Использование современных технологий стратегического планирования социально-экономического развития региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа

Описание работы

В настоящей работе предлагается использовать современные технологии стратегического планирования социально-экономического развития в Иркутской области.
Задачи, решаемые в ходе проекта:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме стратегического планирования социально-экономического развития регионов.
2. Проанализировать методы, используемые в стратегическом планировании развития региона на федеральном и региональном уровнях в РФ в настоящее время.
3. Выделить основные проблемы социально-экономического развития Иркутской области.
4. Обосновать необходимость внедрения современных технологий в практику стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Сущность понятия "региональное развитие"
1.2 Методика стратегического планирования развития региона
1.3 Государственное регулирование регионального развития в РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
2.1 Методы стратегического планирования регионального развития, используемые на федеральном уровне
2.2 Практика стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области
2.3 Современное состояние экономики Иркутской области и проблемы социально-экономического развития
ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Использование кластерного подхода в стратегическом планировании социально-экономического развития Иркутской области
3.2 Развитие агломерации и создание особых экономических зон в Иркутской области
3.3 Использование Форсайта как современной технологии прогнозирования социально-экономического развития Иркутской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

dmen830.rtf

— 1.20 Мб (Скачать)

Основные черты кластерного подхода:

1. Поддержка уже имеющихся кластеров, а не создание новых (не создавать, а "доращивать") .

2. Развитие всех, а не только избранных кластеров.

3. Признание ведущей отрасли кластера в качестве приоритетного направления развития экономики страны (или региона).

4. Создание благоприятной среды (бизнес-климата) для развития кластера - доступ к качественным человеческим ресурсам и рынкам капитала, оптимальный уровень налогообложения, развитие транспортной, коммуникационной, образовательной и социальной инфраструктуры и т.д. (всего около 150 факторов, характеризующих качество бизнес-климата территории).

5. Устранение барьеров на пути развития кластеров.

6. Развитие конкуренции в кластере, как основного условия формирования его конкурентных преимуществ.

7. Поддержка инициатив бизнес-сообщества, направленных на развитие кластера.

8. Поддержка кластеров на основе равноправного партнерства бизнеса и власти.

Под кластерной политикой понимаются меры, направленные на повышение конкурентоспособности кластеров данного региона путем вовлечения в данный процесс фирм кластера, а также государственных структур и научных институтов. Кластерная политика во многом определяет микроэкономическую политику государства, и при ее разработке учитываются региональные, инвестиционные и другие аспекты, влияющие на развития малого и среднего бизнеса. Большинство развитых стран мира начали активно проводить кластерную политику в 90-е годы прошлого века.

Способы поддержки кластеров со стороны правительства, региональных и муниципальных администраций:

Факторы производства:

создание специализированных программ обучения и переподготовки;

организация исследовательской работы в местных университетах по разработке связанных с кластером технологий;

поддержка сбора и обработки информации, относящейся к деятельности кластера;

улучшение специализированных транспортных средств, коммуникаций и другой инфраструктуры.

Родственные и поддерживающие отрасли:

спонсирование форумов для сбора вместе участников кластера;

поощрение направленных на интересы кластера усилий по привлечению поставщиков и провайдеров из других регионов;

создание ориентированных на кластеры зон свободной торговли, промышленных парков и парков поставщиков.

Условия местного спроса.

создание ясных, направленных на обновление, законодательных стандартов;

спонсирование независимого тестирования, сертификации продукции и сервиса для поставляемых кластером услуг;

принятие на себя роли требовательного заказчика для выпускаемых кластером продукции/услуг.

Контекст для стратегии фирмы и соперничества:

устранение барьеров для местной конкуренции;

организация государственных институтов поддержки кластеров;

сосредоточение усилий для привлечения иностранных инвестиций в кластеры;

сосредоточение на развитии экспорта в кластерах.

К позитивным результатам внедрения кластерного подхода в региональное развитие следует отнести: расширение технологической, научной и информационной инфраструктур; готовность субъектов бизнеса к кооперированию; мобильность в использовании местных ресурсов; повышение устойчивости межрегиональных связей; усиление партнерских отношений во внешнеэкономическом сотрудничестве и ряд других.

