Перспективы развития внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:04, курсовая работа

Описание работы

Цели исследования заключались в постановке и критическом анализе проблем, связанных с деятельностью внебюджетных фондов.
В соответствии с проблемой и целью исследования решались следующие задачи:
1. Показать роль и значение внебюджетных фондов.
2. Исследовать различные точки зрения на эту проблему.
Объект исследования – экономическая теория.
Предмет исследования: внебюджетные фонды: механизм создания и использования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ……………………………………………………………………………...5
1.1 Понятие внебюджетные фонды ………………………………………………5
1.2 Правовой режим государственных внебюджетных фондов………………..6
1.3 Структура, задачи и источники образования ПФР РФ……………………..7
1.4 Правовые основы страхования гражданской ответственности…………….10
2. АНАЛИТИЧЕСАЯ ЧАСТЬ. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ: ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОМС В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ………………………………………….19
2.1 Анализ деятельности Пенсионного фонда…………………………………….19
2.2.Становление накопительной системы Пенсионного фонда………………….22
2.3 Порядок осуществления обязательного страхования………………………...24
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ………………..30
3.1 Совершенствование пенсионной системы в России…………………………30
3. 2 Усиление роли страхования в жизни России…………………………………...31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….32
БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………

Работа содержит 1 файл

внебюджет. фонды.doc

— 346.00 Кб (Скачать)

                                                 СОДЕРЖАНИЕ  

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………...3     

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ  ФОНДОВ……………………………………………………………………………...5

    1.1 Понятие внебюджетные фонды  ………………………………………………5

   1.2 Правовой режим государственных внебюджетных фондов………………..6

    1.3 Структура, задачи и источники образования ПФР РФ……………………..7

   1.4 Правовые основы страхования гражданской ответственности…………….10

2. АНАЛИТИЧЕСАЯ  ЧАСТЬ. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ: ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОМС В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ РОССИИ………………………………………….19

2.1 Анализ деятельности  Пенсионного фонда…………………………………….19

2.2.Становление  накопительной системы Пенсионного  фонда………………….22

2.3 Порядок осуществления обязательного страхования………………………...24

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ………………..30

3.1 Совершенствование  пенсионной системы в России…………………………30

3. 2 Усиление роли страхования в жизни России…………………………………...31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….32

БИБЛИОГРАФИЯ………………………………………………………………….35

ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        ВВЕДЕНИЕ     

       

        Бюджетная система Российской Федерации, являясь, в свою очередь, одним из институтов финансовой системы Российской Федерации, включает в себя и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ст. 10 БК РФ). В Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 13 и 143) впервые дано определение государственного внебюджетного фонда как фонда денежных средств, образуемого вне федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенного для реализации конституционных прав граждан на: пенсионное обеспечение, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Создание подобных внебюджетных фондов денежных средств позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических целей и задач. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое определяет также и порядок их расходования. Средства этих фондов находятся в федеральной собственности. Одновременно средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на федеральные и региональные. Образование государственных внебюджетных фондов позволяет влиять на процесс производства путем финансирования наиболее важных отраслей, осуществлять различные мероприятия социального характера путем выплаты пенсий, пособий, решать природоохранные задачи и т. д.

      Правовой  основой формирования и использования  внебюджетных фондов являются такие  нормативные акты, как Бюджетный  кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О занятости населения в РФ» и другие нормативные акты.

      Государственными  внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

       Пенсионный фонд Российской Федерации;

      — Фонд социального страхования Российской Федерации;

      — Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

      —  и др.

          Актуальность избранной темы определена   возросшим интересом  к       внебюджетным фондам.

     Проблема вопроса заключается  в том, что данной теме не  уделяется достаточного внимания  в современной научной литературе.

    Цели исследования заключались  в постановке и критическом  анализе проблем, связанных с   деятельностью внебюджетных фондов. 

    В соответствии с проблемой  и целью исследования решались  следующие задачи:

   1. Показать  роль и   значение  внебюджетных фондов. 

      2.  Исследовать  различные точки  зрения на эту проблему.

           Объект исследования – экономическая теория.   

           Предмет исследования:  внебюджетные фонды: механизм создания и использования. 

          Методология и методика исследования: в основу работы положены методы сравнительного анализа, функционального и системного подхода, критического анализа и синтеза.

          Практическая значимость исследования: данная работа позволяет расширить круг знаний по теме: внебюджетные фонды: механизм создания и использования. 

          Изучены труды таких ученых, как   Черниловского З. М., Корсунского  Н. Ф. и других.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

 

                             1.1 Понятие внебюджетные фонды

       

      В Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 13 и 143) впервые дано определение  государственного внебюджетного фонда  как фонда денежных средств, образуемого  вне федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенного для реализации конституционных прав граждан на: пенсионное обеспечение, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

      Создание  подобных внебюджетных фондов денежных средств позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и  направлять их на решение определенных социально-экономических целей и  задач. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое определяет также и порядок их расходования. Средства этих фондов находятся в федеральной собственности. Одновременно средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на федеральные и региональные.

         Образование государственных внебюджетных фондов позволяет влиять на процесс производства путем финансирования наиболее важных отраслей, осуществлять различные мероприятия социального характера путем выплаты пенсий, пособий, решать природоохранные задачи.

