Использование современных технологий стратегического планирования социально-экономического развития региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа

Описание работы

В настоящей работе предлагается использовать современные технологии стратегического планирования социально-экономического развития в Иркутской области.
Задачи, решаемые в ходе проекта:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме стратегического планирования социально-экономического развития регионов.
2. Проанализировать методы, используемые в стратегическом планировании развития региона на федеральном и региональном уровнях в РФ в настоящее время.
3. Выделить основные проблемы социально-экономического развития Иркутской области.
4. Обосновать необходимость внедрения современных технологий в практику стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Сущность понятия "региональное развитие"
1.2 Методика стратегического планирования развития региона
1.3 Государственное регулирование регионального развития в РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
2.1 Методы стратегического планирования регионального развития, используемые на федеральном уровне
2.2 Практика стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области
2.3 Современное состояние экономики Иркутской области и проблемы социально-экономического развития
ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Использование кластерного подхода в стратегическом планировании социально-экономического развития Иркутской области
3.2 Развитие агломерации и создание особых экономических зон в Иркутской области
3.3 Использование Форсайта как современной технологии прогнозирования социально-экономического развития Иркутской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

dmen830.rtf

— 1.20 Мб (Скачать)

Несомненно, политика выравнивания, проводимая в нашей стране долгие годы, показала свою несостоятельность, но и новая парадигма регионального развития, основанная на концепции "полюсов роста", имеет ряд недостатков.

Во-первых, для поддержки растущих потребностей "локомотивов роста" сократится финансирование отстающих территорий. В число проигравших попадут и "среднеразвитые" регионы. Возникает так называемая проблема территориальной несправедливости. Ее обострение порождает взаимную отчужденность и даже вражду отдельных частей страны. Начнутся лоббистские войны. По мнению Сергея Артоболевского (Институт географии РАН), "Помощь лишь районам-локомотивам, как основное направление региональной политики, - это удел богатых и гомогенных стран, и то лишь в определенные периоды их развития". Региональная политика должна базироваться на общественном согласии.

Во-вторых, разработчики стратегии считают, что достаточно вложить деньги в опорные регионы, а остальные регионы подтянутся автоматически. На самом деле при неразвитой инфраструктуре и слабых экономических связях между регионами эффект от региональной реформы может быть обратным - массовый отток рабочей силы и других ресурсов в успешные регионы.

В-третьих, поддержка отдельных субъектов федерации, отдельных отраслей или бизнес-структур подрывает конкуренцию, а, как известно, главной задачей государства в условиях рыночной экономики является как раз поддержание конкуренции. Возникает риск восстановления советской индустриальной политики в виде искусственно созданных ТПК.

В настоящее время на федеральном уровне уделяется все больше внимания развитию Сибири и Дальнего Востока.

В РФ существует огромный перекос в сторону западных территорий, как по количеству расселенного населения, так и по экономическому потенциалу. До поры до времени этот диспаритет не слишком волновал хорошо пристроившихся в столице чиновников. Но сохранение прежнего облика страны в виде гигантского головастика в новых условиях стало невозможно. "При наличии государства густонаселенного, соседнего нам, эта окраина не останется пустынной. В нее просочится иностранец, если раньше туда не придет русский, и это просачивание, господа, уже началось. Если мы будем спать летаргическим сном, то край этот будет пропитан чужими соками, и когда мы проснемся, может быть, оно кажется русским только по названию". Цитата взята из выступления премьер-министра Петра Столыпина в Госдуме в1908году.

Региональная политика центра по отношению к восточным территориям изменилась не только из-за опасности потерять собственные земли. Важно и другое: потенциал стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в том числе Китая, можно с пользой использовать для развития собственной экономики. Попросту говоря, привлечь иностранные инвестиции. Сегодня вполне очевидно, что АТР еще как минимум 30лет останется главным полюсом мирового экономического роста. Уникальная близость Сибири к этому полюсу, а также ее транзитное положение между Европой и Азией создают важнейшие предпосылки для роста страны. Но чтобы выиграть в этой гонке, экономика России, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке, должна быть соразмерна экономическим показателям АТР.

Прежде всего, федеральный центр пошел по проторенному и уже однажды пройденному пути освоения минерально-сырьевых ресурсов, лежащих в недрах Сибири и Дальнего Востока.

Главным проектом новой сырьевой революции на востоке России призван стать нефтепровод Восточная Сибирь --Тихий океан (ВСТО), строительство которого началось в апреле прошлого года. Реализация масштабного даже по мировым меркам проекта ВСТО позволит России диверсифицировать экспортные поставки нефти, которые пока почти полностью уходят в Европу, что ставит страну в зависимость от Евросоюза. Диктовать собственные условия мы сможем только тогда, когда у российской нефти появится хотя бы еще один крупный покупатель. По оценкам Минпромэнерго, с запуском ВСТО Россия сможет занять до6,5% азиатского нефтяного рынка. Приоритетным направлением поставок станет Китай.

Кроме сырьевых и связанных сними проектов государство стало поддерживать и начинания в сфере инноваций и услуг. Инструментами приложения государственных инвестиций стали особые экономические зоны. Так, технико-внедренческая зона строится в Томской области. В конце прошлого года четыре региона Сибири победили в отборе проектов туристско-рекреационных зон. Поданным Фонда развития Иркутской области, на создание туристской инфраструктуры при затратах в4,3 млрд. рублей из консолидированного бюджета РФ регион планирует привлечь более 10,3 млрд. рублей частных инвестиций. Что должно привести к увеличению доли туристической отрасли в валовом региональном продукте области до3,5 - 4%, а также нарастить туристический поток до 1,5 млн. туристов в год и создать дополнительно 50тыс. рабочих мест.

Федеральным властям необходимо отказаться от стратегии развития Сибири и Дальнего Востока как сырьевого придатка и начать создавать образ восточного форпоста России как комфортного, перспективного и богатого места для жизни. Без подобной идеологии все попытки коренной экономической перестройки восточных регионов не будут иметь реальных положительных результатов.

2.2 Практика стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области

 

После относительно недолгого перерыва девяностых годов активизировалась работа по созданию планово-прогнозных документов, разрабатываемых и принимаемых на уровне субъектов Федерации и призванных влиять на развитие региона.

Этому способствует как деятельность сверху (например, распоряжение Правительства РФ от 14 июня 2004 года № 800-р "О мерах по совершенствованию деятельности по разработке, утверждению и реализации программ экономического и социального развития субъектов РФ"), так и распространение относительно новых идей стратегического планирования "по горизонтали". Серьезный импульс территориальному стратегическому планированию дало появление в 1997 году Стратегического плана Санкт-Петербурга.

В 2006 году Ресурсным центром по стратегическому планированию при Леонтьевском центре был произведен обзор состояния стратегического планирования на уровне субъектов.

Из 43 регионов, по которым были собраны данные на тот момент:

15 (34,8%) имели Стратегию социально-экономического развития (из них 7 - и Стратегию, и Программу);

15 (34,8%) имели Концепцию социально-экономического развития (из них 8 - и Концепцию, и Программу);

13 имели только Программу социально-экономического развития.

При разработке документов во всех регионах применялись некоторые элементы технологии стратегического планирования. Реже всего использовались как раз те элементы, которые свидетельствую о "стратегичности" процесса стратегического программирования - вовлечение стейкхолдеров в процесс планирования, формулирование сценариев, SWOT-анализ, определение миссии, обсуждение с участием населения, создание структур для мониторинга (табл. 1). Весьма мало распространено было и пространственное планирование - всего в 13 регионах.

 

Таблица 1. Степень использования отдельных элементов стратегического планирования социально-экономического развития в регионах , %

Элемент (этап) стратегического планирования

Доля

Выявление и вовлечение стейкхолдеров в процесс стратегического планирования

50

Анализ конкурентных позиций региона

89

SWOT-анализ

57

Формулирование сценариев

53

Определение миссии региона

68

Обоснование главной цели развития и стратегических направлений

96

Подготовка частных стратегий, программ, проектов

24

Формирование системы задач и мер

86

Пространственное планирование

46

Обсуждение с участием населения

57

Создание организационных структур для мониторинга и реализации

61


 

На тот момент времени (2006 год) в большинстве исследуемых регионов, где стратегии были уже приняты, они, так или иначе, использовались в процессе управления. Многие регионы, в том числе и Иркутская область, формируют бюджет в соответствии со стратегическим планом и реализуют проекты и программы, предусмотренные стратегией.

