Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:40, дипломная работа
В настоящей работе предлагается использовать современные технологии стратегического планирования социально-экономического развития в Иркутской области.
Задачи, решаемые в ходе проекта:
1. Рассмотреть теоретические подходы к проблеме стратегического планирования социально-экономического развития регионов.
2. Проанализировать методы, используемые в стратегическом планировании развития региона на федеральном и региональном уровнях в РФ в настоящее время.
3. Выделить основные проблемы социально-экономического развития Иркутской области.
4. Обосновать необходимость внедрения современных технологий в практику стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Сущность понятия "региональное развитие"
1.2 Методика стратегического планирования развития региона
1.3 Государственное регулирование регионального развития в РФ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
2.1 Методы стратегического планирования регионального развития, используемые на федеральном уровне
2.2 Практика стратегического планирования социально-экономического развития Иркутской области
2.3 Современное состояние экономики Иркутской области и проблемы социально-экономического развития
ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1 Использование кластерного подхода в стратегическом планировании социально-экономического развития Иркутской области
3.2 Развитие агломерации и создание особых экономических зон в Иркутской области
3.3 Использование Форсайта как современной технологии прогнозирования социально-экономического развития Иркутской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
состояние окружающей среды;
равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
обогащение культурной жизни людей.
При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. Значимыми в этом отношении могут выступать такие параметры оценки уровня регионального развития, как наличие и качество школ, детских садов, других образовательных учреждений и их доступность, снабжение продуктами питания, контроль их качества, соблюдение прав потребителей на розничном рынке.
Даже если предположить, что большая часть российских регионов в ближайшее время имеет шанс выйти из экономического кризиса в строгом смысле этого слова (т.е. в них возобладает положительная динамика роста производимой продукции), тем не менее, гораздо дольше нельзя рассчитывать на позитивные сдвиги в динамике социально-экономического развития в современном понимании. Одна из важнейших причин этого - то, что экологическая составляющая будет продолжать тормозить продвижение регионов вперед.
В понятие социально-экономического развития региона входит и такая трудно измеряемая субстанция, как культурная жизнь населения. Устойчивая динамика экономического развития региона возможна лишь при условии обогащения культурной жизни населения данного региона. Более того, социально-экономическое развитие региона лишь тогда обретает устойчивость, когда при прочих равных условиях расширяется личная свобода каждого, в том числе и в экономической области, что возможно при эффективной поддержке малого и среднего бизнеса, антимонопольных мерах, защите прав потребителей, обеспечении реальной свободы передвижений, в том числе благодаря развитому рынку жилья.
Рассмотрим некоторые теории, анализирующие и объясняющие действие основных факторов экономического развития регионов и городов.
Первая из них - теория пространственных преимуществ, или теория размещения. Согласно этой теории, пространственные преимущества проявляются в любой экономической деятельности. Эти преимущества заставляют те или иные виды производства располагаться во вполне определенных регионах.
Каждый регион, каждый город обладает своими территориальными преимуществами, связанными либо с источниками сырья, либо с другими факторами производства (рабочая сила, земля, энергия), либо с близостью к рынкам сбыта. Данная теория в значительной степени объясняет сложившиеся региональные различия размещением производительных сил.
Другие традиционные представления, связанные не только с теорией, но и с практикой экономического развития, основываются на закономерностях агломерации, концентрации и комбинации производства. В крупных городах или городских агломерациях дополнительная экономия или дополнительный экономический эффект образуются в связи с тем, что вокруг успешно действующих производств формируется их окружение. Благодаря объединенному использованию общих ресурсов (трудовых, энергетических, инфраструктурных) достигается дополнительная экономия. Высокая концентрация промышленности в крупных городах позволяет получить дополнительную экономию как результат агломерационного эффекта: совокупные производственные затраты крупной агломерации меньше, чем сумма затрат каждого производства в случае их одиночного размещения вне пределов данной агломерации.
