Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:28, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение теоретических основ деятельности внебюджетных фондов, использования их средств, практических результатов их деятельности, пути совершенствования их формирования и использования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
а) рассмотреть теоретические основы деятельности внебюджетных фондов, исторические аспекты из развития и становления как институтов;
б) проанализировать роль и место внебюджетных фондов в финансовой системе государства;
в) рассмотреть зарубежный опыт организации внебюджетных фондов на примере нескольких стран;
г) охарактеризовать внебюджетные фонды, выделив главные цели и задачи внебюджетных фондов, а также правовые основы деятельности фондов;
д) проанализировать действующий механизм формирования и использования средств внебюджетных фондов;
е) исследовать основные направления совершенствования деятельности внебюджетных фондов;

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты деятельности внебюджетных фондов 6
1.1. История возникновения внебюджетных фондов 6
1.2. Роль внебюджетных фондов в финансовой системе государства. 14
1.3. Зарубежный опыт организации внебюджетных фондов 20
2. Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов 30
2.1. Характеристика внебюджетных фондов 30
2.2. Доходы и расходы внебюджетных фондов Российской Федерации 41
2.3. Совершенствование формирования и использования средств внебюджетных фондов.
Заключение 66
Список использованных источников 72

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 498.50 Кб (Скачать)

        Вопросам повышения эффективности планирования финансовых средств, предусмотренных бюджетом Фонда, уделяется особое внимание. Однако следует учитывать, что планирование средств федерального бюджета не осуществляется Фондом самостоятельно, а находится в компетенции Минздравсоцразвития России по согласованию с Минфином России.

       Далее рассмотрим удельный вес принципиально важных статей доходов и расходов  в общем объеме бюджета Фонда социального страхования.

       Данные таблицы 2.2.3 позволяют нам сделать вывод о том, что в 2007 году уменьшаются поступления в Фонд, а расходы тем самым возрастают. Таким образом, Фонд является дефицитным в 2007 году и не в состоянии в полной мере покрыть свои расходы. 
 
 
 
 

Таблица 2.2.3 

Основные  показатели бюджета Фонда обязательного медицинского

страхования Российской Федерации за 2006-2007 годы

 
Показатели
 
2006 г.
 
2007 г.
сумма (млн руб). доля (%) сумма (млн руб). доля (%)
Доходы (всего), в том числе: 113 380,4 100 139 643,3 100
1.ЕСН 76 684,9 67,6 71 016,06 50,8
2.Налоги на совокупный  доход 653,2 0,57 732,3 0,52
- УСН 435,5 0,384 420,4 0,301
3. Единый сельскохозяйственный налог 2,8 0,0025 2,7 0,0019
4. Иные доходы 36 057,3 31,8 67 471,8 48,3
Расходы (всего), в том числе: 113 340,4 100 139 573,3 100
1. Обязательное медицинское страхование 25 025,6 22,08 32 178,0 23,0
2. Здравоохранение  и спорт 52 335,6 46,1 65 257,4 46,7
3.Оказание  государственной 
социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными 
средствами 
28 647,8 25,2 36 902,9 26,4
4. Иные  расходы 7 331,4 6,47 5 253,0 3,75
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       На основе вышеприведенных таблиц  и выводов, можно сделать заключение  о том, что, несмотря на рост доходов внебюджетных фондов, они не в состоянии покрыть расходов. Таким образом, в настоящее время фонды являются дефицитными.

       Обобщая вышесказанное, делаем вывод.

       Главным источником формирования доходов всех внебюджетных фондов является единый социальный налог (ЕСН). Ставка ЕСН регламентирована налоговым Кодексом РФ и составляет 26 %.  Во внебюджетные фонды единый социальный налог поступает во внебюджетные фонды по следующим ставкам: [2]

        - в Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ)  по ставке 20 %

        - в Фонд социального страхования (ФСС) по ставке 2,9 %

        - в Фонд обязательного медицинского страхования:

               1) в Федеральный фонд ОМС (ФОМС) по ставке 1,1 %

               2) в Территориальный фонд ОМС (ТФОМС)  по ставке 2 %

       Также средства фондов могут  формироваться за счет средств  Федерального бюджета, страховых взносов, налогов на совокупный доход.

