Организация оплаты труда работников торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 01:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является оценка эффективности современных форм и систем оплаты труда в организации и разработка предложений по их совершенствованию.
Задачами работы являются:
1. исследование теоретических аспектов современных форм и систем оплаты труда;
2. анализ проблемных вопросов эффективности современных форм и систем оплаты труда;
3. оценка эффективности системы оплаты труда в ОАО «ЦУМ»;
4. разработка предложений по совершенствованию оплаты труда в ОАО «ЦУМ».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ В ТОРГОВЛЕ 5
1.1 Сущность ЗП и ее функции. Тарифная система оплаты труда 5
1.2 Формы оплаты труда и их характеристика 8
1.3 Организация премирования в торговле 15
2 ОЦЕНКА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ЦУМ» 18
2.1 Социально-экономическая характеристика деятельности 18
2.2 Организация оплаты труда работников 24
2.3 Премирование работников 26
3 ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Работа содержит 1 файл

курсовая по торговле ЦУМ.doc

— 452.00 Кб (Скачать)

          Примечание:   Источник: собственная разработка на основании данных предприятия.

     Из  данных таблицы 2.1 видно, что в 2010 г. прибыль отчетного периода ОАО «ЦУМ Минск» составила 4120 млн. руб. и по отношению к 2009 г. увеличилась на 517 млн. руб. Эта прибыль была получена в основном за счет прибыли от операционных доходов. А прибыль от реализации уменьшилась в динамике на 326 млн. руб., что произошло за счет превышения темпов роста расходов над темпами роста доходов. В результате чистая прибыль в 2010 году составила 2010 млн. руб.

     Рисунок 2.1 показывает положительный эффект как от основной деятельности, так и от операционной.

     Показатель  рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

      -рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от ее реализации (без НДС);

      -общая рентабельность, равная отношению итоговой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);

      -рентабельность продаж по чистой прибыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС).

     Показатели  рентабельности продукции ОАО «ЦУМ Минск» представлены в таблице 2.2.

     Таблица 2.2 - Показатели рентабельности продукции  ОАО «ЦУМ Минск»

Показатели 2009 г. 2010 г. Отклонение, +/-
Выручка от реализации товаров, работ, услуг (без  НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) 153 715 128 500 -25 215
Прибыль от реализации 6 426 6 100 -326
Итоговая  прибыль 3 603 4 120 517
Чистая  прибыль 1 634 2 010 376
Рентабельность  всей реализованной продукции, % 4,18 4,74 0,56
Общая рентабельность, % 2,34 3,20 0,86
Рентабельность  продаж по чистой прибыли, % 1,06 1,56 0,5

          Примечание:    Рентабельность деятельности рассчитывается по формуле (2.1)

Rд=П*100%/В,                                               (2.1)

            где П - прибыль от реализации, млн. руб.;

            В - выручка от реализации, млн. руб.

                              Рентабельность продукции рассчитывается по формуле (2.2)

Rп=П*100%/С,                                               (2.2)

            где П - прибыль от реализации, млн. руб.;

            С - себестоимость продукции, млн. руб.

                             Производительность труда рассчитывается по формуле (2.3)

Пт=В/ССЧ,                                                     (2.3)

            где ССЧ - среднесписочная численность работников, чел.;

            В - выручка от реализации, млн. руб. 

     На  основе расчетов можно сделать следующие  выводы.

     Показатель  общей рентабельности вырос с 2,34% в 2009 году до 3,2% в 2010 году. Показатель рентабельности всей реализованной продукции также вырос с 4,18% в 2009 году до 4,74% на конец 2010 года. При этом происходит увеличение рентабельности продаж по чистой прибыли с 1,06% в 2009 году до 1,56% в 2010 году.

     Исходя  из этих данных можно сказать, что  ОАО «ЦУМ Минск» работает эффективно, так как в 2010 году прибыль увеличилась и составила 2010 млн. руб., а также вырола рентабельность продаж по чистой прибыли и составила 1,56%. Следовательно, организация в целом прибыльна и рентабельна.

         Основными факторами, влияющими на размер прибыли и рентабельности, являются объем и структура товарооборота. В 2010 году дневной розничный товарооборот в ЦУМе составил 560 миллионов рублей. Только несколько дней в декабре 2009 года перед Новым годом товарооборот составлял 1 миллиард. Годовой розничный товарооборот 2010 года  в среднем составляет 218 млрд. руб. А это лучшие финансовые показатели среди столичных магазинов.

     Следовательно, резервами роста прибыли и  рентабельности являются увеличение объема и оптимизация структуры товарооборота, увеличение уровня валового дохода и  снижение уровня издержек обращения, повышение производительности труда, эффективности использования основных и оборотных средств, снижение уровня цен.

     Для того чтобы обеспечить оптимальную  торгово-финансовую деятельность. Необходимо разработать ряд мер по нормализации товарных запасов.

     Снизить товарные запасы до оптимальных размеров можно за счет перераспределения  товарных ресурсов между торговыми  организациими, улучшения организации торговли, рекламы. В результате произойдет ускорение оборачиваемости оборотных средств. При ускорении оборота высвобождаются денежные средства, укрепляют платежеспособность организации, улучшают его финансовое положение.

     Таким образом, резервами роста прибыли  и повышения рентабельности в  торговле являются ускорение оборачиваемости  оборотных средств, совершенствование организации торговли – отсюда повышение производительности труда, совершенствование воспроизводства и ускорение оборачиваемости основных производственных фондов.

 

2.2 Основные данные по работникам ОАО «ЦУМ-Минск»

 

         Основными формами разделения труда являются: функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное. Функциональное разделение предполагает  обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учетом  этого признака весь персонал розничного торгового предприятия ОАО «ЦУМ-Минск» подразделяется на  три категории: управленческий, основной, или торгово-оперативный, и вспомогательный.

