Международные фондовые биржи: опыт и проблемы функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 10:40, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение опыта и проблем формирования и функционирования международных фондовых бирж для дальнейшего развития рынка ценных бумаг и фондовых бирж Казахстана.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы деятельности рынка ценных бумаг международных фондовых бирж 7
1.1 Понятие, виды и особенности рынка ценных бумаг для 7
экономического развития страны
1.2 Методика расчетов рыночных курсовых индексов 13
1.3 Роль международных фондовых бирж в мировом хозяйстве 17
2 Анализ проблем функционирования международных фондовых бирж
2.1 Характеристика функционирования Токийской и Нью-Йоркской
фондовых бирж 21
2.2 Проблемы мошенничества и спекуляций на международных
фондовых биржах 34
2.3 Проблемы казахстанской фондовой биржи KASE 41
3 Направления совершенствования функционирования международных
фондовых бирж 50
3.1 Пути совершенствования функционирования международных
фондовых бирж 50
3.2 Действия по предотвращению мошенничества и спекуляций на
международных фондовых биржах 54
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение А. Листинговые требования Казахстанской фондовой биржи

Работа содержит 7 файлов

Дипломка.doc

— 546.50 Кб (Скачать)

     В качестве примера такого несправедливого преимущества можно  рассмотреть  ситуацию,  когда  брокер  находится  на  бирже  в  торговом  зале,  а  клиент из  своего  офиса  отдает приказы на проведение операций.  Преимущество  брокера  заключается  в  том,  что  он  с опережением  узнает  информацию  и  может  манипулировать  с  ценами.  Если  клиент  отдал  приказ  на  покупку  большого  количества акций,  то  это  увеличивает  спрос  и  их  цена  начинает  расти.  Брокер может  в  целях  зарабатывания  прибыли,  получив  приказ  от  клиента и  спрогнозировав  рост  цен,  первоначально  приобрести  акции  на свое  имя  по  действующим  ценам,  а  затем  перепродать  их  клиенту по  более  высокой  цене.  Данную  ситуацию  следует  рассматривать как  наличие  несправедливых  преимуществ  у  брокера.  Поэтому фондовые  биржи  должны  регулировать  взаимоотношения  брокера и  клиента,  с  тем,  чтобы  обеспечить  им  равные  возможности.  Например,  правилами  Лондонской  фондовой  биржи  предусмотрена система  регулирования  деятельности  торговцев  ценными  бумагами,  в  частности,  брокер  обязан  первоначально  исполнить  приказ клиента (причем,  сроки исполнения  приказов  жестко  регламентированы), а уж затем проводить свои собственные операции.

     Упорядоченный  рынок  предполагает,  что  колебания  цен  на акции должны быть не очень значительны.

     Неупорядоченный рынок следует рассматривать  в двух аспектах. Во-первых,  это  очень  большая  разница  в  ценах на  одни  и те  же бумаги  в  течение  одного  дня. Во-вторых,  неупорядоченность  рынка проявляется в значительных изменениях в ценах от сделки к сделке.

     Большая  разница  между  заявленной  ценой  покупки  и  продажи  приводит  к  ситуации,  когда  осуществление  сделок  практически  невозможно.  Резкие  отклонения  цен  в  ту  или  иную  сторону порождают  спекулятивный  рынок,  который  не  дает  реальных инвестиций  в  производство.  С  этой  целью  система  регулирования  фондового  рынка  должна  запретить  торговлю  ценными  бумагами  па  основе  внутренней (конфиденциальной)  информации,  которая  оказывает  существенное  влияние  на  уровень  цен,  а также  принять  другие  меры  вплоть  до  приостановки  торговли ценными бумагами, по которым идут резкие колебания в ценах.

     Концепция  справедливого  и  упорядоченного  рынка предполагает  высокую  степень  ликвидности  акций  и  других  ценных бумаг,  непрерывность  совершения  сделок  и  продажу  акций  с минимальными разницами в ценах.