       Внебюджетные фонды решают множество социальных задач.

       Так, с помощью средств Пенсионного фонда выплачиваются трудовые и государственные пенсий, производится оказание материальной помощи престарелым, нетрудоспособным гражданам, предоставляются льготы и компенсации, и.т. п.]

         С помощью средств Фонда социального  страхования выплачиваются различного  рода пособия, например:

        -  пособия по временной нетрудоспособности;

        - пособия по беременности и родам;

        - пособия по уходу за ребенком  до достижения им 1,5 лет;

      Также оплачивается санаторно  – курортное обслуживание работников  предприятий, оплачиваются дополнительные  выходные дни по уходу за  ребенком- инвалидом 

       Средства Фонда обязательного медицинского страхования расходуются по следующим направлениям:

        - на финансирование целевых программ  по здравоохранению;

        - на развитие материально- технической  базы здравоохранения;

         - на выравнивание уровней медицинского обслуживания в территориальном аспекте;

        - на оплату медикаментов.

       Таким образом, с помощью внебюджетных  фондов решается множество крайне  важных для населения задач и поэтому функционирование внебюджетных фондов должно поддерживаться на уровне, способном реализовывать все социальные программы и тем самым обеспечивать достойную гарантию социальной защиты населения.

       2.3. Совершенствование формирования и использования средств внебюджетных фондов.  

      В настоящее время можно проследить тенденцию все большей дефицитности внебюджетных фондов. В предыдущем пункте были рассмотрены данные бюджетов внебюджетных фондов по доходам и расходам с выделением их доли в Федеральном бюджете, а также способность доходов внебюджетных фондов покрыть расходы. На основе расчетов, мы сделали вывод о том, что бюджеты внебюджетных фондов являются дефицитными и доходы не в состоянии покрыть расходов.      

        Таким образом, нужно раскрыть  причины дефицитности внебюджетных  фондов и найти пути совершенствования формирования доходов и расходов внебюджетных фондов.

         Очевидно, что одной из главных причин, которая влечет за собой превышение расходной части над доходной частью  фонда, является нехватка поступлений во внебюджетные фонды. Основную часть поступлений составляют отчисления от единого социального налога, соответственно причины недополучения средств от ЕСН – одна из главных причин дефицитности внебюджетных фондов.

         Происходит это вследствие ряда причин, одной из которых является непосильная нагрузка от уплаты ЕСН. Так, до 90-х годов работающих  было в несколько раз больше пенсионеров, поэтому налоги были посильными, а размер пенсии достойным.  Сейчас ситуация изменилась: общее число трудящихся значительно сократилось. Это связано с демографическим кризисом. Как следствие, работающее население просто не в силах содержать пенсионеров, то есть обеспечивать достаточный уровень пенсий. [20 с.360]

        С 2004 года ставка ЕСН снизилась  с 35,6 % до 26 %. Идя на такой шаг, правительство и депутаты рассчитывали на то, что снижение ставок стимулирует работодателей к выводу зарплат «из тени» и в конечном счете приведет к росту отчислений во внебюджетные фонды, однако первое полугодие 2005 года показало, что никакого роста поступлений не произошло: многие предприниматели продолжают выдавать деньги сотрудникам «в конвертах», экономя на налоговых отчислениях на доходы физических лиц и ЕСН. Кроме того, не столь редки и обычные задержки с перечислениями налогов. Как следствие – дефицитность  внебюджетных фондов

          Как считают эксперты, возможных выходов из сложившейся ситуации три:

         - пытаться продолжать покрывать дефицит из Стабилизационного фонда или федерального бюджета;

        - повысить пенсионный возраст или произвести дальнейшее сокращение круга граждан, имеющих право на накопительную часть пенсии (в 2003 году из накопительной системы были исключены граждане, родившиеся до 1967 года);

        - изменить механизм исчисления ЕСН (к примеру, отказаться от регрессивной и ввести плоскую шкалу для взимания налога).

