Внебюджетные фонды РФ. Проблемы и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 14:52, курсовая работа

Описание работы

В ходе перехода к рыночной экономике произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена — общегосударственных финансов. Один за одним возникли и выделились внебюджетные фонды.
Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.
Особое значение среди государственных внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные социальные внебюджетные фонды, которые аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий – государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РФ
1.1 Государственные внебюджетные фонды РФ
1.2 Централизованные и децентрализованные внебюджетные фонды РФ
1.3 Источники внебюджетных фондов
1.4 Пенсионный фонд РФ, его правовой статус , характеристика состав бюджета
ГЛАВА 2 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ФИНАНСЫ.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Введение 

     В ходе перехода к рыночной экономике  произошла модернизация финансовой системы, и прежде всего ее центрального звена — общегосударственных  финансов. Один за одним возникли и  выделились внебюджетные фонды.

     Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. В Российской Федерации созданы и действуют три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

     Особое  значение среди государственных  внебюджетных фондов имеют вышеперечисленные  социальные внебюджетные фонды, которые  аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий –  государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих.

     Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России. Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: - определение сущности и значения государственных внебюджетных фондов; анализ бюджетов государственных внебюджетных фондов; рассмотрение проблем и перспектив развития государственных внебюджетных фондов. 

ГЛАВА 1

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ  ФОНДЫ РФ 

1.1 Государственные  внебюджетные фонды  РФ

       Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, предназначенные для реализации прав граждан на социальное обеспечение и охрану здоровья. Государственные внебюджетные фонды РФ подразделяются на:

    • Пенсионные фонд РФ;
    • Фонд социального страхования РФ;
    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
    • Государственный фонд занятости населения РФ.

       Бюджеты государственных внебюджетных фондов по представлению проектов Правительством РФ рассматриваются и утверждаются Федеральным собранием РФ в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального бюджета РФ. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов по представлению органами исполнительной власти субъектов РФ рассматриваются и утверждаются Законодательным собранием субъекта РФ одновременно с принятием бюджета на очередной финансовый год.

       Доходы  государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов юридических и физических лиц, других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

       Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий — государственного пенсионного обеспечения, поддержки в сфере занятости, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери Трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и т.д. Социальные внебюджетные фонды, за исключением Государственного фонда занятости населения РФ, являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Однако самостоятельность эта имеет свои особенности, существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности   государственных,   акционерных,   кооперативных,   частных предприятий и организаций. Внебюджетные социальные фонды организуют процессы мобилизации и использования средств в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат. 

1.2 Централизованные  и децентрализованные  внебюджетные фонды  РФ

       В зависимости от источников формирования, назначения и масштабов  использования  внебюджетные  фонды  подразделяются на  централизованные и децентрализованные.

       Централизованные  (государственные) внебюджетные фонды имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:

    • Пенсионный фонд Российской Федерации;
    • Фонд социального страхования Российской Федерации;
    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования населения.

       Средства большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

       К децентрализованным внебюджетным фондам относятся территориальные внебюджетные фонды. Они формируются для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. Это внебюджетные фонды, создаваемые, для усиления контроля представительных органов власти за целевым использованием общегосударственных средств на социальную защиту населения. Они создаются по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач; передать исполнение  бюджетов  внебюджетных фондов из сферы   государственной   исполнительной   власти   органам управления специально созданных фондов; для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, фонд конверсии и др.)  

1.3 Источники внебюджетных  фондов

       Источники внебюджетных фондов. Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

    • обязательные платежи, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями местных  органов   власти   (специальные  целевые  налоги  и  страховые взносы);
    • добровольные взносы юридических и физических лиц;
    • доходы,    полученные   от   размещения   временно   свободных   средств;
    • другие доходы,  предусмотренные  соответствующими     законодательными актами.

       Наиболее  весомым источником средств государственных  социальных внебюджетных фондов является единый социальный налог. Являясь федеральным налогом, он поступает в федеральный бюджет, а затем в соответствии с утвержденными Налоговым кодексом РФ ставками распределяется между фондами и федеральным бюджетом. Средства государственных и территориальных (региональных и местных) внебюджетных фондов находятся соответственно в федеральной, региональной и муниципальной собственности.

       Проекты бюджетов внебюджетных фондов составляются органами соответствующих фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение представительных органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

       Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием РФ в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

       Отчеты  об исполнении бюджетов государственных  внебюджетных фондов составляются органами управления фондов и представляются Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию РФ в форме федерального закона.

       Контроль  за исполнением бюджетов государственных  внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

       Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение их представительных органов одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

       Отчеты  об исполнении бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов составляются органами управления фондов и представляются органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение представительному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

       Бюджеты муниципальных внебюджетных фондов составляются и исполняются муниципальными органами исполнительной власти в соответствии с принимаемыми ими решениями, касающимися формирования и использования средств этих фондов.

       Во  внебюджетные фонды мобилизуется значительный объем финансовых ресурсов, имеющихся в государстве. В настоящее время доля средств, поступающих в государственные внебюджетные фонды, в финансовых ресурсах государства составляет примерно 12%. Размер средств, поступающих в эти фонды, характеризуют данные табл. №1.

Таблица №1 Доходы внебюджетных социальных фондов (в млн. руб.)

Поступления в

фонд, всего % к

ВВП

1996 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2004 г.
Пенсионный  фонд

РФ  поступления 

131 748

6,1 

166 714

6,1 

276 519

5,8 

431 281

6,1 

1015

800

6,1

 
Фонд  социального

страхования РФ

27 083

1,2

32 537

1,2

51 865

1,1 

86 581

1,2 

159 276

1,0 

Фонды обязательного медицинского страхования

населения РФ

846

0,03

1 278

0,04

1 984

0,04

2 887

0,04

6 813

0,04

 
 
 

1.4 Пенсионный фонд  РФ, его правовой  статус1, характеристика состав   бюджета

       Пенсионный  фонд — это государственный централизованный внебюджетный фонд пенсионного обеспечения населения, предназначенный, прежде всего, на выплату пенсий.

       Трудовая  пенсия — это гарантированная  ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, для обеспечения граждан по достижении ими определенного законом возраста, а также в случае потери трудоспособности, потери кормильца.

       В Советском Союзе с 1928 г. введены  трудовые пенсии для рабочих, с 1937 г. — для рабочих и всех служащих, а учителям — пенсии за выслугу лет. С 1956 года пенсии получили все граждане, на которых распространялось социальное страхование. Колхозники и другие кооператоры имели свою пенсионную кассу. С 1964 г. в СССР действовала единая пенсионная система. Она обслуживала 44 млн. пенсионеров. Пенсии получали все граждане, достигшие пенсионного возраста.

       Советская пенсионная система служила для  всего мира образцом социальной защищенности трудящихся. Она отличалась достаточно высоким уровнем социальной поддержки, высокой стабильностью, простотой принципов.

       В 80-х годах минимальная пенсия составляла 70 рублей (на сегодняшний день 1400—1500 рублей). Максимальная пенсия была в 3,6 раза больше минимальной. При этом образование и медицинское обслуживание были бесплатными. Плата за квартиру, транспортные расходы (трамвай, автобус, электричка) были минимальными (исчислялись копейками). Инфляции (роста цен) не было.

       Правовой  основой ныне действующей в России пенсионной системы являются Конституция Российской Федерации; Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ; Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ; Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

       Трудовая  пенсия — ежемесячная денежная выплата  в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением трудовой пенсии.

       В России установлены следующие виды трудовых пенсий:

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ. Проблемы и перспективы развития