Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2011 в 13:00, реферат
Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России и, по нашему глубокому убеждению, в рамках их программ социально-экономического развития, так как: любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры; инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти; корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального); и, наконец, программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.
Введение……………………………………………………………………3
1. Экономическое развитие региона………………………….…………8
2. Финансовая ситуация и бюджетный процесс, финансовые интересы региона. Региональное финансовое планирование. …………….…..………..18
3. Социально-демографическая ситуация в регионе………………...…20
4. Финансовые и инвестиционные инструменты и механизмы……..…22
5. Региональная законодательная и нормативная базы …………….….24
6. Межрегиональное и международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность…………………………………………………….….26
7. Система управления социально-экономическим развитием региона…………………………………………………………………………….……28
Заключение……………..…………………………………………………32
Список использованных источников…………………………...……….33
Министерство образования науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет»
Факультет инженерно-экономический
Контрольная
работа
по дисциплине «Особенности регионального
финансирования
и кредитования»
на тему: «Социально-экономическое
развития регионов России»
Студент группы 9ФК3а-1 В.А. Чорон
Шифр
№09-1463А
Преподаватель
2010
2.
Финансовая ситуация и
3. Социально-демографическая ситуация в регионе………………...…20
4. Финансовые и инвестиционные инструменты и механизмы……..…22
5.
Региональная законодательная
6.
Межрегиональное и
7.
Система управления социально-
Реальная реализация крупных инвестиционных проектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образований России и, по нашему глубокому убеждению, в рамках их программ социально-экономического развития, так как: любой инвестиционный проект или программа осуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системы региона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены вне социальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры; инвестиционные и организационные проблемы проекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональных властей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных и налоговых инструментов органов региональной власти; корректно (в соответствии с требованиями Федерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными и исполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические, инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционным проектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересов инвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального, федерального); и, наконец, программы развития регионов могут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выхода его из общеэкономического кризиса.
Однако,
разрабатываемые реализуемые
Совершенно очевидно, что для каждого субъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, как к концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализации программ социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход. Однако, методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут, да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования, основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации с государстве и регионе.
Нами предпринята попытка разработки модельной структуры программы социально-экономического развития региона, основанной на региональном бюджетном финансовом планировании, программном и инвестиционном подходе при обеспечении целевых региональных и межрегиональных программ реальными источниками финансирования (в том числе и внебюджетном) и механизмами их практической реализации.
При
разработке такой модели программы
мы полагали, что стратегическими целями
программы социально-экономического развития
любого региона Российской Федерации,
в основном, являются: обеспечение стабильного
и сбалансированного развития экономики
региона на основе наиболее эффективного
использования его ресурсного потенциала,
в том числе рационального природопользования;
законодательное обеспечение программы
развития региона на основе гармоничной
системы (по горизонтали и вертикали) законодательных
региональных актов, дополняющих и конкретизирующих
(для условий региона) федеральное законодательство,
учитывающих требования международных
инвестиционных институтов. Такое обеспечение
должно носить долговременный, стратегический
характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными
и взаимодополняющими, целевыми и самодостаточными;
структурная перестройка организационно-
На
наш взгляд, программа социально-
1) Стратегические цели и приоритеты социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу (тридцать-пятьдесят лет).
2) Программа социально-экономического развития региона на очередной плановый период (пять лет), которая и утверждается Правительством Российской Федерации в виде целевой региональной программы.
Реализация такого подхода позволит: обеспечить преемственность исполнительной и законодательных региональных властей в региональной политике по развитию экономики региона; вынести из законодательных актов положения о стратегических интересах регионов, имеющих принципиально-методологическое значение (уставы регионов), гармонизировав (приведя в соответствие) региональное экономическое и инвестиционное законодательство; гибко подходить к формулированию экономических и социальных приоритетов региона, основываясь на историческом опыте развития региона и адаптации их к конкретным этапам развития регионального социально-экономического планирования.
На
основе вышеназванного, модельную структуру
региональной программы социально-экономического
развития должны формировать следующие
основные элементы:
1.
Экономическое развитие региона.
Кроме
традиционного анализа
а) определить возможные масштабы и потенциальные перспективы развития действующих производств и создания новых; задачи, связанные с межрегиональной асимметрией;
б) установить естественные (по отношению к региону) монополии по продукции и услугам для формирования экономических интересов региона с точки зрения экономической безопасности;
в) оценить экспортный потенциал региона, возможности его развития и на этой основе выявить возможные объемы привлечения дополнительных кредитных ресурсов (например, на основе использования экспортного покрытия инвестиционных ресурсов - что является основным инвестиционным инструментом многих европейских инвестиционных фондов, ориентированных на российскую экономику);
г) определить круг потенциальных товаро- и услуго- производителей, присутствие которых в регионе позволит заполнить соответствующие товарные ниши, сформировать региональные рынки продовольственных и промышленных товаров;
д) сформулировать экономические интересы региона в странах-экспортерах и импортерах продукции в регионе, определить основные направления международного инвестиционного сотрудничества и стратегических партнеров (в том числе и на уровне зарубежных государств).
Глубина же такого регионального маркетинга определяется поставленной администрацией региона задачей и наличием ресурсов на предпрограммные исследования.
Регион представляется как целенаправленная и многоцелевая система, имеющая неоднородные внутренние и внешние цели, самостоятельные подцели отдельных подсистем, систему показателей измерения целей, многообразные стратегии их достижения и т.д.
Общая цель системы может быть формализована в виде ряда слабоформализованных взаимосвязанных подцелей. При выборе тот или иного варианта развития приходится формировать согласованное решение, позволяющее находить компромисс между региональными целями и общегосударственными целями, с одной стороны, и целями отдельных предприятий и хозяйственных субъектов, с другой стороны.
Если исходить из всестороннего развития личности, то непременными
условиями выступают достижение определенного уровня жизни (материальный аспект), совокупность форм и видов жизнедеятельности людей. Нормальные условия жизнедеятельности в немалой степени обеспечиваются путем удовлетворения суммы материальных, социальных и культурных потребностей в процессе пользования благами и услугами предприятий социальной инфраструктуры региона. Степень удовлетворения этих потребностей должна отражаться соответствующей системой показателей.
Обобщенный
подход к оценке уровня развития позволяет
сформировать иерархическую структуру
показателей (рис.1), все социально-экономические
показатели которой находятся между собой
в сложной взаимосвязи, и выполнить построение
агрегированных показателей, характеризующий
социально-экономический уровень развития
региона. Система показателей социально-экономического
развития региона представляет собой
сложную иерархическую структуру с множеством
частных показателей, в которую в зависимости
от задачи управления могут включаться
критерии, отражающие социальный, экономический,
градостроительный и другие эффекты варианта
развития.
Информация о работе Социально-экономическое развития регионов России