Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа
В настоящей работе предлагается использовать современные технологии стратегического планирования социально-экономического развития в Иркутской области.
Задачи, решаемые в ходе проекта:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме стратегического планирования социально-экономического развития регионов.
2. Проанализировать методы, используемые в стратегическом планировании развития региона на федеральном и региональном уровнях в РФ в настоящее время.
3. Выделить основные проблемы социально-экономического развития Иркутской области.
4. Обосновать необходимость внедрения современных технологий в практику стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Сущность понятия "региональное развитие"
1.2 Методика стратегического планирования развития региона
1.3 Государственное регулирование регионального развития в РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
2.1 Методы стратегического планирования регионального развития, используемые на федеральном уровне
2.2 Практика стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области
2.3 Современное состояние экономики Иркутской области и проблемы социально-экономического развития
ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Использование кластерного подхода в стратегическом планировании социально-экономического развития Иркутской области
3.2 Развитие агломерации и создание особых экономических зон в Иркутской области
3.3 Использование Форсайта как современной технологии прогнозирования социально-экономического развития Иркутской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5. Программа социально-экономического развития - комплекс научно-исследовательских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных, финансовых мер, обеспечивающих объективное решение поставленных проблем, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам.
6. Баланс спроса и предложений - одновариантная взаимоувязанная система показателей предполагаемых объемов продажи материально-технических ресурсов, продукции и их потребности с учетом платежеспособного спроса.
Также в данном законе перечислены общие принципы разработки прогнозов социально-экономического развития области:
единство политики и экономики (отражает социально-экономическую политику как Правительства Российской Федерации, так и субъекта Федерации);
единство методических подходов и информационного обеспечения (обеспечивает единый подход к разработке показателей прогнозов с разным временным периодом);
экономическое обоснование (проведение анализа на основе исследования существующих тенденций и факторов, что создает условия для обоснованного реалистичного выбора целей и путей их достижения, определения направлений реализации стоящих задач);
вариантность (разработка нескольких различных возможных вариантов развития экономики, исходя из определенной экономической ситуации с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов);
системность (комплексность) (охват всех отраслей, сфер хозяйственной деятельности, а также различных форм собственности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, достаточный для целостного представления о социально-экономической ситуации в перспективе и для принятия решений в области экономики, социальной и инновационной политики);
преемственность и непрерывность (обеспечивает взаимосвязь всех видов прогнозов при их разработке в каждом временном периоде).
В том же 1997 году была принята Программа социально-экономического развития Иркутской области на 1997 год.
В документе перечислялись основные цели и задачи социально-экономической политики на 1997 год по сферам: социальная политика, охрана окружающей среды и рациональное природопользование, материальное производство, аграрная политика, институциональные преобразования, инвестиционная политика, финансово-бюджетная и налоговая политика, ценовая политика, внешнеэкономическая деятельность и межрегиональные связи, региональная политика, развитие совместного самоуправления, антимонопольная политика. Также в Программе были прописаны мероприятия по достижению основных социально-экономических показателей на 1997 год.
Этот документ нельзя считать стратегией, однако это была первая попытка комплексного планирования социально-экономического развития области на краткосрочный период - 1 год.
Затем лишь в 2005 году деятельность по планированию возобновилась: была принята Программа социально-экономического развития области до 2008 года.
Эта Программа по сути своей являлась комплексным стратегическим документом, определяющим развитие области на среднесрочную перспективу.
В основе разработки Программы лежал анализ социально-экономического развития области в динамике за несколько лет и в сравнении с динамикой развития регионов Сибирского федерального округа и Российской Федерации в целом.
Укрупненно вся социально-экономическая политика, проводимая администрацией области в соответствии с Программой, была разделена на пять основных направлений: социальная политика, экономическая политика, финансовая политика, инвестиционная политика и региональная политика. В рамках перечисленных направлений были обозначены конкретные разделы.
