Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:28, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение теоретических основ деятельности внебюджетных фондов, использования их средств, практических результатов их деятельности, пути совершенствования их формирования и использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
а) рассмотреть теоретические основы деятельности внебюджетных фондов, исторические аспекты из развития и становления как институтов;
б) проанализировать роль и место внебюджетных фондов в финансовой системе государства;
в) рассмотреть зарубежный опыт организации внебюджетных фондов на примере нескольких стран;
г) охарактеризовать внебюджетные фонды, выделив главные цели и задачи внебюджетных фондов, а также правовые основы деятельности фондов;
д) проанализировать действующий механизм формирования и использования средств внебюджетных фондов;
е) исследовать основные направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты деятельности внебюджетных фондов 6
1.1. История возникновения внебюджетных фондов 6
1.2. Роль внебюджетных фондов в финансовой системе государства. 14
1.3. Зарубежный опыт организации внебюджетных фондов 20
2. Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов 30
2.1. Характеристика внебюджетных фондов 30
2.2. Доходы и расходы внебюджетных фондов Российской Федерации 41
2.3. Совершенствование формирования и использования средств внебюджетных фондов.
Заключение 66
Список использованных источников 72

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

       Доходы и расходы внебюджетных фондов являются самостоятельными экономическими категориями и образуют непосредственно бюджет внебюджетного фонда [21, с.100].

        Бюджет государственных внебюджетных фондов утверждается законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета.

Формируются государственные внебюджетные фонды  в порядке, установленном федеральным законом. Средства государственных внебюджетных фондов и сами внебюджетные фонды, как было сказано ранее, находятся в собственности государства, но являются автономными.

         Главным источником формирования социальных внебюджетных фондов является единый социальный налог (ЕСН). Ставки отчислений данного налога регламентированы Налоговым кодексом РФ и установлены в разрезе каждого фонда в следующих процентах: [2]

        - в Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ)  по ставке 20 %

        - в Фонд социального страхования (ФСС) по ставке 2,9 %

        - в Фонд обязательного медицинского страхования:

               1) в Федеральный фонд ОМС (ФОМС) по ставке 1,1 %

               2) в Территориальный фонд ОМС (ТФОМС)  по ставке 2 %

        Налоговые доходы, распределяемые  органами Федерального казначейства  по уровням бюджетной системы  Российской Федерации от иных  налогов, предусмотренных специальными  налоговыми режимами,  подлежат зачислению в  бюджеты государственных внебюджетных фондов по следующим ставкам:

        - единый налог, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения: в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 0,5 процента; в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - по нормативу 4,5 процента; в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - по нормативу 5 процентов;

        - минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения: в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - по нормативу 60 процентов; в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 2 процента; в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - по нормативу 18 процентов; в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - по нормативу 20 процентов;

      - единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования - по нормативу 0,5 процента; в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования - по нормативу 4,5 процента; в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации - по нормативу 5 процентов;

        -единого сельскохозяйственного налога: в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - по нормативу 0,2 процента; в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - по нормативу 3,4 процента; в Фонд социального страхования Российской Федерации - по нормативу 6,4 процента [1].

      Рассмотрим источники доходов и направления расходования средств каждого внебюджетного фонда.

       Для начала необходимо представить некоторые определения, связанные с формированием и расходованием средств Пенсионного фонда.

       Согласно пенсионному законодательству  размер трудовой пенсии состоит  из трех частей: базовой, страховой  и накопительной. 

       Базовая часть трудовой пенсии - фиксированная часть, устанавливаемая  в твердой сумме, выплачивается за счет средств федерального бюджета. Базовая часть финансируется за счет средств федерального бюджета

      Страховая часть трудовой пенсии - дифференцированная часть, зависящая от результатов труда конкретного человека, в том числе и от суммы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за застрахованное лицо, которые отражаются на его индивидуальном лицевом счете. Страховая часть финансируется за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии,

        Накопительная часть трудовой  пенсии - часть, выплачиваемая в  пределах сумм уплаченных страховых  взносов, отраженных в специальной  части лицевых счетов застрахованных  лиц в системе индивидуального  (персонифицированного) учета. Накопительная часть финансируется за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования [45].

       Что касается единого социального, в части, поступающей в Пенсионный фонд, то на выплату базовой части трудовой пенсии и государственного пенсионного обеспечения используется та часть ЕСН, которая поступает в федеральный бюджет. Средства от ЕСН, поступающие непосредственно в Пенсионный фонд, используются для выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии [27, с.328].

        Доходы бюджета Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников:

        - страховые взносы  (единый социальный налог);

        - средства федерального бюджета;

        - суммы пеней и иных финансовых санкций;

      - доходы о размещения временно свободных денежных средств обязательного пенсионного страхования;

       - добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

       - средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

      - превышение сумм поступлений единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, над расходами по выплате базовой части трудовой пенсии;

      - иные источники.

