Международные фондовые биржи: опыт и проблемы функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 10:40, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение опыта и проблем формирования и функционирования международных фондовых бирж для дальнейшего развития рынка ценных бумаг и фондовых бирж Казахстана.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы деятельности рынка ценных бумаг международных фондовых бирж 7
1.1 Понятие, виды и особенности рынка ценных бумаг для 7
экономического развития страны
1.2 Методика расчетов рыночных курсовых индексов 13
1.3 Роль международных фондовых бирж в мировом хозяйстве 17
2 Анализ проблем функционирования международных фондовых бирж
2.1 Характеристика функционирования Токийской и Нью-Йоркской
фондовых бирж 21
2.2 Проблемы мошенничества и спекуляций на международных
фондовых биржах 34
2.3 Проблемы казахстанской фондовой биржи KASE 41
3 Направления совершенствования функционирования международных
фондовых бирж 50
3.1 Пути совершенствования функционирования международных
фондовых бирж 50
3.2 Действия по предотвращению мошенничества и спекуляций на
международных фондовых биржах 54
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение А. Листинговые требования Казахстанской фондовой биржи

Работа содержит 7 файлов

Дипломка.doc

— 546.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, можно отметить, что на деятельность казахстанских бирж влияют мировые достижения и тенденции. Это вселяет надежду, что именно рынок, то есть сами профессиональные участники, в перспективе выберет наиболее эффективные площадки, оказывающие более качественные у слуги с меньшими издержками. [5]. 

     Политика  государственных органов регулирования казахстанского рынка ценных бумаг.

     Государственное регулирование рынка ценных бумаг  должно опираться на тщательно разработанную  и научно обоснованную концепцию, которая  с учетом существующих условий в  наибольшей мере способствовала бы целям экономического роста. При этом нельзя забывать об отрицательном опыте стран Азии, где, по мнению аналитиков, «главной причиной возникновения кризиса явилось то, что в этих странах не был проведен тщательный анализ новых явлений и процессов, происходящих в стране и в мире в 90-х годах в результате экономической глобализации, не было обращено внимание на их причинно-следственную связь».

     В мировой практике государственное  регулирование рынка ценных бумаг  осуществляется в виде прямого и  косвенного вмешательства уполномоченных органов в его функционирование. К основным направлениям прямого вмешательства относится весь комплекс законотворческой деятельности представительных органов и органов исполнительной власти по проблемам рынка ценных бумаг. Основной законодательной инфраструктуры фондового рынка является Указ Президента РК, имеющий силу закона, «О ценных бумагах и фондовой бирже» от 21 апреля 1995 года и ряд нормативно-правовых актов, изданных в соответствии с названным Указом Правительством РК и НКЦБ.

     На  сегодняшний день главным регулятором  рынка ценных бумаг в РК является Агентство по регулированию и  надзору финансового рынка и  финансовых организации, в ведении  которого также находится банковский, страховой сегменты и накопительная  пенсионная система. [8].

     Составной частью политики Республики Казахстан  в сфере регулирования и надзора  национального финансового рынка  были приоритеты создания новой системы  государственного регулирования деятельности финансовых институтов, предусматривающей, с учетом положительной международной практики по этому вопросу, объединение всех надзорных и регуляторных функций в рамках одного специализированного органа.

     В связи с этим в конце 90-х годов  в республике начали формироваться  элементы новой системы государственного регулирования деятельности финансовых институтов, на основе практики и общей методологической базы надзора, сформированной Национальным Банком Республики Казахстан. В течение нескольких лет Национальному Банку были переданы функции и полномочия Департамента страхового надзора Министерства финансов РК по надзору страхового рынка (1998 г.), Национальной комиссии РК по ценным бумагам – по регулированию рынка ценных бумаг (2001 г.), Комитета по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения РК – по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов (2002 г.).

     В 2003 году Национальный Банк РК занимал  ключевую позицию в регулировании  финансового рынка страны. Такая  концентрация регуляторных и надзорных функций в центральном банке страны была промежуточным шагом к созданию самостоятельного государственного органа надзора, путем выделения его из Национального Банка РК.

     Основной  целью реформы государственного регулирования и надзора финансового  рынка являлось создание эффективной и независимой системы консолидированного надзора, в целях повышения уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг и развития стабильной инфраструктуры отечественного финансового рынка.