Дополнительный потенциал развития крупных центров возникает в связи с тем, что только здесь возможны некоторые виды высококвалифицированной деятельности: музейная и театральная жизнь, особые виды медицинского обслуживания и пр.
Весьма плодотворной концепцией, позволяющей эффективно анализировать проблемы экономического развития региона, является концепция основного и вспомогательного производства. В любом регионе можно выделить основную промышленность, т.е. ту, продукция которой вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимущественно в пределах региона.
В качестве основного производства не всегда выступают "локомотивы индустрии" - предприятия металлургии, машиностроения, химии.
Основное производство может быть не только ускорителем, но и тормозом развития, в частности, в том случае, когда количество рабочих мест в основном производстве сокращается в ходе структурной перестройки.
При достаточно быстрых структурных сдвигах, обусловленных научно-техническим прогрессом, главным фактором успешного развития региона становится не основное, а вспомогательное производство. Долгосрочное процветание региона зависит от того, насколько развита в нем инфраструктура и насколько готова она взять на себя нагрузку нового основного производства. Чем больше развита инфраструктура (вспомогательное производство), тем более гибкой является вся экономика региона, тем на более прочной основе базируется его экономическое развитие и процветание. Таким образом, в условиях быстрой смены основных производств главным фактором устойчивого экономического развития становится степень развитости всей городской инфраструктуры. Это дает основание по-новому взглянуть на роль так называемых вспомогательных производств, оценить их как первичный фактор экономического развития и залог его процветания в будущем.
Говоря о социально-экономическом развитии региона нельзя не упомянуть о концепции устойчивого развития.
Термин "устойчивое развитие" был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году. Под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Устойчивое развитие предполагает развитие по трем направлениям (рис. 1).
Рис. 1. Направления устойчивого развития территории
Устойчивое социально-экономическое развитие региона характеризуется его возможностью обеспечивать положительную динамику уровня и качества жизни населения, использовать в этих целях новые факторы и условия, в том числе сбалансированное воспроизводство экономического, социального, природно-ресурсного и экологического потенциала, локализованного на его территории.
Таким образом, устойчивое развитие региона характеризуется его способностью:
1) удовлетворять общественные потребности, объективно за ним закрепленные в результате территориального разделения труда;
2) организовать надежное воспроизводство, внутренний экономический оборот и с приемлемой эффективностью удовлетворять потребности местного сообщества;
3) создавать условия (ресурсные, социальные, организационные и др.), гарантирующие достойную жизнедеятельность не только живущим, но и будущим поколениям.
Устойчивость зачастую связывается с угрозой нарушения экосистемы. Такое понимание устойчивости страдает ограниченностью. В процессе ее преодоления все большее внимание уделяется другим сферам жизнедеятельности. Это, однако, не ставит под сомнение органическую связь устойчивости с экологией.
За нижними пределами реальной устойчивости возникает неустойчивость, перспектива непрогнозируемого ухудшения социально-экономической ситуации. Катастрофы обычно связываются с потерей управляемости со стороны государства, региональных и муниципальных властей, криминализацией и деградацией территориального сообщества в целом.
Устойчивость развития регионов зависит от множества внутренних и внешних факторов и условий, которые оказывают разнонаправленное воздействие. В частности, неустойчивые экономические структуры отмечаются, как правило, в регионах интенсивного роста производства. В этом контексте неустойчивость выступает фактором положительным.
Взаимодействие внутренних и внешних факторов, в конечном счете, приводит к существенным изменениям в самих системах. Путь к ним лежит через преодоление устойчивости, базирующейся на одном или нескольких основаниях, и переход на другие основания.
Проблемы устойчивости развития регионов России в настоящее время приобрели особое значение. В их решение вовлекаются крупные структуры и интеллектуальные ресурсы. Исследования ориентируются на обоснование региональной, отраслевой и межотраслевой стратегии развития на ближайшие годы, на период преодоления системного кризиса в Российской Федерации в целом.
