Стратегия экономического развития регионов

Автор: Виталий Прохоров, 09 Октября 2010 в 01:51, реферат

Описание работы

Стратегия экономического развития регионов рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в
решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.
Естественно, что стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, внешнеэкономической ситуации, т.е. от системы условий и факторов, влияющих на целевые установки развития общества в рамках единого государства.
Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики, условий вхождения в рыночную экономику, темпов трансформации форм собственности и т.д. Поэтому стратегия регионального развития государства, формируя и генерализируя, с одной стороны, основные цели и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных между собой стратегий экономического развития регионов.

Работа содержит 1 файл

СтратегЭкРазвитияРегионов.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение Московской области «Международный университет  природы, общества и человека «Дубна». 
 

Кафедра менеджмента. 
 
 
 

Доклад  по предмету Регионоведение на тему:

«Стратегия экономического развития регионов» 
 
 

Выполнила студентка 3 курса

Группы 3102

Чистякова Олеся 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дубна 2010.

 

        1.1. Основные положения  стратегии экономического

       развития  регионов

    Стратегия экономического развития регионов рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом  рационального вклада регионов в

    решение  этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

    Естественно, что стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъектами Федерации, внешнеэкономической ситуации, т.е. от системы условий и факторов, влияющих на целевые установки развития общества в рамках единого государства.

    Стратегия регионального развития государства  неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами,  структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики,  условий  вхождения в рыночную экономику, темпов трансформации форм собственности и т.д. Поэтому стратегия регионального развития государства, формируя и генерализируя, с одной стороны, основные цели и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой стороны, является основой для разработки в своем составе сбалансированных  между  собой  стратегий  экономического  развития регионов.

    Стратегия  экономического развития регионов — это общее направление достижения целей; и даже при отсутствии конкретики все равно полезнее иметь пусть не вполне четкое направление развития, чем не иметь никакого. Недостаточно четкое, но хорошо понятное общее направление можно воплотить в тактических действиях и программах, способствующих развитию регионов, городов и населенных пунктов в нужном направлении.

    В последние годы увеличивается самостоятельность  регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда,  отраслевая структура,  географическое  положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь — методами регионального управления. В последние  годы  экономических  реформ  показали,  что  регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям.  В  сложных условиях  выхода  из  кризиса  относительное преимущество имели прежде всего те регионы, которые использовали  адекватные  методы  и  инструменты  управления  своим развитием.

    В отечественной экономике укрепляются те же тенденции современного экономического развития, которые набирают силу в странах Запада и Востока: глобализация, опережающее развитие сферы услуг, формирование постиндустриального общества, увеличение  интеллектуальной  составляющей  в  результатах любого производства, тотальная информатизация современного общества, развитие сетевых форм организации, исчерпание традиционных источников социально-экономического роста. В этих условиях все более  актуальным  становится  поиск  новых  путей  и  решающих факторов регионального саморазвития.

    Социально-экономическое  развитие региона — это центральная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений. Выход из этого состояния  может оказаться весьма болезненным,  если экономические  процессы  будут пущены  на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества  и  создавая  новые.  К сожалению,  региональные органы  управления  чаще  действуют,  как  «пожарная  команда».

    Стратегические  вопросы социально-экономического развития регионов зачастую отодвигаются на задний план. Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напрямую связано с уровнем экономической активности. Социальное развитие, обладая относительной самостоятельностью, все же в значительной степени определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития.  Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который в конечном счете всегда определяет степень успеха той или иной социально-экономической политики.

    Саморазвитие  регионов предусматривает партнерство населения,  власти и капитала. Часто это партнерство подразумевает в первую  очередь  выполнение  обычных  функций  регионального управления (функционирование учреждений образования, медицинского обслуживания, состояние дорог, жилого фонда и инженерной инфраструктуры по снабжению электроэнергией, водой и теплом), а вопросы стратегического характера, касающиеся развития города или региона в целом, отодвигаются на второй план.

    В этом случае требуется определенная политическая воля органов местной власти, чтобы взять на себя выполнение функций по экономическому развитию регионов.

    Управление  развитием региона может осуществляться с помощью широкого спектра конкретных действий, посредством которых местная  администрация  стимулирует  развитие  экономики региона,  создает  новые  рабочие  места,  увеличивает  налоговую базу, расширяет возможности для  тех видов экономической активности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.

    При анализе качества регионального развития полезно использовать концепцию теории стадий роста, согласно которой экономическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную,  индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горно-добывающая промышленность.  В индустриальной стадии доминируют перерабатывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая, пищевая  промышленность и  пр.

    В постиндустриальной стадии основными  отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др. Характерными чертами постиндустриального  общества  становятся  относительное  падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкости производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.

    Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность всесторонне оценить предысторию и перспективу экономического развития того или иного города или региона. В зависимости от доминирующей отраслевой принадлежности можно выделить города доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, в которых происходят разные по своей сути процессы и к которым применимы разные рецепты управления процессом экономического развития.

    В  настоящее  время  большая часть  стоимости  многих видов продукции создается не столько на стадии материального производства,  сколько  на стадии  маркетинга,  сбыта  и  НИОКР;  не столько в рамках непосредственного производства, сколько в рамках планирования, транспортировки, продажи и обслуживания. Источником новой добавленной стоимости становятся не столько непосредственное производство, сколько нематериальное производство (дизайн, контроль качества, маркетинг и обслуживание), хотя этот источник является не единственным и основным. Характерной чертой современного производства становится наличие компонента знаний в каждом продукте и услуге. Интеллектуальная работа, специальное знание и коммуникации становятся не только основными факторами создания добавленной стоимости, но и факторами конкурентоспособности и экономического развития организации и целых регионов.

    Само  по себе нематериальное производство не обладает свойством самодостаточности. Однако основная стоимость конечной продукции  создается  на  нематериальной  стадии  производства. Современное производство — это прежде всего интеллектуальное (т.е. преимущественно нематериальное) воздействие, которое производят инженеры, бухгалтеры, конструкторы, дизайнеры, специалисты по персоналу, по сбыту и маркетингу, эксперты по информационным сетям. Современное производство все в меньшей мере основывается на физической работе, т.е. на материально-вещественном воздействии. Данная закономерность особенно отчетливо просматривается в наукоемких отраслях. Во всех коммерческих организациях основная часть полученного эффекта становится результатом применения специальных знаний, осуществления широкого обучения персонала и взаимодействия с партнерами и контрагентами.

    Экономическое развитие сегодня  —  это не  столько количественный рост, сколько качественные изменения. Меняется суть деятельности коммерческих фирм. Главное — не просто произвести что-то, а произвести, продать, ответив на новый технологический  вызов,  определить  конкурентов,  учесть  новые  запросы потребителей и научиться действовать в новых рамках более жесткого конкурентного окружения и социального контроля. Тенденции экономического развития современного общества позволяют сделать вывод о том, что нематериальное производство представляет собой преимущественную сферу занятости, преимущественное направление инвестиций и фактор процветания современного общества.  Иными словами, нематериальное производство — это парадигма современного экономического развития.

    Для оценки глубины постиндустриальных тенденций развития важна характеристика не только отраслевой структуры,  структуры занятости и инвестиций, но и степени распространенности информационных технологий: насколько информация и информационные технологии стали фактором развития общества в целом и производства в частности; насколько в связи с этим развита рыночная инфраструктура.  Оценка постиндустриальных тенденций  позволяет  выделить  преимущественные  факторы экономического развития:

        •  рыночная инфраструктура;

        •  квалификация людей;

        •  информационные и управленческие технологии.

    Уровень производства в так называемых базовых  отраслях уже перестал  быть фактором  развития  стран  и  регионов.  Основное богатство создается не в забое и не на металлургическом комбинате, а преимущественно в сфере услуг. Главным фактором становится не наличие ресурсов, а эффективность их использования.

    В первые годы экономических реформ в  России особое положение сложилось в сырьевых отраслях.  Именно экспорт нефти, газа, черных, цветных металлов и леса обеспечивал основную массу валютных поступлений и не давал окончательно разрушиться всему промышленному потенциалу страны.

    Относительные преимущества сырьевых отраслей  были обусловлены более низкими издержками, в первую очередь издержками на заработную плату.  По мере укрепления реального курса рубля и повышения заработной платы в экспортных производствах данное преимущество постепенно стало сходить на нет. Поэтому ориентация экономического развития России на традиционные сырьевые экспортные отрасли бесперспективна: былые преимущества постепенно перестают быть таковыми.

    То  же можно сказать и о потенциальных преимуществах низкой заработной платы в обрабатывающих отраслях. В этих отраслях,  как правило, доля затрат труда в совокупных издержках не так велика, поэтому низкий уровень заработной платы не оказывает решающего влияния на конкурентоспособность. Более того, в тех производствах, где конкурирует преимущественно не цена, а качество, уровень издержек перестает иметь решающее значение.

    Практика  экономического развития многих стран мира показывает,  что  преимущества  низких  издержек легко дублируются, возникновение и укрепление все новых конкурентов снижает отдачу инвестиций, что в конечном счете сводит на нет эффект более низких издержек. Низкие издержки становятся своеобразной «ловушкой» для экономического развития многих стран.

Информация о работе Стратегия экономического развития регионов