Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:28, дипломная работа
Цель данной работы – изучение теоретических основ деятельности внебюджетных фондов, использования их средств, практических результатов их деятельности, пути совершенствования их формирования и использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
а) рассмотреть теоретические основы деятельности внебюджетных фондов, исторические аспекты из развития и становления как институтов;
б) проанализировать роль и место внебюджетных фондов в финансовой системе государства;
в) рассмотреть зарубежный опыт организации внебюджетных фондов на примере нескольких стран;
г) охарактеризовать внебюджетные фонды, выделив главные цели и задачи внебюджетных фондов, а также правовые основы деятельности фондов;
д) проанализировать действующий механизм формирования и использования средств внебюджетных фондов;
е) исследовать основные направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов;
Введение 3
1. Теоретические аспекты деятельности внебюджетных фондов 6
1.1. История возникновения внебюджетных фондов 6
1.2. Роль внебюджетных фондов в финансовой системе государства. 14
1.3. Зарубежный опыт организации внебюджетных фондов 20
2. Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов 30
2.1. Характеристика внебюджетных фондов 30
2.2. Доходы и расходы внебюджетных фондов Российской Федерации 41
2.3. Совершенствование формирования и использования средств внебюджетных фондов.
Заключение 66
Список использованных источников 72
Объем текущих поступлений и расходов на страховую часть пенсионного обеспечения определен: в 2006 году по расходам в сумме 680 273,7 млн. рублей; в
2007 году по расходам в сумме 796 444,6 млн. рублей.
По данным таблицы мы видим, что поступления на выплату накопительной части трудовой пенсии составили в 2006 г. 96 490,0 млн. рублей в 2007 г.- 110 940,0 млн. рублей; расходы в 2006 г.- 6 380,2 млн. рублей, в 2007 г.- 8 928,8 млн. рублей.
В накопительной части выплаты мы можем увидеть тенденцию к значительному превышению доходов над расходами.
Что касается налоговых
По данным таблицы можно также сделать вывод о том, что в части выплат как в 2006г., так и в 2007 г. превалирующая доля приходится на выплаты страховой части трудовой пенсии.
Далее рассмотрим Фонд социального страхования, имеющий такое же важное значение в финансовой системе страны.
Доходы данного фонда образуются за счет следующих источников: [37, с. 54-58]
- единый социальный налог;
- страховые взносы на обязательное и медицинское страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний (устанавливается в процентах от начисленной оплаты труда по все основаниям и дифференцируются по группам отраслей экономики в соответствии с классами профессионального риска – от I до XXII)
- средства федерального бюджета;
- остаток средств на начало конкретного финансового года;
- прочие поступления;
Средства фонда расходуются по следующим направлениям:
- выплата пособий по временной нетрудоспособности;
- санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей;
- финансирование научно-исследовательских работ по охране труда;
-страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
-дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
-организация и ведение единой информационной системы социального страхования;
-возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
-оздоровление граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС;
-выплата пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение;
-оздоровление детей;
-расходы на содержание самих учреждений фонда;
-остаток средств на конец конкретного финансового года;
-капитальные вложения на развитие санаторно-курортных учреждений фонда;
-прочие расходы.
Итак, для анализа удельного веса доходов и расходов, занимаемых Фондом социального страхования в общем объеме доходов и расходов федерального бюджета РФ и для определения тенденций изменения удельного веса, обратимся к таблицам Приложения 7 и Приложения 8.
Доходы федерального бюджета на 2006 год сформированы по доходам в сумме 6 170 484,0 млн. рублей, доходы Фонда социального страхования в сумме 207 037,6 млн. рублей. Соответственно, удельный вес доходов Фонда социального страхования в общем объеме доходов федерального бюджета составляет 3,35 %.
Расходы федерального бюджета на 2006 год сформированы в сумме 4 431 076,0 млн. рублей, расходы Фонда социального страхования в сумме 212 987,2 млн. рублей. Соответственно удельный вес расходов составляет 4,8 %.
Удельный вес доходов Фонда социального страхования в 2007 году составил 4,08 % к объему федерального бюджета, расходов - 5,6 %;
Можно сделать вывод по проведенным расчетам. В 2006 г.-2009 г., несмотря на рост доходов бюджета Фонда социального страхования они не смогли в полной мере покрыть расходов. Только на 2010 года предусмотрено покрытие расходов доходами Фонда социального страхования.
Далее рассмотрим состав и структуру показателей
Фонда и определим удельный вес статей
доходов и расходов в объеме бюджета самого
фонда. Для этого рассмотрим данные таблицы
2.2.2.
Таблица 2.2.2
Основные показатели бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006-2007 годы
Показатели |
2006 г. |
2007 г. | ||
сумма (млн руб). | доля (%) | сумма (млн руб). | доля (%) | |
Доходы (всего), в том числе: | 207 037,2 | 100 | 283 869,4 | 100 |
1. ЕСН | 133 152,4 | 64,3 | 170 350,4 | 60,0 |
2.
