Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа
В настоящей работе предлагается использовать современные технологии стратегического планирования социально-экономического развития в Иркутской области.
Задачи, решаемые в ходе проекта:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме стратегического планирования социально-экономического развития регионов.
2. Проанализировать методы, используемые в стратегическом планировании развития региона на федеральном и региональном уровнях в РФ в настоящее время.
3. Выделить основные проблемы социально-экономического развития Иркутской области.
4. Обосновать необходимость внедрения современных технологий в практику стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Сущность понятия "региональное развитие"
1.2 Методика стратегического планирования развития региона
1.3 Государственное регулирование регионального развития в РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
2.1 Методы стратегического планирования регионального развития, используемые на федеральном уровне
2.2 Практика стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области
2.3 Современное состояние экономики Иркутской области и проблемы социально-экономического развития
ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Использование кластерного подхода в стратегическом планировании социально-экономического развития Иркутской области
3.2 Развитие агломерации и создание особых экономических зон в Иркутской области
3.3 Использование Форсайта как современной технологии прогнозирования социально-экономического развития Иркутской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральное агентство по образованию РФ
Байкальский государственный университет экономики и права
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)
Иркутск, 2010 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Сущность понятия "региональное развитие"
1.2 Методика стратегического планирования развития региона
1.3 Государственное регулирование регионального развития в РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
2.1 Методы стратегического планирования регионального развития, используемые на федеральном уровне
2.2 Практика стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области
2.3 Современное состояние экономики Иркутской области и проблемы социально-экономического развития
ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Использование кластерного подхода в стратегическом планировании социально-экономического развития Иркутской области
3.2 Развитие агломерации и создание особых экономических зон в Иркутской области
3.3 Использование Форсайта как современной технологии прогнозирования социально-экономического развития Иркутской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Мир вокруг нас непрерывно меняется. Органы государственной власти в регионах должны своевременно реагировать на эти изменения, чтобы обеспечивать достижение своей генеральной цели - повышения качество жизни населения. Этим обусловлена необходимость стратегического планирования регионального развития.
Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов - относительно новое явление для России. За последние годы в большинстве субъектов РФ были достигнуты общественно-политическая стабильность, устойчивое развитие экономики и социальной сферы, что обусловило возможность и необходимость использования стратегического планирования в качестве инструмента государственного управления.
Стратегический план социально-экономического развития региона позволяет его администрации и всему региональному сообществу действовать совместно. Такой план должен создаваться как сеть взвешенных и согласованных пожеланий по решению имеющихся проблем и адресоваться со стороны бизнеса и населения к администрации. Он представляет собой инструмент стратегического партнерства, механизм определения и осуществления эффективных стратегий во всех сферах жизни региона.
В настоящее время в России предпринимаются попытки разработки стратегий развития регионов, как органами государственной власти, так и специализированными организациями.
В связи с назревшей необходимостью перехода к инновационной экономике особый интерес вызывает использование при разработке стратегических планов развития регионов современных технологий. За рубежом такие методики как кластерный подход, формирование особых экономических зон и Форсайт очень популярны и их эффективность при грамотной реализации не вызывает сомнения. Усиливающаяся конкуренция в мире и в стране; ограничение государственного финансирования; возрастающая сложность решаемых в регионе проблем - все это является предпосылками для использования данных технологий.
Их внедрение в практику стратегического планирования в Иркутской области позволит повысить эффективность управления региональным развитием, положительно повлиять на все сферы жизни населения.
В настоящей работе предлагается использовать современные технологии стратегического планирования социально-экономического развития в Иркутской области.
Задачи, решаемые в ходе проекта:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме стратегического планирования социально-экономического развития регионов.
2. Проанализировать методы, используемые в стратегическом планировании развития региона на федеральном и региональном уровнях в РФ в настоящее время.
3. Выделить основные проблемы социально-экономического развития Иркутской области.
4. Обосновать необходимость внедрения современных технологий в практику стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области.
В конечном итоге необходимо выбрать наиболее приемлемые подходы к разработке стратегии социально-экономического развития Иркутской области и обосновать их эффективность. Так как социальное развитие, прежде всего, определяется экономическим, в качестве таких подходов нами были избраны создание особых экономических зон, агломерации, формирование кластеров и разработка Форсайта.
Прежде, чем говорить о целях и критериях регионального развития, необходимо дать определение таким понятиям, как "регион" и "развитие".
Понятие "регион" имеет многозначное толкование. Как правило, выделяют следующие относительно однородные региональные структуры, характерные для России: регион - федеральный округ, регион - экономический район, регион - субъект Федерации, регион - муниципальный округ. В рамках международного разделения труда сложились наднациональные региональные образования (например, Сибирь и Дальний Восток являются неотъемлемой частью Азиатско-тихоокеанского региона). Кроме того, регион может представлять территорию, по своим признакам не подходящую к уже принятой системе территориального членения. М.П. Рачков в своих исследованиях исторических площадок вводит понятие Байкальского региона, который, по его мнению, представляет собой геофизическую целостность прилегающих к озеру Байкал территорий: Иркутской области, Республики Бурятия, Читинской области и Монголии.
