Использование современных технологий стратегического планирования социально-экономического развития региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа

Описание работы

В настоящей работе предлагается использовать современные технологии стратегического планирования социально-экономического развития в Иркутской области.
Задачи, решаемые в ходе проекта:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме стратегического планирования социально-экономического развития регионов.
2. Проанализировать методы, используемые в стратегическом планировании развития региона на федеральном и региональном уровнях в РФ в настоящее время.
3. Выделить основные проблемы социально-экономического развития Иркутской области.
4. Обосновать необходимость внедрения современных технологий в практику стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Сущность понятия "региональное развитие"
1.2 Методика стратегического планирования развития региона
1.3 Государственное регулирование регионального развития в РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
2.1 Методы стратегического планирования регионального развития, используемые на федеральном уровне
2.2 Практика стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области
2.3 Современное состояние экономики Иркутской области и проблемы социально-экономического развития
ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Использование кластерного подхода в стратегическом планировании социально-экономического развития Иркутской области
3.2 Развитие агломерации и создание особых экономических зон в Иркутской области
3.3 Использование Форсайта как современной технологии прогнозирования социально-экономического развития Иркутской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

dmen830.rtf

— 1.20 Мб (Скачать)

Главная цель развития любого региона - устойчивое улучшение качества жизни всех категорий жителей. Данная цель может быть выражена более подробно через характеристики и параметры развития региона как многофункционального, интегрированного в российскую и мировую экономику и предоставляющего благоприятную внешнюю среду для жизни и экономической активности.

Один из вариантов схем разработки стратегических целей развития региона представлен на рис. 3.

2-я стадия. Анализ внешней среды развития региона. Анализируются ключевые социально-экономические параметры внешней среды (динамика ВВП, инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспектива экономического роста), проводится сравнительный анализ экономического развития.

Анализ внешних и внутренних факторов позволяет определить отрасли и виды деятельности, которые могут дать региону существенное развитие, и сформулировать соответствующие меры, которые могут эффективно реализовать имеющийся потенциал. Данный анализ позволяет выявить сравнительные характеристики среды региона:

во внешней среде: географическое положение и климат, макроэкономическая ситуация в России, превалирующие тренды в экономике мира и России, демографические тенденции и др.;

во внутренней среде: ресурсы и их доступность (человеческие ресурсы, включая навыки и образование, технология, основные фонды, недвижимость, финансы), предпринимательский и инвестиционный климат, инфраструктура и коммунальные услуги.

 


Рис. 3. Алгоритм действий при разработке системы стратегических целей развития региона

 

3-я стадия. Анализ потенциала развития региона. С помощью количественного и качественного анализа экономической, социальной, экологической и институциональной внешней среды, в которой действуют региональные экономические агенты, уточняются и оцениваются внешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития региона (финансовые, человеческие, природные, институциональные).

Выбор стратегии развития региона в значительной степени определяется состоянием его социально-экономического потенциала. Его структура представлена на рис. 4.

 


Рис. 4. Структура стартового социально-экономического потенциала региона

 

4-я стадия. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ. На этой стадии стратегического планирования:

рассматриваются возможности использования имеющихся преимуществ региона (расположение, близость основных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры);

определяются результаты осуществления предшествующих программ социально-экономического развития региона;

выявляются причины успехов и провалов предыдущих шагов по управлению региональным экономическим развитием;

уточняются внутренние факторы регионального развития, основные и дополнительные отрасли, определяется, на какой - индустриальной, постиндустриальной или доиндустриальной - стадии развития находится регион;

определяется, где, в каких сферах и за счет каких факторов в основном создается и может быть создана добавленная стоимость, на этой основе еще раз уточняются цели экономического развития региона.

В рамках данной стадии стратегического планирования социально-экономического развития региона рассматриваются возможности того, как максимально использовать сильные стороны региона, а слабые нейтрализовать или превратить в преимущества.

5-я стадия. Разработка концепции и стратегии развития. На этой стадии стратегического планирования делаются окончательные выводы о целях социально-экономического развития региона, факторах и механизме этого развития, а также о методах управления этим развитием. Выводы делаются с учетом новых тенденций социально-экономического развития регионов, местных особенностей и особенностей современного этапа развития российской экономики. Концепция включает выявление приоритетных направлений развития региона, анализ ресурсов развития, а также выявленных конкурентных преимуществ данного региона. В результате выработки и реализации концепции происходят формирование альтернативных вариантов стратегии, их сравнительная оценка, отбор оптимального варианта и его доработка с учетом положительных компонентов и подходов, содержащихся в других вариантах.

6-я стадия. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии. На основе сформированных концепции и стратегии социально-экономического развития разрабатывается план конкретных действий. Относительно самостоятельными разделами стратегического плана развития региона могут стать:

управление региональной собственностью;

формирование дополнительных источников финансирования развития региона;

меры по поддержке малого предпринимательства;

осуществление реформ жилищно-коммунального хозяйства, развитие конкуренции в городском хозяйстве;

региональный маркетинг и план продвижения региона.

Стандартный план конкретных действий включает в себя задачи с указанием срока их решения, ответственных лиц, ожидаемых результатов, размеров и источников финансирования, способов промежуточного контроля и обратной связи. Весьма важным аспектом этой стадии стратегического планирования является анализ баланса результатов и затрат, связанных с осуществлением плана.

7-я стадия. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения. Целевое стратегическое управление развитием региона предполагает наличие не только рабочей программы действий, но и постоянного мониторинга социально-экономического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, оценку эффективности и результативности принятых мер.

Даются ответы на вопросы: совместима ли стратегия с ресурсами, с данными об окружающей среде? Помогает ли стратегия решить критические проблемы региона? Получает ли стратегия поддержку жителей?

