Использование современных технологий стратегического планирования социально-экономического развития региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа

Описание работы

В настоящей работе предлагается использовать современные технологии стратегического планирования социально-экономического развития в Иркутской области.
Задачи, решаемые в ходе проекта:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме стратегического планирования социально-экономического развития регионов.
2. Проанализировать методы, используемые в стратегическом планировании развития региона на федеральном и региональном уровнях в РФ в настоящее время.
3. Выделить основные проблемы социально-экономического развития Иркутской области.
4. Обосновать необходимость внедрения современных технологий в практику стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Сущность понятия "региональное развитие"
1.2 Методика стратегического планирования развития региона
1.3 Государственное регулирование регионального развития в РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
2.1 Методы стратегического планирования регионального развития, используемые на федеральном уровне
2.2 Практика стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области
2.3 Современное состояние экономики Иркутской области и проблемы социально-экономического развития
ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Использование кластерного подхода в стратегическом планировании социально-экономического развития Иркутской области
3.2 Развитие агломерации и создание особых экономических зон в Иркутской области
3.3 Использование Форсайта как современной технологии прогнозирования социально-экономического развития Иркутской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

dmen830.rtf

— 1.20 Мб (Скачать)

преодоление тенденции сокращения численности населения;

создание институциональных условий, обеспечивающих эффективное ведение хозяйственной деятельности на территории Иркутской области;

создание реальных возможностей для достижения намеченных Президентом и Правительством Российской Федерации темпов роста ВРП, развития образования, здравоохранения, увеличения строительства жилья и сельскохозяйственного производства;

повышение социального статуса работников бюджетной сферы;

создание условий для развития институтов гражданского общества;

дальнейшее развитие культурного пространства, активизация творческих процессов;

повышение ответственности органов местного самоуправления за социально-экономическое развитие территорий.

Если же говорить об основных проблемах социально-экономического развития Иркутской области, то в настоящий момент таковыми являются:

1. Низкая реальная инвестиционная привлекательность региона, несмотря на высокую потенциальную инвестиционную привлекательность (табл. 2).

 

Таблица 2 Основные показатели развития инвестиционной сферы Иркутской области

Показатель

2007

% (2007 к 2006)

2008

% (2008 к 2007)

2009

% (2009 к 2008)

Инвестиции в основной капитал, в действующих ценах млн. руб.

26 013,9

100,2

36 675,2

123,2

47 824,5

117,8

Объем иностранных инвестиций, млн. долл. США

194,1

174,6

217,0

111,9

435,5

200,7

Объем расходов областного бюджета, охваченных программно-целевым методом, млн. руб.

356,5

116

671,038

188

567,688

84


 

Несмотря на положительную динамику роста объема инвестиций в области, инвестиции в основной капитал ниже среднего уровня по России.

2. Недостаточный уровень развития инфраструктуры.

По уровню инфраструктурной обеспеченности область отстает от других индустриально развитых регионов Российской Федерации. Особенно низкая инфраструктурная обеспеченность характерна для северных районов, что затрудняет доступ к богатой минерально-сырьевой базе, а также обуславливает более низкий уровень жизни населения.

Одним из факторов, сдерживающих экономическое развитие Иркутской области, является недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры. При этом развитие транспортной инфраструктуры в Иркутской области может рассматриваться в двух аспектах.

Во-первых, развитие транспортной инфраструктуры необходимо для освоения природных ресурсов самой Иркутской области. Значительная часть этих ресурсов (в т.ч. запасы нефти и газа, золота) находится во внутренних и северных районах области, не имеющих сколько-нибудь приемлемого уровня развития транспортной инфраструктуры.

Во-вторых, развитие транспортной инфраструктуры позволит Иркутской области превратиться в один из опорных российских регионов в Сибири. Уже сейчас Иркутская область в целом имеет неплохое транспортно-географическое положение: по ее территории проходит Транссибирская магистраль, в Иркутской области начинается Байкало-Амурская магистраль. В перспективе Иркутская область может стать транзитным регионом для освоения западных и центральных районов Якутии.

3. Демографические проблемы.

Несмотря на то, что коэффициент естественной убыли населения области составляет 2,8 человек на 1000 населения (по сравнению с 2008 годом уменьшился на 45,1%), а коэффициент рождаемости составляет 12,3 человек на 1000 населения (на 3,4% больше, чем в 2008 году), численность постоянного населения области снизилась за год на 18,3 тыс. человек и составила на начало 2009 года 2527 тыс. чел. Область зачастую теряет высококвалифицированные кадры. Люди стремятся к лучшим условиям жизни и более эффективной самореализации и не могут получить этого в нашей области, поэтому многие мигрируют на запад страны и за рубеж.

4. Проблемы развития агропромышленного комплекса.

Иркутская область является зоной рискованного земледелия.

В 2009 году выпуск валовой продукции сельского хозяйства всеми сельхозтоваропроизводителями составил 19,2 млрд. руб. или 98,1% (в сопоставимых ценах) к 2008 году (см. табл. 3).

 

 

Таблица 3 Производство сельскохозяйственной продукции в Иркутской области

 

2007

% (2007 к 2006)

2008

% (2008 к 2007)

2009

% (2009 к 2008)

Валовая продукция сельского хозяйства (в действующих ценах), млн. руб.

15 821,0

101,9

17 808,9

100,2

19 199,1

98,1

Производство основной номенклатуры продукции:

Зерно (в весе после доработки), тыс. т

423,4

137,5

509

120,2

456,2

89,6

Картофель, тыс. т

821

104,3

789,3

96,1

781,7

99,0

Овощи, тыс. т

194,2

114,0

195,3

100,6

194,2

99,4

Мясо, тыс. т

90,3

94,7

92,8

102,8

89,7

96,7

Молоко, тыс. т

318,7

90,9

293,8

92,2

276,4

94,1

Яйцо, млн. шт.

780,6

100,5

795,9

102,0

838,9

105,4


 

На это повлияли уменьшение урожайности, сокращение посевных площадей, износ сельскохозяйственной техники.

Необходимы меры по поддержке сельского хозяйства, так как агропромышленный комплекс обеспечивает продовольственную безопасность региона.

5. Высокая степень износа основных фондов в промышленности.

Очень высока она в электроэнергетике - одной из ключевых отраслей области. Проблема особенно актуальна в связи с планируемым строительством новых алюминиевых заводов.

6. Неравномерное развитие территории области.

Перспективы развития имеют в основном населенные пункты, находящиеся вдоль Транссибирской магистрали, в первую очередь, вблизи Иркутска. Северные территории слабо освоены и численность населения в них постоянно уменьшается. Особенно актуальная проблема в связи с намечающимся проектом создания Иркутской агломерации.

 

ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

3.1 Использование кластерного подхода в стратегическом планировании социально-экономического развития Иркутской области

 

Для российского правительства кластерная политика является "новым институтом развития". Однако на Западе он появился еще в 90-е годы XX века. В это время в эволюции мирового хозяйства стали возникать уникальные явления, для собирательного обозначения которых применяется термин "глобализация". Исследователи едины в том, что глобализация базируется на информационно-технологической революции, которая началась в 1970-х годах в США, дав импульс информационным технологиям. Их распространение способствовало коренному изменению модели организации производства, получившей название "постфордизм", в противовес ранее господствовавшей модели организации массового производства, называемой "фордизм". Специфическая черта "постфордизма" - распространение гибких форм взаимодействия фирм, связанных цепочкой формирования добавленной стоимости (сетевое предприятие). Именно на это обратил внимание американский экономист М. Портер, автор многих книг по конкуренции, введший в экономическую науку и политику понятие "кластер".

Согласно М. Портеру, конкурируют не страны (регионы), а фирмы; регион или страна представляют собой лишь среду, способствующую (или не способствующую) конкурентоспособности фирм. М. Портер выдели четыре главных детерминанты конкурентных преимуществ страны, изобразив их как вершины ромба:

1. Условия для факторов. Позиция страны в факторов производства, таких как наличие квалифицированной рабочей силы или инфраструктуры, необходимых для ведения конкурентной борьбы в данной отрасли.

2. Состояние спроса. Характер спроса на внутреннем рынке для отраслевого продукта или услуг.

3. Родственные и поддерживающие отрасли. Наличие или отсутствие в данной стране отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей, конкурентоспособных на международном уровне.

4. Устойчивая стратегия, структура и соперничество. Существующие в стране условия создания, организации и управления компаниями, а также характер внутренней конкуренции.

Кроме того, М. Портер указал на существование еще двух независимых детерминант, влияющих на деятельность фирм: 1) правительство и 2) случай (например, стихийные бедствия). Он отмечает: "Действие системы детерминантов вдет к тому, что конкурентные национальные отрасли не распределены равномерно по всей экономике, а связаны в то, что можно назвать "кластерами (пучками), состоящими из отраслей, зависящих друг от друга".