Страховые взносы на |
35 493,5 |
17,1 |
43 374,1 |
15,3 |
3. Налоги на совокупный доход: | 3 939,02 | 1,9 | 7 048,7 | 2,48 |
- УСН | 2 180,2 | 1,05 | 3 631,9 | 1,27 |
- ЕНВД | 1 696,8 | 0,82 | 3 351,2 | 1,18 |
6. Иные доходы | 30 575,1 | 14,8 | 56 112,9 | 19,8 |
Расходы (всего), в том числе: | 212 987,3 | 100 | 306 214,9 | 100 |
1. Пособие по временной нетрудоспособности | 82 026,0 | 38,5 | 103 314,5 | 33,7 |
2. Пособие по беременности и родам | 15 870,0 | 7,45 | 27 288,0 | 8,91 |
3. Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет | 8 624,0 | 4,04 | 31 535,6 | 10,3 |
4. Пособие при рождении ребенка | 11 440,0 | 5,37 | 13 147,2 | 4,29 |
5. Иные расходы | 95 027,3 | 44,6 | 130 929,6 | 42,7 |
Наибольшую долю в расходах Фонда социального страхования занимают пособия по временной нетрудоспособности как в2006 г, так и в 2007 г.
Доходы Фонда как в 2006 г., так и в 2007 г. не в состоянии покрыть его расходов.
Следующим рассматриваемым фондом является фонд обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования образуются за счет следующих источников:[27, с.56-57]
- единый социальный налог;
- возврат ранее размещенных временно свободных денежных средств и доходы от их использования;
- остаток средств на начало конкретного финансового года;
- иные источники;
Расходование средств Фонда производится по следующим направлениям:
-международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования;
- финансирование научных исследований в области медицины;
- развитие материально-технической базы здравоохранения;
-выравнивание уровней медицинского обслуживания в территориальном аспекте;
- оплата медикаментов;
-оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, стихийных бедствиях, катастрофах;
- содержание самого фонда;
- прочие расходы.
За последние годы существенно возросли объемы финансовых средств на обязательное медицинское страхование. Бюджет Федерального фонда ОМС за 3 года увеличился более чем в 20 раз, темпы роста объемов территориальных программ обязательного медицинского страхования также имеют тенденцию к увеличению.
На этапе согласования проекта федерального закона о бюджете Фонда на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов неоднократно менялись макроэкономические показатели, что вызывало необходимость проведения дополнительных расчетов и согласительных процедур с соответствующими министерствами и ФНС России по объемам доходной части бюджета Фонда.
Благодаря
принимаемым мерам в части
мобилизации поступления
Динамика поступления налоговых платежей имеет тенденцию к росту. Так, если исполнение доходной части бюджета Федерального фонда ОМС по единому социальному налогу в 2005 году составляло 90,2 %, в 2006 году этот показатель увеличился до 99 %, в 2007 году отмечен профицит в объеме 2,5 млрд. рублей, в связи с чем в бюджет Фонда на 2007 год внесены соответствующие изменения, касающиеся увеличения поступления единого социального налога..
В целом отмечается тенденция роста собственных доходов Фонда к 2010 году в среднем на 29 %.
Помимо собственных доходов, бюджетом определены суммы средств, перечисляемых из федерального бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), дополнительную диспансеризацию работающих граждан, диспансеризацию находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансовое обеспечение государственного задания на оказание дополнительной медицинской помощи.
Но рост доходов бюджета, как показывают данные Приложения 7 не всегда обеспечивает способность доходов Фонда покрыть его расходы.
Доходы федерального бюджета на 2006 год сформированы по доходам в сумме 6 170 484,0 млн. рублей, доходы Фонда обязательного медицинского страхования в сумме 113 380,1 млн. рублей. Соответственно, удельный вес доходов Фонда обязательного медицинского страхования в общем объеме доходов Федерального бюджета составляет 1,84 %.
Расходы федерального бюджета на 2006 год сформированы в сумме 4 431 076,0 млн. рублей, расходы Фонда обязательного медицинского страхования в сумме 113 340,1 млн. рублей. Соответственно удельный вес расходов составляет 2,56 %.
Согласно приведенным расчетам, делаем выводы. В 2006 г.- 2008 г., несмотря на рост доходов бюджета обязательного медицинского страхования, они не в состоянии в полной мере покрыть своих расходов.
Однако, в 2009 году планируется, что доходы Фонда обязательного медицинского будут в состоянии покрыть свои расходы.. Удельный вес доходов составляет 1,61 %, расходов - 1,52 %. В 2010 году также предусмотрено покрытие расходов Фонда его доходами.
В настоящее время Фондом ведется работа по подготовке предложений к проекту федерального закона, предусматривающего изменение нормативов отчислений на обязательное медицинское страхование при применении специальных режимов налогообложения. Основную часть расходов Фонда составят расходы, связанные с долевым финансированием территориальных программ ОМС и мероприятий, осуществляемых в рамках национального проекта в сфере здравоохранения.[38, с.164]
Информация о работе Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов