Использование современных технологий стратегического планирования социально-экономического развития региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа

Описание работы

В настоящей работе предлагается использовать современные технологии стратегического планирования социально-экономического развития в Иркутской области.
Задачи, решаемые в ходе проекта:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме стратегического планирования социально-экономического развития регионов.
2. Проанализировать методы, используемые в стратегическом планировании развития региона на федеральном и региональном уровнях в РФ в настоящее время.
3. Выделить основные проблемы социально-экономического развития Иркутской области.
4. Обосновать необходимость внедрения современных технологий в практику стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Сущность понятия "региональное развитие"
1.2 Методика стратегического планирования развития региона
1.3 Государственное регулирование регионального развития в РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
2.1 Методы стратегического планирования регионального развития, используемые на федеральном уровне
2.2 Практика стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области
2.3 Современное состояние экономики Иркутской области и проблемы социально-экономического развития
ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Использование кластерного подхода в стратегическом планировании социально-экономического развития Иркутской области
3.2 Развитие агломерации и создание особых экономических зон в Иркутской области
3.3 Использование Форсайта как современной технологии прогнозирования социально-экономического развития Иркутской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

dmen830.rtf

— 1.20 Мб (Скачать)

26 февраля в Москве в представительстве Иркутской области прошла рабочая встреча, посвященная обсуждению Концепции Стратегии социально-экономического развития Иркутской области.

По итогам обсуждения концепция в целом была одобрена. Теперь на ее основе экспертами ЦСР "Северо-Запад" готовится текст областной Стратегии, включающий в себя анализ основных внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие региона в долгосрочной перспективе, выявление ключевых проблем и оценку ресурсов и возможностей развития региона.

В дальнейшем на основе этого анализа будут разрабатываться сценарии развития региона. Приоритетный сценарий определит стратегические цели и направления развития Иркутской области и подразумевает разработку комплекса масштабных стратегических проектов.

Стратегия и Программа социально-экономического развития Иркутской области будут разрабатываться с учетом формирования на территории региона Иркутской агломерации, объединяющей города Иркутск, Ангарск и Шелехов. В частности, в Стратегии будут рамочно определены перспективы и условия развития агломерации.

2.3 Современное состояние экономики Иркутской области и проблемы социально-экономического развития

 

Иркутская область занимает стратегически важное экономико-географическое положение в центре азиатской части России на пересечении торговых путей из центральных регионов России к странам Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Площадь ее составляет 768 тысяч квадратных километров, численность постоянного населения - 2 миллиона 562 тысячи человек. В настоящее время на территории области имеется 36 муниципальных образований первого уровня и 355 муниципальных образований второго уровня. Центр области - город Иркутск, расположенный в 5042 км от Москвы, в городе проживает 582,8 тыс. жителей. Основными промышленными центрами области являются города: Ангарск, Шелехов, Братск, Усть-Илимск.

По богатству ресурсного потенциала область занимает одну из лидирующих позиций в России. Покрытие лесной растительностью составляет 82% территории области. В области сосредоточено 11% общероссийских запасов древесины. Разведаны крупные залежи золота, редких металлов, легкообогатимых железных руд, слюды, магнезита, талька, калийной и поваренной соли, цветных и поделочных камней.

Значительная часть ценных природных ресурсов сосредоточена на севере и северо-востоке области, что определяет хорошие перспективы развития малоосвоенных районов, привлечения квалифицированной рабочей силы.

Это один из немногих субъектов Российской Федерации, на территории которого имеются все виды собственных топливно-энергетических ресурсов - более 7% общероссийских запасов угля, столько же нефти и горючего газа, 10% гидроэнергоресурсов. На основе гидроэнергоресурсов реки Ангары создан крупнейший и самый эффективный в мире каскад ГЭС (Иркутская, Братская и Усть-Илимская). На территории области расположено одно из самых крупных в стране Ковыктинское газоконденсатное месторождение, Сухоложское месторождение рудного золота, Савинское месторождение магнезитов.

В области находится самый крупный в мире резервуар чистой пресной воды - озеро Байкал, что в перспективе может стать стратегическим конкурентным преимуществом для области.

Также в Иркутской области действуют мощные промышленные комплексы: топливно-энергетический, горно-добывающий, лесопромышленный, нефтехимический; особое развитие получила алюминиевая промышленность; высока роль машиностроения. В области производится 34% алюминия страны, более 50% пластмасс, около 30% целлюлозы, регион занимает 4 - 5 место по добыче золота. Это обусловливает высокую фондоемкость, а также высокую энергоемкость экономики. Износ основных фондов по промышленности составляет около 55%.

Через территорию области проходят основные транзитные и торговые пути: Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали. Потенциал Байкало-Амурской железнодорожной магистрали в настоящее время остается в значительной мере неиспользованным. Толчком к ее развитию может послужить освоение находящихся в зоне магистрали крупных месторождений минерального сырья и организация производств по его глубокой переработке на севере области (на основе ресурсов гидроэнергии и газа).

Два аэропорта, расположенные на территории области - "Иркутск" и "Братск" - имеют статус международных. Аэропорт города Иркутска расположен на пересечении международных авиалиний, связывающих область с Республикой Монголия, Китайской Народной Республикой, Республикой Корея и Японией. Открыты прямые сообщения с городами Ниигата, Шеньян, Далян, Тянзинь, Улан-Батор, Сеул.

С точки зрения промышленного развития, размещения населения и объектов производственной и социально-бытовой инфраструктуры территория области неоднородна: 26% населения проживает в северных и приравненных к ним малоосвоенных территориях. Индустриально развитая и густонаселенная часть расположена вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали, на севере преобладает индустриальное развитие.

Именно на Иркутской области завершилось массированное промышленное освоение регионов восточной зоны страны в 1960-х - 1980-х годах. Восточнее и северо-восточнее области почти полностью отсутствуют подобные созданным в ней масштабные производства гидроэнергетики, алюминиевой, нефтеперерабатывающей, химической, целлюлозно-бумажной промышленности. Этим, в частности, определяется стратегическая роль области на новом современном этапе экономического развития восточных регионов страны.

По оценочным данным, объем валового регионального продукта (ВРП) области в 2008 году составил более 250 миллиардов рублей. В последние годы темпы роста ВРП составляют в среднем 3 - 4%. В структуре ВРП области основное место (около 35%) занимает промышленность, 13% приходится на транспорт, 17% - на торговлю и 4,7% - на строительство. По объемам производства ВРП области на душу населения область занимает 3-е место в Сибирском федеральном округе (далее - СФО) и 30-е место в Российской Федерации.

Необходимо отметить, что ВРП области недооценен вследствие применения крупными компаниями региона механизмов трансфертного ценообразования. При реализации продукции организаций области по внутренним ценам реальная стоимость продукции занижается. По оценкам администрации области, ВРП области занижен в 2007 году по сравнению с реальным на 10%.

Существенной особенностью промышленного производства области является повышенная транспортная составляющая в составе затрат, что связано с большой удаленностью области от центров сбыта ее продукции. Это, в свою очередь, ставит производителей в зависимость от функционирования железнодорожного транспорта. Поэтому транспортный комплекс играет важнейшую роль в социально-экономическом развитии области. Удельный вес услуг железнодорожного транспорта в ВРП области составляет 6%. Общая численность работающих в транспортной сфере достигает 90 тыс. человек, или 9% занятых в экономике.

По протяженности автомобильных дорог область занимает второе место в Российской Федерации после Московской области, но только треть из них имеет асфальтовое покрытие. Плотность дорожной сети довольно низкая, 185 населенных пунктов области не имеют транспортной связи с дорогами общего пользования, а три района области не имеют выхода на автодорожную сеть. Автомобильный транспорт в основном осуществляет пассажирские перевозки. Так, на долю автотранспорта приходится 21% пассажирооборота области, 0,5% грузооборота и 11,2% работающих в указанной отрасли от общего числа.

В настоящее время из-за разрыва общероссийских внутрихозяйственных связей основной объем продукции, производимой в области, поставляется на экспорт. По своим масштабам экспорт в 2007 году составил 69% объемов промышленного производства области по сравнению с 7% в 1990 году. Основу экспорта составляет сырье первичной степени переработки. На экспорт отгружалось 80% алюминия, более 75% целлюлозы, 90% пиломатериалов, около трети дизельного топлива. Основными внешнеэкономическими партнерами являются Китайская Народная Республика, Япония и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Внешнеторговая сырьевая ориентация области во многом сформирована искусственно вследствие падения в начале 1990-х годов платежеспособного внутреннего спроса на продукцию организаций области в стране и Сибири.

Область является признанным научным и образовательным центром Восточной Сибири. В области 38 учреждений, осуществляющих подготовку специалистов по программам высшей школы, 12 из них - государственные высшие учебные заведения (далее - вуз) и 14 - филиалы государственных вузов, а также 2 негосударственных вуза и 10 филиалов таких вузов. Вузы, осуществляющие деятельность на территории области, ежегодно выпускают свыше пятнадцати тысяч специалистов в технической, экономической, естественно-научной, гуманитарной и иных областях знаний. В области расположен один из крупнейших в стране Иркутский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, а также около 30 прикладных научно-исследовательских институтов.

Существенно более высокий культурный и кадровый потенциал, традиционно свойственный области, даже в сравнении с более населенными и экономически развитыми в целом районами, расположенными ближе к Уралу, обусловлен тем, что город Иркутск и Иркутская губерния (область) стали выполнять функции опоры российской государственности и культуры на востоке страны значительно раньше большинства других сибирских регионов.

Ключевым итогом 2009 года стало увеличение темпов роста экономики области. Региональная экономика вступила в полосу стабильного развития.

В экономике региона за год наблюдались как позитивные, так и негативные процессы. Продолжается модернизация крупнейших предприятий алюминиевой и лесной промышленности.

По итогам 2009 года объем промышленного производства вырос по сравнению с 2008 годом на 7%. Такой рост индекса обеспечен, прежде всего, увеличением производства в машиностроении, нефтеперерабатывающей, химической, а также целлюлозно-бумажной промышленностях. Эти отрасли в основном ориентированы на внешний рынок. Благоприятная конъюнктура цен на продукцию, в течение длительного времени, способствовала устойчивому положению предприятий.

В сравнении с регионами Сибирского федерального округа Иркутская область по темпам роста промышленного производства с шестого места в 2008 году поднялась до четвертого места в 2009 году. По инвестициям в основной капитал регион в 2009 году остался на восьмом месте, как и в 2008 году. По объему работ выполненных по виду деятельности "строительство", регион поднялся с пятого места в 2008 году на 3 место в 2009 году.

Рост экономического потенциала региона привел к повышению среднедушевого денежного дохода в 2009 году на 23% (8543 рубля). Рост реальных денежных доходов составил 112,8%.

Такой рост доходов вызван, прежде всего, повышением заработной платы. Среднемесячная заработная плата работников экономики области по полному кругу организаций составила за 2009 год - 11279,8 руб., что на 21,8% выше, чем за соответствующий период прошлого года.

Наибольший рост заработной платы зафиксирован в бюджетной сфере (более 30% к 2008 году), что вызвано реализацией на территории области приоритетных национальных проектов. Кроме того, значительный рост заработной платы зафиксирован в финансовой сфере, государственном управлении, добыче полезных ископаемых. Увеличению заработной платы на коммерческих предприятиях области способствовало улучшение их экономического положения.

По сравнению с 2008 годом объем просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам экономики области снизился на 79,6% и составил 24,1 млн. руб.

Величина прожиточного минимума составила в 2009 году 3340 руб., что на 14% выше показателя прошлого года. На изменение величины прожиточного минимума в 2009 году оказало влияние 2 фактора:

повышение нормативов потребления товаров и услуг в составе потребительской корзины, на основе которой рассчитывается величина прожиточного минимума;

изменение потребительских цен.

Несмотря на рост прожиточного минимума под влиянием данных факторов, произошло повышение покупательной способности денежных доходов населения области на 7,6% (с 2,38 до 2,56 величин прожиточного минимума), что свидетельствует о реальном повышении доходов (без учета фактора инфляции).

Интегральной оценкой развития Иркутской области принято считать валовой региональный продукт. По оценкам, в 2009 году валовой региональный продукт вырос на 8,85% по отношению к 2008 году. Доля производства услуг в ВРП составила 49% в то время как доля производства товаров - 47% (на налоги и субсидии приходится 4% ВРП).

С целью повышения инвестиционной привлекательности Иркутской области в сентябре 2009 года был поведен Байкальский экономический форум. В дни форума осуществлялась работа с делегациями участников (официальные делегации МАСС, Германии, Франции, Италии), что положительно сказалось как на имидже Иркутской области, так и позволило повысить эффективность взаимодействия с основными партнерами региона.

Наиболее значимым событием 2009 года стало проведение референдума об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского бурятского автономного округа.

16 апреля 2009 года проведен референдум, определивший создание единого нового субъекта РФ. Подготовлен и утвержден Президентом Указ от 6 апреля 2009 года №323 "О мерах по социально-экономическому развитию Иркутской области и Усть-Ордынского бурятского автономного округа", принят Федеральный Конституционный Закон от 30 декабря 2009 №6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа". В 2009 году начата работа по формированию законодательной базы нового субъекта РФ.

Объединение регионов имеет важное значение для развития Иркутской области как единой территориально-экономической системы.

В Концепции социально-экономического развития Иркутской области на 2009 - 2010 годы выделяются следующие стратегические задачи, решение которых необходимо:

увеличение внутреннего спроса для повышения уровня и качества жизни населения;

позиционирование Иркутской области как опорного региона Восточной Сибири, производящего различные виды конечной продукции в том числе для нужд соседних регионов в рамках межрегиональной кооперации;

Информация о работе Использование современных технологий стратегического планирования социально-экономического развития региона