Планирование социально-экономического развития региона - это непрерывный процесс, в рамках которого принимаются любые, в том числе тактические, текущие решения. Наличие долгосрочного плана развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе.

Такой подход к разработке стратегии социально-экономического развития региона описывается в учебниках по стратегическому менеджменту.

В настоящее время в России существуют центры стратегических разработок, которые предлагают свои методики разработки стратегий регионального развития, основанные на общей теории. Так фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" предложил для Министерства регионального развития РФ технические стандарты разработки стратегии социально-экономического развития субъекта РФ.

В соответствии с данными стандартами стратегия развития субъекта РФ должна отражать:

1. Проблемы и приоритеты развития региона.

В стратегии должны быть представлены существующее состояние, основные проблемы, сценарии и приоритетные направления развития региона как социально-экономической единицы, объединяемой территорией и административными структурами управления. Процесс разработки стратегии должен включать:

1. Выявление и анализ основных проблем, стоящих перед экономикой и обществом региона в средне- и долгосрочной перспективе;

2. Комплексную оценку ключевых внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие региона;

3. Разработку 2-3 наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу - сценарный анализ должен осуществляться с использованием многофакторной модели; обязательно должен быть рассмотрен инерционный сценарий;

4. Выявление и анализ рисков и ресурсных возможностей региона;

5. Выбор целевого сценария развития региона на основании оценки рисков и ресурсных возможностей региона;

6. Разработку системы приоритетных направлений развития региона в рамках выбранного целевого сценария.

В рамках Стратегии разрабатываются приоритетные направления, цели и задачи деятельности органов государственной власти субъекта РФ на долгосрочную перспективу.

На основании анализа ограничений и ресурсной обеспеченности органов государственной власти разрабатывается система мер государственного управления, нацеленного на обеспечение социально-экономического развития региона в соответствии с определенным в рамках Стратегии целевым сценарием и приоритетными направлениями деятельности органов управления. Стратегия должна включать:

1. Разработку системы приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов государственной власти субъекта РФ, которые должны быть взаимоувязаны с целевым сценарием и приоритетными направлениями развития региона, и должны согласовываться с основными положениями и направлениями политики социально-экономического развития РФ, проводимой и декларируемой Правительством РФ; число приоритетных направлений, как правило, не может превышать 2-3 направления.

2. Анализ и оценку ограничений, связанных с реализацией поставленных целей и задач и ресурсных возможностей органов государственной власти субъекта РФ.

Оценка ресурсного потенциала органов власти субъекта РФ осуществляется, во-первых, с целью установить реальные возможности по достижению ставящихся целей, во-вторых, с целью определить степень и границы участия других (федеральных и муниципальных органов власти) уровней власти.

Анализу и оценке подлежат:

Бюджетные возможности и ограничения;

Организационные возможности и ограничения;

Возможности выстраивать взаимодействие с бизнесом и крупными общественными субъектами на территории области.

3. Разработку системы мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач, осуществляемых на уровне органов государственного управления субъекта РФ, включающих:

Формирование институтов;

Развитие организационных возможностей;

Разработка и реализация проектов и программ;

Расширение бюджетно-ресурсной базы и повышение эффективности использования бюджетных средств.

4. Установление общих параметров бюджетного финансирования мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач.

В Стратегии должны содержаться указания на основные механизмы реализации, такие как:

Экономическая политика органов власти субъекта РФ;

Бюджет субъекта РФ;

Механизм частно-государственного партнерства;

Региональные целевые программы;

Система ФЦП-ФАИП и прочих инструментов целевого финансирования из средств федерального бюджета.

Кроме того, Стратегия должна содержать Систему индикативных показателей оценки деятельности органов государственной власти субъекта РФ с установленными целевыми показателями на период первых 3 лет. Система индикативных показателей разрабатывается как инструмент контроля, количественной оценки и управления деятельностью органов государственной власти субъекта РФ по реализации мер государственного управления, предусмотренных Стратегией. Система показателей должна согласовываться с целями и задачами, реализуемыми органами государственной власти региона. Целевые показатели должны устанавливаться на трехлетний период и в дальнейшем должны учитываться при формировании среднесрочной программы социально-экономического развития региона.

В рамках Стратегии (общие параметры бюджетного финансирования) должны устанавливаться лимиты финансирования, которые следует разделять по приоритетным направлениям и отдельным мерам государственного управления. Они должны задавать общие рамочные условия для среднесрочных программ социально-экономического развития, трехлетних финансовых планов (1+2 года) и бюджетного процесса, ориентированного на результат (БОР), и могут являться основанием для ведения переговоров о включении отдельных мер и проектов в план финансирования из средств ФЦП, ФАИП и прочих инструментов целевого финансирования федерального бюджета.

Лимиты финансирования утверждаются региональными органами законодательной власти и согласуются с органами федеральной власти. Их нарушение в процессе реализации Стратегии должно вести к корректировке Стратегии. Процедура корректировки предполагает анализ причин и факторов, действие которых привело к нарушению установленных лимитов, и согласование и утверждение скорректированных содержательных частей и лимитов с региональными и федеральными органами власти.

Стратегия может согласовываться с крупнейшими налогоплательщиками региона и должна утверждаться органами власти субъекта РФ.

Стратегия представляется и согласуется на Межведомственной комиссии (МВК) при Министерстве регионального развития РФ. МВК дает оценку Стратегии на основании следующих критериев:

Качество проработки основных проблем социально-экономического развития региона, оценки внешних и внутренних факторов и сценарного анализа;

Соответствие приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов государственной власти региона по реализации Стратегии выявленным приоритетным направлениям развития региона в целом;

Информация о работе Использование современных технологий стратегического планирования социально-экономического развития региона