      Средства Пенсионного фонда расходуются по следующим направлениям:

      - выплата страховой и накопительной частей трудовых пенсий, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров;

     - доставка пенсий;

     - финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности самого фонда;

     - выплата базовой части трудовой пенсии (за счет средств федерального бюджета) - за выслугу лет, по старости, по инвалидности, социальных пенсий;

     - дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии, исходя из инфляции на очередной финансовый год;

   -  иные цели.

     В рамках данного вопроса необходимо рассмотреть динамику изменения доходов и расходов внебюджетных фондов в период 2006 г.- 2010 г. То есть проследить за изменением удельного веса доходов и расходов в общем объеме доходов и расходов бюджета, сопоставив данные показатели  за несколько лет (2006г. - 2010 г.). Проанализировать динамику изменения с дальнейшей перспективой позволяет сегодняшняя система принятия бюджета сроком на три года.

       Проследить за динамикой изменения  удельного веса доходов и расходов  в общем объеме доходов и  расходов внебюджетных фондов  нам позволят таблицы. Приложения 7 и Приложения 8.

       Итак, проанализируем показатели бюджета Пенсионного фонда.

       Доходы федерального бюджета на 2006 год составили 6 170 484,0 млн. рублей, доходы Пенсионного фонда - 1 566 443,1 млн. рублей. Соответственно, удельный вес доходов Пенсионного фонда в общем объеме доходов бюджета составляет 25,2 %.

      Сумма расходов федерального бюджета на 2006 год составила 4 431 076,0 млн. рублей, расходы Пенсионного фонда – 1 489 468,0 млн.рублей. Соответственно удельный вес расходов составляет 33,6 %.

     Удельный вес доходов Пенсионного фонда в доходах Федерального бюджета на 2007 г. составил 27,2 %, расходов 31,6 %;

     Соответственно, делаем вывод по проведенным расчетам. Мы видим, что в 2006 г. и 2007 г., несмотря на рост доходов бюджета Пенсионного фонда, они не смогли в полной мере покрыть расходов. Удельный вес доходов Пенсионного фонда в общем объеме бюджета РФ в 2006 году составил 25,2 %, расходов - 35,6 %;  удельный вес доходов в 2007 году составил – 27,2 %, расходов- 31,6%.

       Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 годов" предусмотрено увеличение объема ассигнований из федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда в 2008 г., на 138,0 млрд. руб, в том числе на:

      - выплату базовой части трудовой пенсии на 119,1 млрд. руб.;

      - выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению на 18,6 млрд. руб.;

      -  выплату дополнительного материального обеспечения на 0,4 млрд. руб.

       Соответственно, по данным таблицы мы видим, что в 2008 – 2009 году запланировано превышение удельного веса доходов над удельным весом расходов. В 2010 году предусматривается сбалансированный бюджет и соответственно полное покрытие расходов Пенсионного Фонда его доходами. 

       Рассматривая бюджет Пенсионного фонда более подробно, структурно,  можно проанализировать и динамику роста поступлений от страховых взносов в 2006 г. и 2007 г.              

            Итак, расходы на выплату базовой части трудовой пенсии в  2006 году, составили 485 543,9 млн.рублей, поступления- 6 639 000,0 млн.рублей; а в 2007 году, определены в сумме 559 343,9 млн. рублей, поступления в сумме 6 280 400,0 млн. рублей.

         Соответственно, поступления на выплату базовой части трудовой пенсии в состоянии покрыть расходы на выплату базовой части трудовой пенсии как в 2006 г, так и в 2007 г.

  Таблица 2.2.1 

Основные  показатели бюджета Пенсионного  Фонда Российской Федерации за 2006-2007 годы

 
Показатели
 
2006 г.
 
2007 г.
сумма (млн. руб). доля (%) сумма (млн. руб). доля  (%)
Доходы (всего), в том числе: 1  566 433,1 100 1 845 094,0 100
1. ЕСН  1 102  056,0 70,3 1 420 342,0 76,9
1.Налоги на совокупный доход 1 858,0 0,12 2 627,3 0,14
2. Страховые взносы (всего), в том  числе на выплаты: 720 619,0 46,0 871 020,4 47,2
-базовой части трудовой пенсии 6 639 000,0 42,3 6 280 400,0 34,5
- страховой части трудовой пенсии 617 040,0 39,4 753 800,0 40,8
-накопительной части трудовой пенсии 96 490,0 6,2 110 940,0 6,01
3. Иные доходы 258 100,6 53,9 448 895,7 52,6
Расходы (всего), в том числе: 1 489 468,0 100 1 727 799,9 100
1. На выплату базовой части трудовой пенсии 485 543,9 32,5 559 343,9 32,4
2.На  выплату страховой части трудовой пенсии 680 273,7 42,7 796 444,6 46,1
3.На  выплату накопительной части трудовой пенсии 6 380,2 0,43 8 928,8 0,52
4. Иные расходы 317 270,05 21,3 363 081,4 21,01

Информация о работе Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов