Социально-экономическое развития регионов России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 13:00, реферат

Описание работы

Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России и, по нашему глубокому убеждению, в рамках их программ социально-экономического развития, так как: любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры; инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти; корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального); и, наконец, программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Экономическое развитие региона………………………….…………8
2. Финансовая ситуация и бюджетный процесс, финансовые интересы региона. Региональное финансовое планирование. …………….…..………..18
3. Социально-демографическая ситуация в регионе………………...…20
4. Финансовые и инвестиционные инструменты и механизмы……..…22
5. Региональная законодательная и нормативная базы …………….….24
6. Межрегиональное и международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность…………………………………………………….….26
7. Система управления социально-экономическим развитием региона…………………………………………………………………………….……28
Заключение……………..…………………………………………………32
Список использованных источников…………………………...……….33

Работа содержит 1 файл

Реферат особ рег финансирования.doc

— 228.00 Кб (Скачать)

     Министерство  образования  науки Российской Федерации

     Федеральное агентство по образованию

     Государственное образовательное учреждение

     Высшего профессионального образования

     «Комсомольский-на-Амуре  государственный

       технический университет» 
 

Факультет инженерно-экономический 
 
 
 
 
 
 

     Контрольная работа 

     по  дисциплине «Особенности регионального 

     финансирования  и кредитования» 

     на  тему: «Социально-экономическое

       развития регионов России» 
 
 
 
 
 
 
 

     Студент группы 9ФК3а-1      В.А. Чорон

     Шифр  №09-1463А 

     Преподаватель        
 
 
 
 

     2010

                 Содержание

     Введение……………………………………………………………………3

  1. Экономическое развитие региона………………………….…………8

     2. Финансовая ситуация и бюджетный  процесс, финансовые интересы  региона. Региональное финансовое планирование. …………….…..………..18

     3. Социально-демографическая ситуация в регионе………………...…20

     4. Финансовые и инвестиционные  инструменты и механизмы……..…22

     5. Региональная законодательная и  нормативная базы …………….….24

     6. Межрегиональное и международное  сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность…………………………………………………….….26

     7. Система управления социально-экономическим  развитием региона…………………………………………………………………………….……28

     Заключение……………..…………………………………………………32

     Список  использованных источников…………………………...……….33

     Введение

     Реальная  реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России и, по нашему глубокому убеждению, в рамках их программ социально-экономического развития, так как: любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры; инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти; корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального); и, наконец, программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.

     Однако, разрабатываемые реализуемые сегодня  программы социально-экономического развития регионов в соответствии с  Федеральным законом Российской Федерации (№ 115-Ф3 от 20 июля 1995 года) "О  государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы, прогноза и концепции социально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы", Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 "Об основных направлениях региональной политики в Российской Федерации" Постановлением правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594 "О реализации Федерального Закона о поставках продукции для федеральных нужд" (которым утвержден "Порядок разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ Российской Федерации и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация") имеют ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона, возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий и инструментов, а значит не могут реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов и не могут использовать внебюджетные источники финансирования региональных программ. Такие наши выводы основываются на следующих недостатках существующих подходов: отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепций; отсутствие учета в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики и необходимости интеграции в последнюю региональных экономик России; распределительный принцип построения программы, основанный исключительно на внутренних источниках финансовых ресурсов; низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасности региона; отсутствие системного подхода в формировании законодательной базы развития региона (согласованной с требованиями федеральных органов власти и международных инвестиционных институтов), организационной инфраструктуры реализации программ, нахождение дополнительных источников их финансирования, эффективного использование имеющихся механизмов и инструментов инвестиционного рынка; отсутствие увязки программ развития бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, тем более тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации; отсутствие информационного сопровождения процесса реализации программ социально-экономического развития (в том числе на основе использования современных информационных технологий), создания положительного имиджа программы как в регионе (для мобилизации внутренних ресурсов), так и за рубежом (для привлечения стратегических партнеров и потенциальных инвесторов в экономику региона).

     Совершенно  очевидно, что для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако, методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации с государстве и регионе.

     Нами  предпринята попытка разработки модельной структуры программы социально-экономического развития региона, основанной на региональном бюджетном финансовом планировании, программном и инвестиционном подходе при обеспечении целевых региональных и межрегиональных программ реальными источниками финансирования (в том числе и внебюджетном) и механизмами их практической реализации.