     Ликвидность означает,  что рынок позволяет покупателям и продавцам быстро заключать сделки по взаимоприемлемой цене.

     Непрерывность  совершения  сделок  показывает,  что операции купли продажи  акций  происходят  достаточно  часто,  вследствие чего  брокеру  нетрудно  выполнить  поручение  клиента  по  цене предыдущей сделки или близкой к ней цене.

     Минимальные  разницы  означают,  что  разница  между  котировками  покупки  и  продажи  должна  быть  небольшой.  С  этой целью  изменения  цен  измеряют в пунктах колебания (отклонения)  от  предшествующей  цены. Биржа для упорядочения  изменения  цен  вводит  определенные  ступени отклонения  цен.  Например,  биржей  установлено,  что цена  должна  двигаться ступенями  в 1  пункт.  Если  цена  определена  в 110  пунктов,  то  она может  повышаться  сначала  на 1  пункт  и  составить 111  пунктов, затем 112 пунктов и т.д. 

     4. Глубина и ширина  фондового рынка.

     Глубина  фондового  рынка  рассматривается  как  с  точки  зрения  числа  компаний,  акции  которых  вращаются  на  фондовом рынке,  так  и  объема  операций  по  покупке  и  продаже  акций. Нормально  функционирующий  рынок  предполагает,  что  к  продаже  предлагаются  акции  многих компаний  и у инвестора имеется  возможность  выбора  покупки  тех  или  иных  акций.  При этом  глубина  рынка  означает,  что  на  фондовом  рынке  можно купить или продать различные по объему пакеты акций. [25, с.357].

     Понятие  ширины  рынка  относится  к  числу  акций,  которые находятся  в  обращении,  т.е.  активно  оборачиваются  на  вторичном  рынке.  Практически  в  любой  акционерной  компании  имеются  достаточно  большие  пакеты  акций,  которые  находятся  на руках  у  основных  собственников  этой  компании.  Через владение  этими  пакетами  акций  собственник  реализует  свое  право  на управление  акционерным  обществом.  В  то  же  время  должен быть  достаточно  широкий  круг  акционеров,  которые  не  держатся  за  контрольный  пакет  акций  и могут в любой момент  выбросить  эти  акции  в  открытую  продажу.  Такие  акции  называют «свободно  колеблющимися»,  они  в  широких  масштабах  продаются  и  покупаются,  и  именно  за  счет  движения  этих  акций формируется их курсовая стоимость.

     5. Доступность и открытость информации.

     Широкая  публика  должна  иметь  свободный  доступ  к  информации  о  фондовом  рынке  и  финансовом  состоянии  компании. Основной  источник  информации  для  инвестора —  это  годовой отчет  компании,  заверенный  независимым  аудитором.  Во  многих  странах  существует  требование  обязательного  опубликования в  открытой  печати  годовых  отчетов  о  результатах  деятельности компании  за  истекший  финансовый  год.  В  отчете  приводятся основные  технико-экономические  показатели  деятельности компании,  отчет  о  прибылях  и  убытках,  информация  об  основных  направлениях  деятельности  за  прошедший  год  и  перспективы  развития  компании  в  предстоящий  период.  Некоторые  биржи вводят систему ежеквартальных отчетов.

     Открытость  информации  означает  также  возможность  акционера  ознакомиться  с  текущим  состоянием  дел  на  предприятии,  протоколами  заседаний  совета  директоров,  за  исключением информации, относящейся к коммерческой тайне.

     Особые  требования  предъявляются  к  специальной  информации,  которая  может  оказать  существенное  влияние  на  цену  акций.  Такая  информация  должна  быть  опубликована  и  распространена  немедленно,  чтобы  инвесторы  были  в  курсе  дела  и могли  принять  обоснованное  решение  по  поводу  покупки  или продажи  принадлежащих  им  акций.  Органы  регулирования  в своих  нормативных  документах устанавливают  правила  опубликования такой информации и систему санкций за ее сокрытие. 

