Стратегия социально-экономического развития региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Общая цель диссертации заключается в том, чтобы на основе имеющейся литературы и нормативных документов осуществить анализ основных положений стратегии социально-экономического развития региона.
Эта цель конкретизируется путем решения следующих задач:
• раскрыть особенности и основные проблемы социально-экономического развития Вологодской области;
• выявить новые факторы социально-экономического развития региона.

Содержание

Введение ……………………………………………………..……….…... 3
Глава 1. Содержание и логика формирования стратегии развития
регионов в рыночной среде
Модернизация системы стратегического программирования развития регионов…………………………………………………………….…5
Сценарии развития………………………………………………...…9
Миссия, цели, задачи и приоритетные направления долгосрочного развития Вологодской областию…………………………………..16
Глава 2. Стратегия социально-экономического развития
Вологодской области
2.1. Анализ социально-экономического положения
Вологодской области.
2.1.1. Основные условия социально-экономического
развития Вологодской области………………………..…………...24
2.1.2 Макроэкономические характеристики и
структура экономики……………………………………………...….25
2.1.3. Система стратегического планирования Вологодской
области: достижения и риски……………………………...……...26
Глава 3. Реализация Стратегии.
3.1. Экономическое развитие………………………..…………....36
3.2. Проекты социальной сферы и системы расселения……......43
3.3. Этапы реализации Стратегии……………………..……...…..47
3.4. Механизмы реализации Стратегии…………….………...…..48
Заключение………………………………………………………………..52
Список использованной литературы……………………………...........54

Работа содержит 1 файл

курсовая РЭ.docx

— 96.21 Кб (Скачать)

 

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Вологодский государственный  технический университет

Экономический факультет

Кафедра: менеджмента

Дисциплина: Региональная экономика.

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 на тему «Стратегия социально-экономического развития региона»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2010 год

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение ……………………………………………………..……….…... 3

Глава 1. Содержание и логика формирования стратегии развития

регионов в рыночной среде

    1. Модернизация  системы  стратегического  программирования  развития регионов…………………………………………………………….…5
    2. Сценарии развития………………………………………………...…9
    3. Миссия, цели, задачи и приоритетные направления  долгосрочного развития Вологодской областию…………………………………..16

Глава 2. Стратегия социально-экономического развития

Вологодской области

2.1. Анализ социально-экономического  положения

Вологодской области.

2.1.1. Основные   условия социально-экономического

 развития  Вологодской  области………………………..…………...24

2.1.2 Макроэкономические характеристики  и 

структура экономики……………………………………………...….25

2.1.3. Система стратегического   планирования  Вологодской

области: достижения и риски……………………………...……...26

Глава 3. Реализация Стратегии.

3.1. Экономическое развитие………………………..…………....36

 3.2. Проекты социальной сферы и системы расселения……......43

3.3. Этапы реализации Стратегии……………………..……...…..47

3.4. Механизмы реализации Стратегии…………….………...…..48

Заключение………………………………………………………………..52

Список использованной литературы……………………………...........54

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы данной курсовой работы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов  стратегического управления социально-экономическим  развитием регионов России. Вопреки  ожиданиям, преобразование системы  отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению  эффективности хозяйствования и  росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии  обеспечить стабильное социально-экономическое  развитие государства и его крупных  регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной  практике. Среди них - стратегическое планирование развития территорий.

В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии  социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности  региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных  пропорций. Жизнь диктует необходимость  продуманного комплекса мер и  действий, позволяющего обществу формировать  и реализовывать стратегию устойчивого  развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.

Игнорирование этих вопросов в качестве актуальных проблем современной  экономическо-управленческой мысли  приводит в конечном итоге к значительным расхождениям между декларируемыми целями стратегического управления социально-экономического развития регионов России и их реальным воплощением.

Все вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы.

Цель и задачи исследования. Общая цель диссертации заключается  в том, чтобы на основе имеющейся  литературы и нормативных документов осуществить анализ  основных положений  стратегии социально-экономического развития региона.

Эта цель конкретизируется путем решения следующих задач:

• раскрыть особенности  и основные проблемы социально-экономического развития Вологодской области;

• выявить новые факторы  социально-экономического развития региона.