а) управленческий персонал (директор, зам.директора, администраторы, товароведы, заведующие отделами (секциями), бухгалтер и т.д.);

б) основной (торгово-оперативный) персонал (работники, занятые

обслуживанием покупателей в торговом зале –  продавцы, контролеры – кассиры, кассиры) ;

в) вспомогательный  персонал (обеспечивающий обслуживание основного

персонала, а также поддерживающий надлежащее санитарно – гигиеническое

состояние магазина – рабочие, уборщицы, электромонтеры, техники и др.);

          На работников  торгового  предприятия возлагается материальная ответственность, т. е. обязанность возместить имущественный ущерб, причиненный предприятию по их вине. В соответствии с заключенным договором работник магазина принимает на себя полную материальную ответственность за необеспечение сохранности вверенных ему материальных ценностей и обязуется: бережно относиться к переданным ему ценностям и принимать меры к предотвращению ущерба; своевременно сообщать администрации организации обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенных ему материальных ценностей; вести учет и отчетность в установленном порядке; участвовать в инвентаризации материальных ценностей. Договор подписывается руководителем предприятия (организации) и лицом, принявшим на себя материальную ответственность.

     На ОАО «ЦУМ» оплата труда работника определяется его личным трудовым вкладом и максимальным размером не ограничивается. Оплата труда работникам компании устанавливаются согласно тарифным ставкам и должностным окладам, действующим на предприятии, но не ниже установленных органами государственного управления.

     Руководство ЦУМа при положительных показателях финансово- экономической деятельности организации и наличии средств пересматривает тарифную ставку 1 разряда на индекс роста потребительских цен, если он, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущего повышения тарифной ставки 1 разряди, превысит 5% порог.

     Изменение форм, систем и размеров оплаты труда, материального поощрения осуществляется с участием профсоюза, при этом не допуская снижения заработной платы.

     На  предприятии существуют сдельно  – премиальная, повременно – премиальная и косвенно – премиальная система оплаты труда. Анализ фонда заработной платы производится для изучения состава, пропорций и тенденций их изменения, выбора оптимального варианта реализации общенародных и коллективных интересов через удовлетворение личного интереса каждого конкретного работника, объективной оценки правильности фактических расходов на заработную плату, уровня влияния факторов их формирования и изменения другого.

     Анализ  результатов деятельности ОАО «ЦУМ» представлен в таблице 2.3

     Таблица 2.3

     Анализ  результатов деятельности ОАО «ЦУМ» за 2009-2010 года

    Показатель Данные 2009 года Данные 2010 года Отклонение  от прошлого года (+/-) Темп роста, %
    Товарооборот, млн. руб. 183 606 218 000 34 394 119,8
    Численность работников, чел. 1152 1163 11 100,9
    Товарооборот  на одного работника, млн. руб. 159,3 189,1 29,8 118,7
    Торговая  площадь, м2 10 090 10 090 - -
    Товарооборот  на 1 м2 торговой площади, млн. руб. 18,19 21,8 3,61 119,8
 

            Для характеристики эффективности использования трудовых ресурсов и эффективности работы предприятия используются следующие показатели:

численность работников прошлого и отчетного годов;

товарооборот  прошлого и отчетного годов;

производительность  труда прошлого и отчетного периодов.

     Из  таблицы 2.3 видно, что в 2010 году численность работников увеличилась на 11 человек и составила 1163. Также вырос товарооборот на 34 394 млн. руб. Показатель производительности труда в розничной торговле - это сумма товарооборота, приходящегося на одного работника в единицу времени, исчисленная как деление объема товарооборота на численность работников. В ОАО «ЦУМ-Минск» производительность труда одного работника выросла почти на 30 млн. руб.

     Все это показывает хорошие результаты работы предприятия.

     Также наблюдается повышение средней заработной платы одного работника.

     Исходные  данные для анализа фонда заработной платы представлены в таблице 2.4.

     Таблица 2.3

     Исходные данные для анализа фонда заработной платы, по состоянию на 2009 год

Виды  заработной платы Фонд  заработной платы, тыс.руб.
По  плану По отчету Отклонение  от плана (+,-)
1 2 3 4
Торгово-оперативный  персонал:

1. Переменная часть заработной платы без оплаты отпусков:

1.1. Сдельные  расценки

1.2. Премии  сдельщикам

1.3. Премии  повременщикам

 
 
 
103210

37018

30234

 
 
 
113228

40680

33706

 
 
 
13018

8662

8472

Итого 170464 190614 +20152
2. Постоянная  часть заработной платы:

2.1. Оплата  по тарифным ставкам

2.2. Все  виды доплат

2.3. Прочие  виды оплат

 
201388

6008

67938

 
224512

6736

74088

 
+23124

+728

+6150

Итого 275334 305336 +30002
3. Всего заработная плата без отпускных 445798 495950 50154
4. Удельный  вес переменной части, % 38,2 38,4 +0,2
5. Распределение  отпускных:

5.1. Относящихся  к переменной части

5.2. Относящихся  к постоянной части

68420

110690

69906

112138

+1486

+1448

Итого оплата отпусков 179110 182044 +2934
6. Заработная  плата с отпусками:

6.1. Переменная  часть

6.2. Постоянная  часть

238884

386024

260520

417474

+21636

+31450

Итого 624908 677994 +53086
Управленческий  персонал:

7. Заработная  плата:

7.1. Оплата  по окладам

7.2. Премии

7.3. Доплаты

118558

21280

12160

159014

30238

34742

+40456

+8958

+22582

Итого 151998 223994 +71996
8. Всего расходов  на заработную  плату 776906 901988 +128082

Информация о работе Организация оплаты труда работников торговли