     6. Эффективный рынок.

     Работа  на  фондовом  рынке  всегда  сопряжена  с  определенным  риском.  Приобретая  ценные  бумаги,  инвестор  не  застрахован  от  обесценения  капитала  при  снижении  курсовой  стоимости ценных бумаг или потери капитала при банкротстве эмитента.

     Поэтому  риск  инвестора  должен  быть  вознагражден  получением  прибыли  от  совершенных  сделок.  При  этом  размер  прибыли  должен  быть  достаточно  высоким,  чтобы  привлечь  инвесторов  на  фондовый  рынок.  По крайней мере  доходность  операций  с  акциями  должна  превышать  доходность  по  государственным  ценным  бумагам  и  другим  менее  рискованным  сферам вложения  капитала.  В  противном  случае  фондовый  рынок  просто перестает функционировать.

     В  этой  связи  система  регулирования,  защищая  инвестора  от манипуляций  профессиональных  участников  фондового  рынка, не  должна  полностью  закрыть  дорогу  спекулянтам  рынка  ценных  бумаг,  которые ведут игру  за  счет  курсовых  разниц  в ценах на  акции  и  зарабатывают  прибыль.  Профессиональное  знание законов  функционирования  фондового  рынка,  умение  трезво оценить  ситуацию и спрогнозировать  изменения  в  ценах,  безусловно, требуют вознаграждения. [25, с.358]. 

     3.2  Действия по предотвращению мошенничества и спекуляций на международных фондовых биржах 

     Рынок ценных бумаг — составная часть рынка ссудных капиталов, объект государственного регулирования, нацеленного защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников. Действия государства распространяются также на охрану интересов участников фондовых рынков, выступающих посредниками в процессе превращения сбережений инвесторов в инвестиции. Государственное регулирование рынка ценных бумаг реализуется через прямое и косвенное вмешательство. Государство при этом не вмешивается в процессы ценообразования на рынке ценных бумаг, оставляя за участниками рынка право на самоконтроль и саморегулирование.

     На  рынке ценных бумаг государственное регулирование осуществляется по трем направлениям:

  • деятельность органов контроля и надзора;
  • законодательно-правовая база - раскрытие информации, деятельность на рынке, регулирование деятельности участников рынка;
  • механизм непосредственного регулирования рынка ценных бумаг.

     По  мере глобализации экономики возникла необходимость в межгосударственной координации регулирования рынка ценных бумаг. [9, с.276].

     До  начала XX в. в США государственное  регулирование рынка

ценных бумаг отсутствовало. Для фондового рынка было характерно манипулирование ценами, которое в настоящее время повсеместно признано противозаконным. К таким манипуляциям относились фиктивные операции (wash sales) — одновременная покупка и продажа ценной бумаги для создания видимости активности на рынке и сделки по договоренности (matched orders) — совершение двумя контрагентами сделки по заранее оговоренной цене с целью изменить ситуацию на рынке в свою пользу.

     Чрезвычайно широко были распространены корнеры (corner) -концентрация акций у определенной группы торговцев, что позволяло им диктовать свои цены. Известный финансист Генри Клюз, характеризуя период после войны 1861—1865 гг., отмечал, что все крупные состояния Америки сделаны корнерами.

     Очень активно практиковались продажи без покрытия («короткие» продажи — short selling), к которым прибегают игроки на понижение («медведи»). Суть их заключается в том, что спекулянт продает ценные бумаги, не имея их в наличии, на срок, обязуясь поставить их через некоторое время.

     «Короткие»  продажи способны серьезно дестабилизировать рынок, поэтому в Голландии еще в начале XVII в. пытались ограничить их количество. В Великобритании в XVIII в. в парламент представлялся законопроект об их запрете, тем не менее эта практика повсеместно процветала. Только в 30-е годы XX в., после кризиса 1929—1933 гг., по отношению к ним были приняты достаточно жесткие меры.

