной структуры  управления деятельностью по назначению и выплате государственных пенсий сохранена прежняя система –  через государственные органы социального  обеспечения населения, сейчас –  органы социальной защиты населения.

     Ключевые  этапы истории ПФ РФ 1990-2010 гг.

     1990 год: Создание Пенсионного фонда  Российской Федерации.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