Общий запланированный объем финансирования Программы в ценах 2006 г. составил 86,45 млрд. руб., из них:
федеральный бюджет - 5,76 млрд. руб. (6,7%);
консолидированный бюджет Иркутской области - 11,16 млрд. руб. (12,9%);
средства предприятий - 44,93 млрд. руб.(52,0%);
заемные средства - 23,96 млрд. руб. (27,7%);
другие источники - 0,64 млрд. руб. (0,7%);
гарантии Правительства Российской Федерации - 2,3 млрд. руб.
Однако в 2006 году областные целевые программы были профинансированы на 62% от запланированного, не была осуществлена государственная поддержка ряда инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства. Основной упор при реализации инвестиционных задач Программы в 2006 году был сделан на строительство объектов социальной сферы, где удалось обеспечить финансирование в объеме, на 9,5% превышающем запланированный.
В 2006 году производственные организации области не смогли в полной мере реализовать поставленные перед ними задачи, несмотря на то, что при разработке Программы промышленные организации самостоятельно принимали на себя повышенные обязательства по достижению высоких темпов экономического роста. Так, провал произошел в работе легкой промышленности, снижение объемов производства отмечено также в электроэнергетике, угольной и пищевой промышленности.
Оценка результатов выполнения Программы производилась на основе сравнения фактически полученных показателей со значением индикаторов социально-экономического развития, утвержденных в Программе. Из 147 проанализированных показателей в 2006 году 106 показателей соответствовали или были лучше программных, 41 - хуже программных.
В 2007 году при доработке Программы в рамках рабочей группы была достигнута договоренность о необходимости выделения в самостоятельное приложение основных 32 индикаторов социально-экономического развития. По итогам оценки данных индикаторов в 2007 году можно сделать следующие выводы:
были существенно превышены основные показатели, характеризующие достижение главной цели Программы - повышения уровня жизни населения: по итогам 2007 года среднемесячный денежный доход населения превысил запланированный на 8,4%, а среднемесячная начисленная заработная плата - на 3,6%;
по ряду экономических показателей наблюдалось некоторое отставание от программных ориентиров, связанное с конъюнктурой на мировом рынке.
2008 год стал заключительным в реализации "Программы социально-экономического развития Иркутской области на 2005-2008 годы". Основные итоги реализации Программы в 2008 году свидетельствовали о выполнении поставленной социальной задачи - росте уровня и качества жизни населения, который был обеспечен в основном за счет роста уровня оплаты труда. Рост заработной платы носил интенсивный характер и сопровождался ростом производительности.
В то же время в экономической сфере результаты реализации Программы социально-экономического развития области до 2008 года были не так убедительны. Фактические данные по ряду экономических показателей значительно отстали от заложенных в Программе. Программа социально-экономического развития области до 2008 года не достигла главной экономической цели - перехода на инвестиционный путь развития. Экстенсивный путь развития сохранился, инвестиции направлялись только на поддержание существующих мощностей. В результате постепенно исчерпали себя внешние источники роста, связанные с девальвацией рубля, фактором импортозамещения и задействованием простаивавших ранее мощностей и использованием свободной рабочей силы.
Исходя из этих условий, а также в связи с вступлением А.Г. Тишанина в должность Губернатора Иркутской области, была разработана и утверждена Законом области от 26 октября 2009 №68-оз "Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2009-2010 годы".
В новой Программе основной целью развития области было определено обеспечение устойчивого экономического и социального роста на основе мощной высокотехнологичной индустриальной базы по производству инновационной продукции. Кроме того, Программа предусматривает, что область должна стать опорным субъектом Российской Федерации на востоке Российской Федерации.
Перспективное развитие области может проходить по одному или комбинации трех основных сценариев, которые отличаются темпами экономического роста региона. Ориентиром был принят стратегический сценарий, предусматривающие наиболее интенсивный экономический рост, на основе развития высокотехнологичных производств.
Однако стратегия социально-экономического развития региона разрабатывается не только органами государственной власти.
Так в 2009 году Институтом региональной политики была разработана стратегия социально-экономического развития объединенной Иркутской области на период до 2010 и на перспективу до 2020 года (имеется ввиду объединение области с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом).