С другой стороны, к сдерживающим факторам для развития кластеров в России относят: низкое качество управления совместным бизнесом в отдельных секторах деятельности международных хозяйственных структур; слабый уровень развития приграничных территориальных кооперационных структур, которые, как правило, самостоятельно не справляются с задачей выработки и реализации приоритетов для продвижения интересов регионального бизнеса; недостаточный уровень коллективных плановых и программных решений по территориальному хозяйственному развитию; большие горизонты достижения ожидаемых результатов, так как реальные выгоды от создания кластеров проявляются только через 5 - 7 лет и т.д.

Кластеры играют важную роль в экономике региона. Когда один или несколько экономических субъектов достигают конкурентоспособности на рынке, они распространяют свое влияние на ближайшее окружение: поставщиков, потребителей, конкурентов. В свою очередь, успехи окружения оказывают положительное влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данного экономического субъекта. В итоге формируется кластер.

Кластер не является простой суммой своих отдельных частей, ему присущ синергетический эффект. В процессе развития кластера экономические ресурсы начинают притекать к нему из изолированных отраслей, которые не могут использовать их столь же продуктивно.

Именно поэтому выявление в экономике области существующих и потенциально возможных кластеров, а также оказание государственной поддержки их развитию является необходимым условием дальнейшего развития экономики региона. Отличие кластерного анализа от традиционного анализа секторов экономики состоит в том, что при анализе кластеров прослеживаются цепочки формирования добавленной стоимости, производства и реализации продукта и выделяются участвующие в этом структуры.

В Иркутской области администрацией принято решение о начале работы по объединению предприятий перспективных отраслей промышленности с использованием классического кластерного подхода.

Были выделены 5 стадий формирования кластера:

Первая стадия включает в себя набор инициатив, которые должны помочь участникам бизнеса:

выявить "критическую массу" малых и средних предприятий, решающих сходные проблемы в бизнесе;

достичь понимания ими преимуществ кластера;

сформировать группу сторонников объединения деловых усилий.

В этот период инициатор (или сетевой брокер, или представитель местной администрации) проводит публичные масштабные встречи всех заинтересованных лиц, на которых представляются преимущества сетевой организации бизнеса и определяются ее возможные приложения.

Вторая стадия. Как только группа бизнесменов, готовых к совместной деятельности, создана, выполняется анализ проблем всех участников группы, выявление причин их возникновения. Затем формулируются задачи совместной деятельности, достаточно простые, понятные и соответствующие установленным целям группы. Одновременно группа определяет свой юридический статус и формирует внутренние организационные принципы.

Третья стадия. На стадии пилотного проекта в реальных условиях отрабатывается технология взаимодействия внутри образованного кластера. Такими проектами могут быть совместная организация выставок/ярмарок, совместная закупка сырья и подготовка общего каталога продукции и т. п. Пилотные проекты призваны, с одной стороны, показать эффективность кластера предприятий в краткосрочном периоде и, с другой - воодушевить участников формирующегося кластера на долгосрочное сотрудничество.

Четвертая стадия. Успешная реализация пробных проектов открывает дорогу к следующему этапу, к разработке проектов стратегического характера, позволяющих достичь необходимого уровня специализации и разделения труда в кластере. На этой стадии вероятны также объединение ресурсов, создание новых предприятий, внедрение оригинальных технологий и подготовка общего для кластера локального бренда.

Пятая стадия. На заключительной стадии кластер предприятий выходит на необходимый уровень самостоятельности и независимости, когда поддержка его со стороны становится неактуальной. Следует особенно отметить бытующее заблуждение, что при формировании кластеров синергетический эффект достигается среди прочего за счет ликвидации внутренней конкуренции. Наоборот, конкуренция между членами кластера предприятий часто бывает достаточно жесткой. Но это не является отталкивающим фактором при совместном создании инфраструктуры, взаимодействии с поставщиками, выходе на новые рынки.

В качестве апробации кластерного подхода было предложено предприятиям легкой промышленности (швейная отрасль) и отрасли производителей питьевых и минеральных вод.

Предприятия швейной отрасли имеют общие проблемы - недостаточная техническая оснащенность, старение персонала, отсутствие возможности участвовать в тендерных мероприятиях и создание кластера позволило бы улучшить производственные показатели и повысить конкурентоспособность.