 

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ И ЛОГИКА ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ

1.1 Модернизация  системы  стратегического  программирования  развития регионов 

Важнейшим  направлением  укрепления  государственности  в  Российской  Федерации  является  обеспечение,  как целостности государства,  так и относительной самостоятельности субъектов федерации,  органов местного самоуправления.

Безусловно, регионализация общественной жизни во всех сферах не  должна приводить к национально-территориальному сепаратизму. Как жесткая унитарность, так и региональный сепаратизм, в конечном счете, не позволяют обеспечивать целенаправленное и эффективное социально-экономическое развитие страны в интересах основной массы населения. В этой связи, поиск решений, обеспечивающих  оптимальное сочетание централизации государства и необходимой самостоятельности субъектов федерации, является в настоящее время крайне  актуальной задачей. Стратегическая перспектива развития России в XXI  веке  в огромной  степени определяется  правильностью решения именно  задачи оптимального федерализма.

Укрепление единства и  целостности государства должно обеспечиваться не путем «стягивания» всех функций, прав и ресурсов в центр, а путем  их  оптимального  разграничения  по  уровням  государственного  управления и местного самоуправления.  В целом единая система государственной  власти и местного самоуправления включает три относительно самостоятельные  составные части:

 −  систему органов  государственной власти федерального  уровня;

 −  систему органов  государственной власти субъектов  федерации; 

 −  систему органов  местного самоуправления.

  Каждый из указанных уровней управления должен иметь возможность реализовывать в рамках своих полномочий соответствующие циклы  выработки управленческих решений, анализа состояния и тенденций развития соответствующих объектов по всем аспектам, выявления и оценки  степеней  значимости  проблем, обоснования системы  стратегических целей и формирования программ, создания эффективных организационных  структур, мотивации реализации программ, контроль и оперативное регулирование реализации стратегий.

 Однако до настоящего  времени, полноценная система  стратегического программирования, охватывающая одновременно и  во взаимосвязях  все указанные  уровни и объекты управления  – в России пока отсутствует.

 В течение истекшего  десятилетнего периода в условиях  провозглашения  лозунгов об укреплении  целостности  России при   одновременной  самостоятельности  регионов и реализации принципа  бюджетного федерализма – многие  субъекты федерации начали разрабатывать  стратегии своего развития. Очевидно, что оптимальное сочетание централизации  и самостоятельности субъектов  Российской Федерации требует   резкой  активизации  деятельности  региональных  властей  в   части  перспектив своего  развития.

Более того, Правительство  Российской Федерации в качестве важнейшего условия для выделения  регионам субвенций и иных  трансфертов  совершенно  справедливо  стало  выставлять  условие  наличия  у  региона  разработанной стратегии  его развития.

  В настоящее время  большинство субъектов Российской  Федерации  в той или иной  степени подготовили предложения  по стратегиям своего  развития. Проекты  стратегий регулярно  рассматриваются  на заседаниях  Правительства РФ. Позитивные сдвиги  в этом направлении, таким образом,  безусловно, имеют место.

  В то же время!  Содержание стратегий, представляемых  различными  регионами, по своей  формальной структуре существенно  отличаются друг  от друга.  Необходимо отметить, что разнообразие  концепций и содержаний стратегий,  с одной стороны, – это позитив,  поскольку можно выбирать лучшие  и, далее, – ориентировать остальные  регионы на подготовку  более   качественных  документов.  Однако,  с  другой  стороны,  чрезмерно   высокая  разноплановость  подготовленных  стратегий  затрудняет восприятие указанных стратегий, не позволяет проводить углубленный анализ их  качества. Профильные  министерства  РФ (прежде  всего  Министерство  экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ), предпринимают определенные шаги по унификации требований  к содержанию стратегий развития регионов. Так, в начале 2007 г. Министерством регионального развития РФ был подготовлен приказ № 14 от  27.02.2007г. «Об  утверждении  Требований  к  стратегии  социально- экономического развития субъекта Российской федерации». Актуальность  этого приказа очевидна. Однако системности и четкости в определении  содержания стратегии региона в нем все-таки нет.  Приказом оговорено, что целями разработки Стратегии являются:

1) определение приоритетных  направлений и целей развития  субъекта  Российской  Федерации  на долгосрочную перспективу  (не менее 20  лет);

2) оценка потенциала социально-экономического  развития субъекта  Российской  Федерации; 