Кластер - это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общность деятельности и взаимодополняющих друг друга.

В общем случае структура кластера имеет следующий вид:

компании, производящие готовый продукт;

поставщики специализированных факторов производства (компонентов, сервисных услуг, машин и оборудования);

финансовые институты;

фирмы в сопутствующих отраслях;

производители побочных продуктов;

специализированные провайдеры инфраструктуры;

организации, обеспечивающие специальное обучение, поступление информации, проведение исследований;

агентства, устанавливающие стандарты;

бизнес-ассоциации и союзы, поддерживающие членов кластера;

правительственные агентства, оказывающие влияние на кластер.

Кластеры отличаются по своим размерам, широте охвата и уровню развития. Некоторые кластеры состоят в основном из малых и средних предприятий. Другие включают как крупные, так и мелкие фирмы. Одни кластеры ориентируются на исследовательские возможности университетов, в то время как другие не имеют существенных связей с университетами. Эти различия в природе кластреов отражаются в структурах отраслей, образующих кластер. Самые развитые кластеры имеют более глубокие и специализированные базы поставщиков, больше родственных и поддерживающих отраслей.

Целью разработки стратегии социально-экономического развития региона является повышение его конкурентоспособности. Конкурентоспособность регионов в большей степени определяется не конкурентоспособностью предприятий, а конкурентоспособностью кластеров, дислоцированных в их границах. Поэтому кластерный подход следует признать в качестве инструмента регионального развития, а, следовательно, и региональной политики.

Восприятие группы компаний и организаций как кластера позволяет выявить благоприятные возможности для координации действий и благотворного взаимного воздействия в сферах общих интересов. Кластер обеспечивает возможность ведения конструктивного и эффективного диалога между родственными компаниями и их поставщиками, с правительством, а также другими вовлеченными институтами (университеты, организации по сотрудничеству, исследовательские лаборатории). Государственные и частные инвестиции, направленные на улучшение условий функционирования кластера, приносят пользу сразу многим фирмам. Иначе говоря, предприятий, расположенных в одном регионе, много общих потребностей и возможностей для развития, много общих ограничений и препятствий, поэтому, улучшая условия развития кластера, государственные органы управления действуют одновременно в интересах многих предприятий данного региона. Фокусировка на кластерах будет также поощрять создание общественных благ, что повлияет на многие деловые сферы, связанных с их деятельностью. Правительственные инвестиции, направленные на улучшение экономической обстановки, в которой существует кластер, при условии учета других факторов могут приносить более высокий доход, чем капиталовложения, ориентированные на отдельные фирмы, отрасли или направленные на экономику в целом.

В противоположность этому рассмотрение ситуации в регионе по отраслям или узким секторам часто сводится к лоббированию интересов в вопросах выделения субсидий или облегчения налогового давления на участвующие компании.

Согласно М. Портеру, роль правительства в экономике состоит в разработке и внедрении положительной, четкой и долгосрочной экономической стратегии (программы), предусматривающей процесс изменений, мобилизующих правительство, бизнес, организации по сотрудничеству и граждан на достижение главной цели - процветание страны и ее граждан. Добиться этого можно благодаря совершенствованию общей экономической обстановки и активизации всего массива местных кластеров.

М. Портер под термином "правительство" подразумевает не только федеральные, но также региональные и местные органы власти. Т.е. кластерная политика должна иметь место на всех уровнях власти.

Однако в РФ на настоящий момент нет ясности в задачах и механизме кластерной политики федерального правительства, в то время как в регионах уже используется кластерный подход как основа политики развития. Федеральным властям необходимо более отчетливо обозначить свое лидерство в кластерной политике, увязав ее с другими основными направлениями своей деятельности. В первую очередь требуется четкая позиция правительства в области приоритетных направлении развития промышленности в условиях нарастающей международной конкуренции и вступления России в ВТО. Иначе формируемые региональными властями кластеры могут не выдержать конкуренции даже на внутреннем рынке. Как показывает западный опыт, в основе кластерной политики лежит национальная доктрина развития науки и образования, стимулирования инновационных процессов в экономике. Кроме того, в состав кластеров, как правило, входят средние и малые предприятия, поэтому данное направление политики также должно базироваться на кластерном подходе.

Информация о работе Использование современных технологий стратегического планирования социально-экономического развития региона