Стратегический план развития региона - это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание следующих аспектов деятельности по развитию региона:
постановка целей развития региона;
определение пути достижения поставленных целей;
анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов;
разработка методов организации движения по избранным направлениям;
использование ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей;
определение способов использования ресурсов.
Стратегический план социально-экономического развития региона позволяет его администрации и всему региональному сообществу действовать совместно. Стратегический план - это документ не исключительно администрации, а в большей мере всех участников процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников процесса. Это - не директива сверху, направленная от региональной администрации предпринимателям и жителям региона.
В процесс стратегического планирования целесообразно вовлечь всех заинтересованных участников - предпринимателей, политиков и население. В рамках проведения конференций, семинаров и рабочих групп с участием экспертов и жителей региона можно отработать предложения по приоритетам и критериям создаваемого плана. Для организации работы над стратегическим планом региона целесообразно создать специальную рабочую группу.
Отдельной составляющей стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый к нему "План действий администрации по реализации стратегического плана", контролируемый лично главой администрации региона.
Не в каждом регионе современной России удается создать стратегический план собственного развития. Регион должен не только иметь потенциал развития и соответствующие ресурсы, но и создать высокий уровень общественного согласия и готовность поставить общерегиональные приоритеты выше частных или институциональных.
К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относятся следующие:
выделение сильных и слабых сторон региона, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона, прежде всего по созданию лучших условий жизни людей;
краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;
партнерское взаимодействие всех региональных сил. План представляет собой не директиву, а скорее компиляцию разумных рекомендаций в адрес администрации со стороны предпринимателей и населения. План должен стать своеобразным соглашением относительно специфических мер стратегического характера, которые важны и для производства, и для жителей региона;
план - это комбинация долгосрочного видения и сегодняшних мер. Это не только долгосрочные цели, но и план действий. По всем основным направлениям осуществления стратегии развития целесообразно разработать подцели, механизм их достижения, определив цену такого достижения, предполагаемый эффект, способы контроля и мониторинга.
Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального развития, - как повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения в будущем? Уровень социального развития региона в первую очередь определяется его экономическим развитием, поскольку качество жизни населения определяется уровнем и эффективностью производства и продаж регионального продукта. Поэтому в первую очередь планируется именно экономическое развитие. Ключевыми задачами экономического развития региона являются:
создание новых высокооплачиваемых рабочих мест;
привлечение в регион новых производств;
обновление структуры производства;
развитие методов продвижения и продаж регионального продукта.
Наиболее характерные проблемы экономического развития российских регионов - это не только привлечение в регион экономических агентов, но и развитие инженерной инфраструктуры, строительство и обновление жилья, упорядочение землепользования, поддержание занятости на высоком уровне, решение насущных экологических проблем.
Коротко цикл стратегического планирования социально-экономического развития региона можно представить в следующем виде:
1. Определение целей развития.
2. Анализ внешней среды развития региона.
3. Анализ потенциала развития региона.
4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
5. Разработка концепции и стратегии развития.
6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.
Схематично цикл стратегического планирования развития региона представлен на рис. 2. Рассмотрим последовательно все стадии стратегического планирования экономического развития региона.
Рис. 2. Цикл стратегического планирования развития региона
1-я стадия. Определение целей развития. Четко сформулированная система целей развития, которые удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости, может принести региону намного больше пользы, чем, скажем, финансовые средства, полученные от федерального центра, которые можно просто потратить на погашение той или иной текущей задолженности. Каковы основные цели развития региона?
Обычно различают общие цели развития, или так называемую миссию, и конкретные цели и задачи, вытекающие из них. Общие цели должны характеризовать необходимое состояние развития региона на определенные моменты будущего времени, быть четкими и относительно краткими. К их выработке желательно привлечь всех, кто будет работать по их достижению: работников администрации, предпринимателей, население, всех заинтересованных лиц, активно задействовать прессу. Для формулирования целей развития полезно привлечь экономических советников, работников местных высших учебных заведений, служащих местных банков.