     Важным  фактором развития финансового сектора страны стало начало деятельности с 1 января 2004 года Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН РК), которому были переданы соответствующие функции и полномочия от Национального Банка. [8].

     Законом РК «О государственном регулировании  и надзоре финансового рынка  и финансовых организаций» были определены новые цели государственного регулирования:

  1. обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом;
  2. обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг;
  3. создание равноправных условий для деятельности финансовых организаций, направленных на поддержание добросовестной конкуренции на финансовом рынке.
 

   Законодательно  определенными задачами государственного регулирования  и надзора финансового  рынка и финансовых организаций  были признаны:

  • установление стандартов деятельности финансовых организаций, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций;
  • мониторинг финансового рынка и финансовых организаций в целях сохранения устойчивости финансовой системы;
  • сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженным рискам с целью поддержания финансовой стабильности;
  • стимулирование внедрения современных технологий, обеспечение полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций и оказываемых ими финансовых услугах. [11].
 

    По  данным АФН, на 1 января 2009 года в Казахстане было зарегистрировано 217 организаций, осуществляющих определенный вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (таблица 5). В связи с этим, в 2008 году АФН РК проведено 30 проверок субъектов рынка ценных бумаг, что на 46 % больше, чем в 2007 году, в том числе 26 плановых и 4 внеплановых проверки. Плановые  проверки субъектов рынка ценных бумаг включали 7 проверок банков второго уровня в рамках осуществления ими профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и 19 проверок профессиональных участников рынка ценных бумаг. Внеплановые проверки проводились по запросу правоохранительных органов по вопросу порядка проведения сделок (3 проверки) и по вопросам устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе плановой проверки (1 контрольная проверка).

    Основными нарушениями, выявленными в ходе дистанционного надзора субъектов  рынка ценных бумаг, являлись: нарушение  порядка заключения сделок с ценными  бумагами, в том числе в целях  манипулирования, нарушение лимитов  инвестирования активов клиентов, переданных в инвестиционное управление в финансовые инструменты, невыполнение пруденциальных нормативов и нарушение сроков предоставления ежегодной финансовой отчетности с аудиторским заключением.

    АФН Казахстана в 2008 году по результатам  дистанционного надзора за субъектами рынка ценных бумаг в отношении лицензиатов рынка ценных бумаг применены следующие ограниченные меры воздействия и санкции: вынесено 104 письменных предписания; затребовано 21 письмо-обязательство, наложено 31 административное взыскание в виде штрафов, приостановлено действие лицензий 2 организации и отозвана лицензия 1 организации. 

Таблица 5 - Количество организаций, осуществляющих определенный вид

      профессиональной  деятельности на рынке ценных бумаг

Наименование  профессиональных участников на 01.01.07 на 01.01.08 на 01.01.09
Брокеры и (или) дилеры 69 87 84
Брокеры Регионального финансового центра г. Алматы 1 19 20
Регистраторы 17 17 15
Кастодианы 9 10 11
Организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами  
13
 
11
 
13
Управляющие инвестиционным портфелем 37 61 66
Саморегулируемая  организация 2 2 2
Трансфер-агенты 2 3 4
Депозитарий 1 1 1
Организатор торгов 1 1 1
Итого 152 212 217

    Источник: данные АФН Республики Казахстан / www.afn.kz 

    По  фактам нарушения субъектами рынка  ценных бумаг достаточности собственного капитала АФН Казахстана в адрес 12 субъектов направлены письма-предписания, а также затребованы письма-обязательства  с требованием предоставить план мероприятий по приведению в соответствие коэффициента достаточности собственного капитала.

    В 2008 году по результатам проведения инспекционных проверок АФН Казахстана в адрес профессиональных участников рынка ценных бумаг было направлено 12 предписаний, затребовано 3 письма-обязательства и составлено 1 письменное соглашение о недопущении нарушений, выявленных в ходе проведения проверки. Кроме того, АФН Казахстана были применены санкции в виде наложения 28 административных взысканий, отзыва согласия на назначение на должность руководящего работника, приостановления действия  лицензий 2  организаций, осуществляющих деятельность по ведению системы реестров держателей ценных бумаг, и отзыва лицензий 2 организаций. [8]. 
 
 
 

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФОНДОВЫХ БИРЖ 

     3.1 Пути совершенствования функционирования международных фондовых бирж 

     Для совершенствования своего функционирования фондовая биржа должна исходить из системы  регулирования фондового рынка, которая  должна  обеспечить решение следующих задач: 

     1. Защита общественных  интересов.