          Последний вариант, в частности, имеет довольно мощную поддержку в самом Пенсионном фонде РФ. Кроме того, глава Пенсионного фонда России предлагает ужесточить ответственность работодателей и дополнить Уголовный кодекс статьей, устанавливающей наказание для руководителей компаний, которые занимаются минимизацией выплат по единому социальному налогу.

          На сегодняшний день однозначного понимания того, что делать с единым социальным налогом, нет ни у правительства, ни у депутатов, ни у администрации президента [41].

        Таким образом, надежды правительства не оправдались. Это, по нашему мнению, произошло вследствие того, что неправильно расставлена ответственность за уплату ЕСН.  Финансовое бремя несут только работодатели, которые совершенно не заинтересованы в полноте их уплаты. Более того, для  многих категорий работодателей платежи являются чрезмерными. При этом сами работники лишены возможности финансового участия в формировании своих пенсионных прав, что в будущем негативно скажется на размерах их пенсий.

        Решение проблемы представляется таковым: передача функций плательщика обязательных платежей в систему социального страхования  России от работодателей к самим работникам, закрепив в их сознании уплаченных обязательных платежей, оставив при этом за работодателем функции налогового агента удерживать из заработка работника данные платежи и перечислять их во внебюджетные фонды. В данных условиях застрахованное лицо должно увидеть, что часть его заработка ему недоплачивается и откладывается в систему социального обеспечения, откуда удержанные суммы в полном объеме вернуться в виде пенсий.

       Таким образом, данный механизм  позволит как снизить налоговое  бремя отечественных предприятий, повысит ответственность и заинтересованность работников в уплате обязательных платежей.

      Даная проблема была рассмотрена  лишь на примере Пенсионного  фонда, но как уже было сказано  ранее, касается всех фондов  социального страхования и обеспечения. 

        Другой проблемой, связанной с  единым социальным налогом является тот факт, что ЕСН сегодня еще не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями. Осложняет расчеты по ЕСН право работодателей самостоятельно осуществлять расходы за счет средств Фонда социального страхования РФ.

        Как решение данной проблемы  изложим следующие методы:

        а) установить порядок, при котором все плательщики уплачивают полностью в Фонд социального страхования Российской Федерации всю начисленную сумму взноса и потом уже в самом фонде получают возмещение своих расходов. Это будет способствовать своевременному и полному контролю за расходованием средств фонда.

       б) объединить взносы в федеральный и территориальный фонды ОМС в один платеж, который мог начисляться по единой ставке и распределяться  между ними органами федерального казначейства; либо  установить единый платеж, который мог зачисляться в территориальный фонд, а затем по установленному нормативу отчислений от его доходов средства списываться   на счет федерального фонда.

      Это упростит исчисление налога и отчетность, сократит количество платежных поручений, позволит сократить объем учетной работы и количество лицевых счетов в налоговых органах.

       Существенные недостатки имеют регрессивная шкала налоговых ставок ЕСН и условия ее применения. Условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые могут их использовать, очень ограниченно. ЕСН - это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому работнику вести лицевой счет всех выплат, да еще и сумму начисленного налога. Было бы проще применять регрессивную шкалу ставок не по отношению к начисленным доходам отдельных работников, а в целом по организации.

       Сейчас налогоплательщики должны ежемесячно представлять расчеты авансовых платежей по ЕСН, что обременительно для них и создает излишнюю нагрузку на налоговые органы. Целесообразно было бы ввести ежеквартальное представление расчетов, а уплату ЕСН производить, как и ранее, ежемесячно.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития внебюджетных фондов