     При разработке такой модели программы  мы полагали, что стратегическими целями программы социально-экономического развития любого региона Российской Федерации, в основном, являются: обеспечение стабильного и сбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективного использования его ресурсного потенциала, в том числе рационального природопользования; законодательное обеспечение программы развития региона на основе гармоничной системы (по горизонтали и вертикали) законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условий региона) федеральное законодательство, учитывающих требования международных инвестиционных институтов. Такое обеспечение должно носить долговременный, стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными и взаимодополняющими, целевыми и самодостаточными; структурная перестройка организационно-производственной инфраструктуры региона (в соответствии с требованиями глобализации мировой экономики и интеграции информационных, финансовых и организационных технологий), достаточной для реализации целевых региональных проектов и программ (основу которых составят проекты бюджетообразующих предприятий); оптимизация использования регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и развития производительных сил региона, административно-территориального деления региона на уровне районов с учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельное эффективное развитие; обеспечение экономической и экологической безопасности и соблюдение финансовых интересов субъектов Федерации, эффективного участия организаций региона в реализации политики Правительства Российской Федерации в области структурной перестройки экономики и федеральных целевых программ; повышение уровня социальной защищенности населения; создание эффективной организационной инфраструктуры программы, способной представлять интересы региона в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать (координировать) действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы; создание эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в мероприятия программы, региональные проекты; формирование экономической основы местного самоуправления и бюджетного федерализма.

     На  наш взгляд, программа социально-экономического развития региона должна состоять из двух основных блоков:

     1) Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу (тридцать-пятьдесят лет).

     2) Программа социально-экономического развития региона на очередной плановый период (пять лет), которая и утверждается Правительством Российской Федерации в виде целевой региональной программы.

     Реализация  такого подхода позволит: обеспечить преемственность исполнительной и законодательных региональных властей в региональной политике по развитию экономики региона; вынести из законодательных актов положения о стратегических интересах регионов, имеющих принципиально-методологическое значение (уставы регионов), гармонизировав (приведя в соответствие) региональное экономическое и инвестиционное законодательство; гибко подходить к формулированию экономических и социальных приоритетов региона, основываясь на историческом опыте развития региона и адаптации их к конкретным этапам развития регионального социально-экономического планирования.

     На  основе вышеназванного, модельную структуру  региональной программы социально-экономического развития должны формировать следующие основные элементы:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Экономическое развитие региона.  

     Кроме традиционного анализа состояния  экономики региона, крайне необходимо проведение достаточно глубоких региональных маркетинговых исследований, как  состояния рынков продукции и  услуг, производимых в регионе, так и их импорта (и межрегионального). Такие исследования позволяют:

     а) определить возможные масштабы и потенциальные перспективы развития действующих производств и создания новых; задачи, связанные с межрегиональной асимметрией;

     б) установить естественные (по отношению  к региону) монополии по продукции и услугам для формирования экономических интересов региона с точки зрения экономической безопасности;

     в) оценить экспортный потенциал региона, возможности его развития и на этой основе выявить возможные объемы привлечения дополнительных кредитных ресурсов (например, на основе использования экспортного покрытия инвестиционных ресурсов - что является основным инвестиционным инструментом многих европейских инвестиционных фондов, ориентированных на российскую экономику);

     г) определить круг потенциальных товаро- и услуго- производителей, присутствие которых в регионе позволит заполнить соответствующие товарные ниши, сформировать региональные рынки продовольственных и промышленных товаров;

     д) сформулировать экономические интересы региона в странах-экспортерах и импортерах продукции в регионе, определить основные направления международного инвестиционного сотрудничества и стратегических партнеров (в том числе и на уровне зарубежных государств).

     Глубина же такого регионального маркетинга определяется поставленной администрацией региона задачей и наличием ресурсов на предпрограммные исследования.

     Регион  представляется как целенаправленная и многоцелевая система, имеющая неоднородные внутренние и внешние цели, самостоятельные подцели отдельных подсистем, систему показателей измерения целей, многообразные стратегии их достижения и т.д.

Общая цель системы может быть формализована  в виде ряда слабоформализованных взаимосвязанных подцелей. При выборе тот или иного варианта развития приходится формировать согласованное решение, позволяющее находить компромисс между региональными целями и общегосударственными целями, с одной стороны, и целями отдельных предприятий и хозяйственных субъектов, с другой стороны.

     Если  исходить из всестороннего развития личности, то непременными

условиями выступают достижение определенного  уровня жизни (материальный аспект), совокупность форм и видов жизнедеятельности людей. Нормальные условия жизнедеятельности в немалой степени обеспечиваются путем удовлетворения суммы материальных, социальных и культурных потребностей в процессе пользования благами и услугами предприятий социальной инфраструктуры региона. Степень удовлетворения этих потребностей должна отражаться соответствующей системой показателей.

     Обобщенный  подход к оценке уровня развития позволяет сформировать иерархическую структуру показателей (рис.1), все социально-экономические показатели которой находятся между собой в сложной взаимосвязи, и выполнить построение агрегированных показателей, характеризующий социально-экономический уровень развития региона. Система показателей социально-экономического развития региона представляет собой сложную иерархическую структуру с множеством частных показателей, в которую в зависимости от задачи управления могут включаться критерии, отражающие социальный, экономический, градостроительный и другие эффекты варианта развития. 
 

Информация о работе Социально-экономическое развития регионов России