     Рынок  ценных  бумаг  является  частью  экономической  системы общества  и  обеспечивает  привлечение  инвестиций  во  все  отрасли народного  хозяйства.  Приток  инвестиций  в  производственный  сектор  не  только  обеспечивает  расширение  производственных  мощностей,  но  и  способствует  активизации  хозяйственной  деятельности  в непроизводственной  сфере,  т.е.  содействует  ускорению  экономического  развития  страны  в  целом.  С  этой  точки  зрения  рынок  ценных бумаг безусловно имеет общественное значение. 

     2. Создание свободного  и открытого рынка.

     Свободный  рынок  предполагает  свободное  ценообразование на  продукты,  вращающиеся  на  данном  рынке,  т.  е.  цены  должны формироваться  только  под  влиянием  спроса  и  предложения. Системой  регулирования  нужно  исключить  появление  монопольных  цен  на  рынке  ценных  бумаг;  цен,  которые  не  отражают реального  состояния  дел  у  эмитента;  цен,  возникших  в  силу получения конфиденциальной информации, и т.п. [25, 354].

     Открытый  рынок  означает,  что  каждый  участник  должен иметь  равные  возможности  для  реализации  своих  прав  на  совершение  операций  с  ценными  бумагами.  Для  клиента  это  означает,  что  его  указания  на  покупку  или  продажу  акций  будут приняты  и  исполнены  брокерской  конторой  в  соответствии  с условиями  договора  и  в  интересах  клиента.  Если  распоряжения клиента  не  доходят  до  брокера  или  брокер  недобросовестно исполняет  распоряжения  клиента,  то  это  сводит  на  нет  роль фондового  рынка.  Несоблюдение  принципа  открытости  рынка проявляется в двух аспектах.

     Во-первых,  брокер,  находясь  в  зале,  может осуществлять  манипуляции  с  ценными  бумагами  не  в  пользу  клиента,  а  в  своих личных  интересах.  В  момент  совершения  операций  клиент  не присутствует  в  торговом  зале  и не  может непосредственно повлиять  на  ход  торгов.  На  фондовых  биржах  известны  случаи, когда  крупные  операторы  фондового  рынка  занимались  манипуляциями  с  покупкой (продажей)  ценных  бумаг,  с  тем  чтобы резко  повысить  или  понизить цены.  Брокер,  находясь  непосредственно  на  бирже,  может  осложнить  исполнение  приказов клиентов в пользу манипулятора.

     В  брокерской терминологии  это называют «опережением приказов клиентов».

     Во-вторых,  нарушение  принципа  открытости  происходит из-за  несовершенства  системы  связи,  когда  клиент  не  может передать  брокеру  свое  распоряжение  из-за  перегрузки  телефонной  сети  и  других  средств связи.  Мировая практика  знает несколько  таких  случаев.  Например,  в  Лондоне  торговцы  в  зале настолько  были  заняты  изменением  цен  на  акции,  которые  высвечивались  на  электронном  табло,  что  перестали  отвечать  на звонки  клиентов.  Другой  случай  произошел  в  США,  когда  средства  связи  на  Нью-Йоркской  фондовой  бирже  были  перегружены  и  не  справлялись  с  тем  количеством  распоряжений,  которые поступали от клиентов брокерам.

     Для  обеспечения  открытости рынка необходимо  жесткое регулирование  поведения  брокеров,  которые  должны  работать только  на  клиента.  Кроме  того, необходимо  современное техническое  оснащение  фондовых  бирж,  обеспечение  бесперебойной телефонной, модемной и другими видами связи. 

     3. Справедливый и  упорядоченный рынок.

     Справедливый  и  упорядоченный  рынок  предполагает,  что  ни у  одного  из  участников  рынка  не  должно  быть  несправедливых преимуществ перед другими. [25, с.355].

курсовая АДиМЭ.doc

— 214.50 Кб (Открыть, Скачать)

курсовая предприн-во.doc

— 293.00 Кб (Открыть, Скачать)

курсовая Экон. предприятия.doc

— 276.50 Кб (Открыть, Скачать)

Приложение к дипломке.doc

— 58.50 Кб (Открыть, Скачать)

Реферат.doc

— 104.00 Кб (Открыть, Скачать)

Рефы по ЭПС.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

Информация о работе Международные фондовые биржи: опыт и проблемы функционирования