                

               1.2 Правовой режим государственных внебюджетных фондов

 

      Государственными  внебюджетными фондами управляют  органы государственной власти. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты названных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Аналогичный порядок составления, представления и утверждения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предусмотрен ст. 145 БК РФ. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

      1) обязательных платежей, установленных  законодательством Российской Федерации;

      2) добровольных взносов физических  и юридических лиц;

      3) других доходов, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.  Особенностью расходования средств государственных внебюджетных фондов является их целевое использование в соответствии с бюджетами указанных фондов. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.

      По  окончании бюджетного года органом  управления фонда составляется отчет  о его исполнении и представляется Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации. 

                   1.3Структура, задачи и источники образования ПФР РФ

 

        В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" обязанность осуществлять индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования законодательно возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации.  Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ  "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"  дано определение Пенсионному фонду как государственному учреждению, которое в качестве страховщика осуществляет обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государственное обеспечение (страхование) в Российской Федерации осуществляется из средств, полученных от страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета. Получателем страховых взносов является Пенсионный фонд России, который и обеспечивает выплату пенсий гражданам. Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления денежными средствами, предназначенными для пенсионного обеспечения граждан. Образование новой структурной единицы в пенсионной системе государства - Пенсионного фонда Российской Федерации - было узаконено постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 № 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России) .

Статус  и обязанности Пенсионного фонда  России определены Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) .

Поскольку Пенсионный фонд России является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением, он выполняет необходимые банковские операции в установленном порядке, в соответствии с действующим законодательством о банках и банковской деятельности. При этом денежные средства Пенсионного фонда России находятся в государственной собственности, а сам фонд является некоммерческой организацией. Денежные средства Пенсионного фонда России не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. Управление деятельностью Пенсионного фонда России осуществляется Правлением, на которое возлагается ответственность за выполнение Пенсионным фондом своих непосредственных обязанностей надлежащим образом. Постоянно действующим органом Правления Пенсионного фонда России является исполнительная дирекция. В состав Правления Пенсионного фонда России могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей. Для контроля деятельности исполнительной дирекции в Пенсионном фонде России создана ревизионная комиссия. Признание Пенсионного фонда России федеральной государственной собственностью - одна из особенностей российской пенсионной системы. Во многих странах с солидарно-распределительными системами подобные фонды не являются государственной собственностью, в том числе федеральной, а чаще всего рассматриваются как собственность самих застрахованных и работодателей, хотя и со строго целевым назначением, исключающим какое-либо иное использование средств Фонда и тем более их изъятие государством.  Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления Пенсионным фондом России. Как отмечалось выше, на федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается Правлением Пенсионного фонда России и его исполнительным органом - исполнительной дирекцией. Управление органами Пенсионного фонда в республиках, краях, областях, национально-территориальных образованиях осуществляется региональными отделениями Пенсионного фонда России, которые являются юридическими лицами. Общее количество  отделений Пенсионного фонда России, расположенных во всех административных центрах Российской Федерации, равно 88, количество межрегиональных центров персонифицированного учета составляет около 450, количество районных управлений и отделов по назначению и выплате пенсии превышает 3500. При подобной структуре каждый субъект получает  управляющее воздействие от соответствующего объекта вышеназванного уровня и, в свою очередь, управляет определенным количеством объектов нижестоящего уровня. В состав руководящего органа - Правления ПФР - входят по должности председатель, первый заместитель, заместитель председателя Правления и исполнительный директор Пенсионного фонда России, а также управляющие несколькими отделениями Пенсионного фонда. 

         На уровне субъектов Российской Федерации во всех регионах действуют региональные отделения ПФР, включающие аппарат Отделения и службы по назначению, выплате и доставке пенсии, учет и проверку пенсионных прав застрахованных, состоящие из уполномоченных, осуществляющих работу в районах.1

     Итак, основной задачей регионального  Отделения ПФР является организация  персонифицированного учет застрахованных граждан, финансирование пенсий и их доставки.  Поскольку Пенсионный фонд России не является коммерческой организацией, исключена возможность его участия в коммерческих проектах и сделках, однако он может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан. Тем не менее, основное предназначение средств Пенсионного фонда Российской Федерации состоит в выплате государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком, оказание материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам через органы социальной защиты населения, обеспечение нормального функционирования Пенсионного фонда России и его органов, а также проведение мероприятий, относящихся к сфере социальной защиты населения. Уполномоченные представители Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от предприятий, организаций, учреждений и граждан необходимые документы и сведения, находящиеся в ведении Пенсионного фонда России, исключая сведения, составляющие коммерческую тайну, в соответствии с действующим законодательством.  Действия Пенсионного фонда, предпринимаемые для более справедливого распределения средств и учета реального трудового вклада каждого работника, в конечном счете сводятся к изменению принципов учета пенсионных страховых взносов и назначения пенсии, отражающих степень участия в трудовой деятельности каждого отдельного работника. Реализация указанных целей возможна на принципах государственного пенсионного страхования путем внедрения системы индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных страховых взносов занятого населения.   При этом функции по непосредственному назначению и выплате пенсии получателям также переданы органам единой пенсионной службы. 

             1.4 Правовые основы страхования гражданской ответственности

     В законодательстве под страхованием понимаются отношения по защите интересов  физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. 

Информация о работе Перспективы развития внебюджетных фондов