Однако кластер - это не ассоциация предприятий, производящих одну и ту же продукцию. Если говорить о кластере в швейной отрасли, то в него должны быть включены и предприятия, производящие материалы (ткани, фурнитура и др.), швейную технику; дома мод; такие сопутствующие отрасли как, например, производство обуви, аксессуаров; сеть реализации продукции. То есть, необходимо, чтобы присутствовали все четыре компонента конкурентного "ромба". Такой зарождающийся кластер можно было бы доращивать, и он имел бы перспективы развития.

С предприятиями, которые производят питьевую воду, проблема возникла из-за того, что у предприятий отсутствуют соответствующие сертификаты качества. Получить их предприятия не могут, так как это дорого. К тому же, тара, в которой выпускается байкальская вода, не соответствует упаковке мирового стандарта. Данные предприятия также нельзя считать кластером даже в перспективе.

Таким образом, хотя и было провозглашено об использовании администрацией классического кластерного подхода, реальных действий, подтверждающих это, не было предпринято.

Существует две основные модели, в рамках которых осуществляется кластерная политика - либеральная и дирижистская.

Либеральная кластерная стратегия характерна для тех стран, которые по традиции проводят либеральную экономическую политику и многое отдают на откуп рынку. Дирижистскую кластерную политику, соответственно, проводят власти тех стран, которые активно вовлечены в экономическую жизнь страны.

Даже если в Иркутской области считается необходимым проведение дирижистской кластерной политики, то в любом случае нельзя создавать кластеры на пустом месте, без каких-либо предпосылок к их существованию. Во-первых, необходимо выделить существующие и потенциальные кластеры региона, учесть как можно большее число взаимосвязей между фирмами и отраслями. Во-вторых, при проведении дирижистской кластерной политики органы государственной власти должны целенаправленно создавать инфраструктуру для приоритетных кластеров: филиалы университетов, научно-исследовательские институты, аэропорты, дороги и т. д. В дальнейшем необходимо устранение барьеров для экономических взаимодействий и препятствий к нововведениям в кластерах.

Кластерный подход в Иркутской области использовался администрацией Ангарского муниципального образования. Были сделаны первые шаги по формированию кластеров, созданы следующие объединения предприятий:

1. "Жилищная компания".

Целью является поставка качественных услуг по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, в соответствии с накопленным опытом функционирования подобных структур в г. Ангарске. Планируется, при поддержке областной администрации, экспортировать данные услуги в Читинскую область и Красноярский край.

2. "Ангарский гипс".

Объединено значительное количество предприятий, концентрирующихся вокруг производства стройматериалов из гипса.

3. Региональная торговая сеть "Курочка рядом".

Занимается производством и распространением продукции птицефабрик.

Кластерная стратегия развития региона строится на выявлении существующих и потенциальных кластеров, определении степени их конкурентоспособности, возможных мерах по улучшению бизнес-климата и инвестиционной активности в перспективных кластерах. В Иркутской области необходимо формирование следующих полноценных кластеров:

1. Лесопромышленный - по принципу технологической цепочки. Лесопромышленный кластер объединяет: заготовку леса, деревообработку, целлюлозно-бумажную промышленность (ОАО "БЦБК", ОАО "УИЛПК", ОАО "ЦКК"), биохимическое производство.

2. Нефтехимический - по принципу технологической цепочки. Нефтехимический кластер включает переработку нефти (ОАО "АНХК") и химические производства (ОАО "Саянскхимпласт", ООО "Усольехимпром").

3. Туристский - по принципу уникальности природных ресурсов оз. Байкал и общности предоставляемых услуг. Туристический кластер включает сеть туроператоров, гостиницы, санатории, курорты, турбазы, предприятия общественного питания и аттракции.

4. Агропромышленный - по принципу общности продукции и рынка поставщиков ресурсов. Агропромышленный кластер объединяет сельскохозяйственные организации, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности. Создание агропромышленного кластера с учетом ресурсов Усть-Ордынского округа - это вопрос стратегический.

5. Строительный кластер - по принципу общности продукции и рынка сбыта. Хотя существует целый ряд строительных компаний, предприятий промышленности строительных материалов, проектных и научно-исследовательских организаций, успешно работающих на региональном рынке, строительный кластер весьма далек от полноценной кластерной структуры.

Информация о работе Использование современных технологий стратегического планирования социально-экономического развития региона