Целью разработки этой стратегии было провозглашено выявление возможностей для динамичного развития региона, обеспечивающего существенное повышение качества жизни населения и выход Иркутской области в число лидирующих субъектов Российской Федерации.
В качестве ключевых направлений развития экономики объединенной Иркутской области в разрезе секторов экономики были выделены: освоение природно-ресурсного потенциала региона, развитие инновационной экономики и формирование современного туристско-рекреационного комплекса международного значения.
В данной стратегии выделяются следующие разделы:
1. Социально-экономическое положение региона и условия реализации стратегии.
2. Стратегические направления и принципы социально-экономического развития объединенной Иркутской области.
3. Развитие ключевых отраслей экономики объединенной Иркутской области и крупнейшие инвестиционные проекты.
4. Развитие инфраструктуры в объединенной Иркутской области.
5. Результаты и условия реализации крупнейших инвестиционных проектов на территории объединенной Иркутской области.
6. Создание условий для развития инновационной экономики.
7. Социальная политика в объединенной Иркутской области.
8. Региональные аспекты развития объединенной Иркутской области.
В стратегии развития объединенной предлагается видение региона в 2020 году:
Северные территории являются центром добычи нефти и газа, а также золотодобычи.
Среднее Приангарье - промышленный центр региона с алюминиевыми заводами в Братске и Тайшете, металлургическим заводом в Железногорске-Илимском, а также центрами заготовки и переработке леса в Усть-Куте и Усть-Илимске.
Иркутское Присаянье - центр развития агропромышленного комплекса, нефтегазохимии, тепловой электроэнергетики (на угле и газе), а также импортозамещающего производства (сборка автомобилей, бытовой техники, производство стройматериалов, мебели).
Внутренние территории - центр добычи газа и конденсата.
Прибайкалье - межрегиональный инновационный и образовательный центр в Иркутске, а также рекреационная зона (водный и этнический туризм, горнолыжные центры).
В соответствии с данной стратегией, ключевым условием развития объединенной Иркутской области является развитие транспортной инфраструктуры, так как недостаточный уровень ее развития - один из факторов, сдерживающих экономическое развитие региона.
Ключевым механизмом реализации стратегии, по мнению ее разработчиков, должно быть частно-государственное партнерство. Пример соседнего Красноярского края, тоже ставшего на путь поглощения входящих в его состав округов и последующего развития экономики объединенного региона через развитие крупных инвестиционных проектов, убедительно доказывает важность частно-государственного партнерства для успешного регионального развития.
К числу ключевых отраслей экономики объединенной Иркутской области, имеющих наилучшие шансы для своего развития (помимо инфраструктурных отраслей), в стратегии развития объединенной области были отнесены:
все основные подотрасли топливной промышленности - нефтяная, газовая, угольная;
химическая и нефтехимическая промышленность;
черная металлургия;
цветная металлургия, представленная алюминиевой промышленностью и золотодобычей;
лесной комплекс (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность);
туристско-рекреационный комплекс.
С некоторой долей условности к ключевым отраслям экономики объединенной Иркутской области также отнесли и агропромышленный комплекс - не в силу его высокого удельного веса в экономике региона в целом, а в силу значимости в точки зрения формирования потребительского рынка, развития сельской местности, преодоления кризиса в сельских районах, формирования конкурентоспособной экономики Усть-Ордынского Бурятского АО после объединения с Иркутской областью.
По мнению разработчиков уже к 2010 году начнет изменяться структура экономики Иркутской области, в 2020 году она станет принципиально иной, в том числе более диверсифицированной, что создаст условия для последующего устойчивого экономического роста региона.
Разработкой стратегии развития Иркутской области в настоящее время занимается Фонд "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" (ЦСР "Северо-Запад").
Этим центром уже накоплен богатый опыт разработки стратегических планов развития регионов РФ.
С января 2010 стартовал новый проект Фонда: Стратегия социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года). Программа социально-экономического развития Иркутской области на среднесрочную перспективу (на 2010-2011 годы). Заказчиком проекта является Фонд регионального развития Иркутской области.