     Рынок ценных бумаг контролировался исключительно саморегулируемыми организациями профессионалов фондового рынка; саморегулирование предназначалось для поддержания честных правил

игры  среди профессиональных участников. [19, с.123].

     Уже к началу XX в. многочисленные аферы и махинации на фондовом рынке обусловили необходимость государственного регулирования. В некоторых штатах США были приняты законы, направленные на защиту инвесторов, — так называемые Законы голубого неба (Blue-sky laws). Однако в общенациональном масштабе какое-либо регулирование отсутствовало, и все попытки его введения встречали резкое сопротивление Уолл-стрит.

     После Первой мировой войны фиктивный капитал США возрастал быстрыми темпами, что в значительной степени было связано с выпуском ничем не обеспеченных акций. К этому приводили и махинации профессионалов: тайный сговор при покупке-продаже ценных бумаг, утечка информации о тех или иных бумагах и т.п. Широкое распространение получило манипулирование ценами на коллективной основе — пулами. Так, в 1929 г. 107 выпусков акций на Нью-Йоркской фондовой бирже подверглось манипуляциям пулами, в которых были заинтересованы сами члены биржи. Легальным считалось участие в пулах директоров корпораций. Была широко распространена практика создания финансовых пирамид, когда дивиденды акционерам выплачивались не за счет прибыли, а за счет капитала, полученного в результате очередной эмиссии. Наиболее известный пример финансовой пирамиды 1920-х годов — пирамида шведской компании по производству спичек Kruger & Toll.

     В годы, предшествовавшие биржевому краху, банки занимались не только покупкой и продажей ценных бумаг через созданные ими дочерние компании; необычайно широкого размаха достигло кредитование инвесторов (напрямую или через брокеров) для покупки ценных бумаг. Поскольку размер маржевого покрытия, т.е. доли собственных средств инвестора, идущих на покупку ценных бумаг, устанавливался банками самостоятельно и был весьма невысок, крах на фондовом рынке повлек за собой кризис неплатежей в банковской системе, массовое банкротство банков — 8 тыс. банкротств за период Великой депрессии. [19, с.125].

     Злоупотребления на рынке ценных бумаг США стали  настолько очевидными, что президент Гувер обратился к главе Нью-Йоркской фондовой биржи Ричарду Уитни с просьбой устранить манипуляции на рынке и ограничить биржевые спекуляции. В 1932 г. Комитет по банкам и денежному обращению Сената по инициативе Гувера учредил Комиссию по изучению причин биржевого кризиса 1929 г., которую возглавил известный прокурор из Нью-Йорка Фердинанд Пекора. Слушания по этому делу превратились в публичную демонстрацию наиболее грязных и скандальных афер Уолл-стрит.

     Ф.Д. Рузвельт, президент США с 1932 г., осуществил ряд мер по упорядочению первичного рынка ценных бумаг и обеспечению государственного контроля за деятельностью инвестиционных институтов.

     Тяжелое финансовое положение и репутация биржевых профессионалов ограничили возможности Уолл-стрит каким-либо образом воспрепятствовать принятию правил, регламентирующих их деятельность.

     По  поручению Рузвельта бывший председатель Федеральной комиссии по торговле X. Томсон — автор демократической платформы по вопросам, связанным с регулированием рынка ценных бумаг, - подготовил соответствующий закон, который после доработки был единогласно одобрен сенатом. В мае 1933 г. был принят Закон о ценных бумагах (Securities Act), который наряду с другими законами (с поправками) действует и поныне. [19, с.126].

курсовая АДиМЭ.doc

— 214.50 Кб (Открыть, Скачать)

курсовая предприн-во.doc

— 293.00 Кб (Открыть, Скачать)

курсовая Экон. предприятия.doc

— 276.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение к дипломке.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Реферат.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Рефы по ЭПС.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Информация о работе Международные фондовые биржи: опыт и проблемы функционирования