Что касается согласования стратегий разных уровней, то почти во всех регионах существуют муниципальные образования, разрабатывающие и выполняющие свои стратегические планы, причем в Иркутской области таких муниципальных образований было больше половины их общего количества.

По итогам обзора были сделаны следующие выводы:

Стратегический план или близкие по замыслу документы были разработаны почти во всех обследованных регионах.

Во многих регионах не хватало специальных знаний для разработки стратегического плана, поэтому Стратегический план подменяется другими документами несколько иного качества и содержания (Концепции, Программы, Прогнозы социально-экономического развития).

Не все регионы четко представляют себе пути достижения поставленных целей, как, собственно говоря, и сами цели.

Выполнение выработанного плана контролируется во всех регионах. Во многих регионах созданы специальные подразделения для разработки, выполнения и мониторинга стратегии.

Почти все регионы признают высокую полезность стратегического планирования и положительно оценивают его влияние на важнейшие параметры социально-экономического развития.

Разработка Стратегии признается полезным инструментом также для согласования всей системы планово-прогнозных документов регионального и муниципального уровней.

Многие регионы готовы получать знания по стратегическому планированию и обмениваться ими.

Основными проблемами, с которыми столкнулись регионы при выработке стратегического плана, явились отсутствие нормативно-правовой базы для стратегического планирования, недостаток надежной информации, отсутствие методической литературы и специальных знаний, а также недостаток финансовых ресурсов.

В Иркутской области первым стратегическим документом можно считать Схему развития и размещения производительных сил Иркутской области на 1993 - 2003 гг. (Схема РиРПС 1993 - 2003 гг.) Данный документ обосновывает территориальную стратегию рационального освоения и использования ресурсного потенциала, развития и размещения комплексов взаимоувязанных производств на перспективу с целью повышения их эффективность. Схема не является стратегией социально-экономического развития, однако содержит в себе ее элементы.

В Схеме РиРПС 1993 - 2003 гг. выделялись приоритетные направления развития экономики области, такие как:

1. Реализация газохимического проекта.

2. Расширение масштабов добычи россыпного и организация освоения месторождений рудного золота.

3. Разведка и освоение месторождений алмазов.

4. Формирование Савинско-Онотского горнопромышленного узла по добыче и переработке нерудного сырья.

5. Освоение непромышленных и мелких месторождений угля, нефти, газа и конденсата для местных нужд.

6. Ускорение создания мощностей по глубокой механической переработке заготавливаемой в области древесины, развитие мебельного, домостроительного производств.

7. Организация финансово - промышленной группы на базе заводов, специализирующихся на радиоэлектронике для выпуска технически сложных товаров народного потребления и оборудования для отраслей специализации области.

8. Повышение урожайности и продуктивности, в первую очередь за счет внедрения высокоурожайных сортов и высокопродуктивных пород, и содействие со стороны местных органов власти развитию малых и средних мощностей для хранения и переработки продукции земледелия и животноводства с целью максимального удовлетворения потребностей населения области в высококачественных, полноценных продуктах питания.

9. Организация Верхнеленской транспортной компании на базе объединения акционерных предприятий речного флота, расположенных в Усть-Куте, Киренске, Алексеевке, Качуге, Жигалово.

Также в этой Схеме рассматривались организационные, управленческие и экономические аспекты ее реализации.

В 1997 году был принят областной закон № 35-оз "О системе прогнозирования и программе социально-экономического развития Иркутской области".

Этот закон определяет основные понятия, содержание системы прогнозирования социально-экономического развития Иркутской, а также общий порядок разработки ее отдельных составляющих.

В этом законе выделяются следующие основные понятия:

1. Прогноз - система социально-экономических показателей, основанная на научных методических разработках многовариантности возможного развития экономических объектов при разных предположениях относительно того, как будет развиваться экономика, и какие будут приниматься экономические меры.

2. Прогнозирование социально-экономического развития области - система научно-обоснованных разработок по направлениям социально-экономического развития области, учитывающая существующую государственную стратегию развития.

3. Концепция социально-экономического развития области - научно-обоснованная система взглядов и представлений на определенный период о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

4. Схема развития и размещения производительных сил - научно-аналитический документ, обосновывающий территориальную стратегию рационального освоения и использования ресурсного потенциала, развития и размещения комплексов взаимоувязанных производств на перспективу с целью повышения их эффективности.

Информация о работе Использование современных технологий стратегического планирования социально-экономического развития региона