В современной экономической и политической практике в большинстве случаев в качестве регионов выступают все-таки субъекты Федерации.
По определению Н.Н. Некрасова "под регионом понимается крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой".
В определении понятия "регион", как правило, учитывают четыре обстоятельства:
во-первых, регион - это территориальное явление;
во-вторых, регион - часть целостной социальной и административной системы, поэтому он должен обладать ее основными чертами, но не сводиться к ним;
в-третьих, регион должен иметь замкнутый воспроизводственный цикл и определенную экономическую специфику;
в-четвертых, регион - это социально-экономический комплекс, основные звенья которого - материальное производство и социальная сфера, сбалансированы.
Термин "развитие" часто употребляется в следующих сочетаниях: экономическое развитие, социально-экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города. В каждом из этих случаев под развитием подразумевается определенное изменение, прежде всего, социально-экономических характеристик объекта. Это изменение может быть количественным - тогда говорят о социально-экономическом росте. Оно может быть качественным - и тогда говорят или о структурных изменениях, или об изменении содержания развития, или о приобретении новых характеристик. Наряду с чисто экономическими характеристиками обычно рассматривают и социальные параметры развития. Более того, социальные характеристики давно уже стали полноправными показателями, позволяющими оценить степень развития любого региона.
Поскольку термин "развитие" понимается по-разному, необходимо с самого начала дать его рабочую формулировку, определить суть самого понятия.
Общепринятое определение понятия "развитие" звучит следующим образом: "Развитие представляется необратимым, направленным, закономерным изменением материи и сознания, их универсальным свойством; в результате развития возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры".
Другими словами, под развитием следует понимать качественное изменение состава, связей (т.е. структуры) и функционирования системы, или, кратко - любое качественное изменение системы.
Количественное изменение состава и взаимосвязей системы выражает понятие "рост" и его темпы. Не следует отождествлять рост с развитием.
Дадли Сиирс в сжатой форме сформулировал сущность развития: "для того чтобы выяснить, развивается ли страна, следует задать вопросы: Что стало с нищетой? Как изменился уровень безработицы? Какова степень неравенства? Если все три показателя сократились по сравнению с высоким начальным уровнем, то страна, вне всякого сомнения, переживает период развития. Если один или два из них, и особенно все три, ухудшились, то странно говорить о развитии даже при двойном росте дохода на душу населения".
По своей сути развитие представляет собой комплекс изменений, посредством которых ориентированная на удовлетворение основных потребностей и запросов отдельных людей и групп населения экономическая система движется от состояния всеобщей неудовлетворенности к новым более благоприятным материальным и духовным условиям жизни.
Развитие региона - многоаспектный процесс. Содержание развития регионов может сильно различаться по целому ряду причин. Так, различия в развитии Бурятии, Калининградской области, Ямало-Ненецкого автономного округа и Москвы обусловлены не только исходным уровнем развития, но и особенностями конкретного региона, его производственной структурой, географическим положением, производственной специализацией и пр.
Развитие всегда имеет целевую направленность, т.е. направлено на достижение некоторой цели или системы целей. Положительная направленность развития позволяет квалифицировать его как прогресс, отрицательная свидетельствует о регрессе, деградации.
Основной, интегральной целью социально-экономического развития региона является улучшение качества жизни населения. Этот процесс имеет три важнейшие составляющие:
повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной систем, ориентированных на уважение человеческого достоинства;
увеличение степени личной свободы людей, в том числе их экономической свободы.
Последние две составляющие качества жизни не всегда учитываются при оценке степени социально-экономического развития стран и регионов, однако в последнее время им все чаще и все больше уделяется внимание в экономической науке и политической практике.
В качестве конкретных целей социально-экономического развития региона также могут быть определены: уменьшение нищеты, улучшение образования, питания и здравоохранения, оздоровление окружающей среды, обеспечение равенства возможностей, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей поддерживают друг друга, но в определенных условиях они могут вступить в конфликт. Так, например, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. В таких условиях возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что, чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель - здоровье людей. Поэтому такой конфликт между целями не имеет абсолютно неразрешимого характера. Однако в ряде других случаев конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов своего разрешения.
Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые позволяют реализовать эти критерии, соответствующим образом оценив ситуацию.
Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития региона. Среди долгосрочных целей обычно выделяются становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни населения, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового регионального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, как и меры по их достижению. Достижение краткосрочных целей, как правило, имеет отношение не столько к развитию, сколько к функционированию, в то время как долгосрочные цели имеют непосредственное отношение к развитию. В связи с этим целесообразно рассматривать задачи по достижению устойчивого функционирования и устойчивого развития региона.
Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи по изменению ситуации, неблагоприятной для развития, и созданию условий, необходимых для успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:
привлечение новых видов бизнеса;
расширение существующего бизнеса;
развитие малого бизнеса;
развитие промышленности;
развитие сферы услуг;
повышение уровня занятости населения региона.
В целом на уровне региона можно рассматривать в качестве наиболее адекватных следующие критерии и соответствующие им показатели социально-экономического развития:
ВРП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этого показателя;
средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;
продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;
уровень образования;
уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками, диагностическими центрами и услугами "Скорой помощи", качество предоставляемых медицинских услуг);