3) взаимоувязка краткосрочной  политики и долгосрочных стратегических  приоритетов развития субъекта  Российской Федерации; 

4) обеспечение совместных  действий и поиск предметов  партнерства государственных органов  исполнительной власти, представителей  коммерческих и некоммерческих  организаций, в том числе общественных;

В Стратегии рекомендуется  отражать:

1) проблемы и  приоритеты развития субъекта  РФ:

 −  комплексную оценку ключевых внешних факторов (макроэкономическая  ситуация,  экономико-географическое  положение  субъекта  РФ,  степень включенности в систему глобальных обменов) и внутренних факторов (природно-ресурсный  потенциал региона, демографическая  ситуация  и  человеческий  потенциал,  сложившаяся  система  расселения,  сложившаяся  структура  экономики,  инфраструктурная  обеспеченность  территории, конкурентоспособность экономики региона);

−  два-три наиболее вероятных  сценария развития региона; 

−  риски и ресурсные  возможности региона;

−  целевой сценарий развития региона и приоритетные направления  в рамках этого сценария;

 −  энергетический  баланс региона. 

2) приоритетные  направления деятельности, цели  и задачи органов  государственной власти субъекта РФ:

 −  система приоритетных  направлений, целей и задач  деятельности  органов государственной  власти субъекта РФ;

 −  анализ  и оценка  ограничений,  связанных  с  реализацией  поставленных целей  и задач и ресурсных возможностей, в том числе: 

 а) бюджетные возможности  и ограничения; 

 б) организационные  возможности и ограничения; 

 в) возможности выстраивать  взаимодействие с бизнесом и  крупными общественными субъектами;

 −  разработку системы  мер государственного управления  по реализации поставленных целей  и задач, в том числе: 

 а) формирование институтов  развития;

 б) развитие организационных  возможностей;

 в) разработку проектов  и программ;

 г) развитие производственных  кластеров; 

 д) расширение  бюджетно-ресурсной   базы  и  повышение  эффективности  использования бюджетных средств; 

 е) установление общих  параметров бюджетного финансирования  для реализации поставленных  целей и задач; 

3) механизмы реализации  Стратегии, в том числе: 

 а) экономическая политика;

 б) энергетическая  политика;

 в) бюджетная политика;

 г) механизм частно-государственного  партнерства; 

 д) региональные целевые  программы; 

 е) система ФЦП-ФАИП.

4) систему индикативных  показателей оценки деятельности органов  государственной власти субъекта РФ.

 Таковы,  в  главном,  сформулированные  действующими  нормативными правовыми актами  требования к Стратегии развития  региона.  В то же время, представленными  требованиями не раскрываются:

1)  стадиальность  разработки  Стратегии и  содержание стратегической  документации по каждой из  стадий;

2)  содержание  обобщенных  критериев оценки целенаправленности, пропорциональности, динамичности  и эффективности  развития  регионов.  В этой связи, в  соответствии с развиваемыми  нами подходами, формирование  стратегии развития региона должно  включать следующие стадии:

1) стадию комплексного SWOT-анализа,  выявления и прогнозирования  проблем; 

2) стадию разработки Концепции  стратегического развития региона; 

3) стадию разработки системы  взаимоувязанных целевых программ  и формирования Комплексной Стратегической  Антикризисной Программы развития  региона. 

 Стратегия   развития  региона,  таким  образом,  включает  три  взаимосвязанных  составных элемента:

I Концепцию стратегического  развития.

II Макромодель  стратегии развития.

III Систему взаимосвязанных  целевых стратегических программ  развития. [1]

1.2.  Сценарии развития.

Развитие экономики Вологодской  области в средне- и долгосрочной перспективе будет во многом определяться моделью развития российской экономики  в целом:  сохранится ли за Россией  позиция мирового поставщика сырьевых ресурсов, или же  произойдет переход  к инновационной экономике, экономике нового качества. Новая  экономика предполагает начало следующего экономического цикла, основанного на  других, зачастую  новых рынках  и  секторах экономики,  базирующихся  на новых  технологиях. Это прежде всего рынки и технологии, связанные с ресурсоэффективностью, ставшей одним из базовых принципов нового экономического цикла, а также технологии, связанные с развитием человеческого капитала, признанного одним из важнейших факторов развития (индустрия здоровья и когнитивные технологии).

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития региона