Деление затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 09:40, реферат

Описание работы

По способу включении в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть, на основании данных первичных документов, прямо и непосредственно отнесены на ее себестоимость. Это расходы сырья и основных материалов, заработная плата основных рабочих и др. Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например затраты по управлению и обслуживанию производства. Они включаются в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов

Работа содержит 1 файл

управл.учет по ЦФО.docx

— 1.86 Мб (Скачать)

Рис. 7. Структура  расходов по времени возникновения   

Естественно, что  в управленческом учете используются и средние, и предельные затраты. Последние предстают в виде приростных (∆VС) и собственно предельных (МС). Они связаны друг с другом равенством

Кроме того, затраты  различаются:

■ По релевантности: релевантные затраты неодинаковы  для рассматриваемых альтернатив, а нерелевантные — одинаковы. Поэтому для лиц, принимающих  решения, аналитики готовят только информацию о релевантных затратах и выгодах.

■ Контролируемые (регулируемые) и неконтролируемые (нерегулируемые) затраты.

■ Одноэлементные и комплексные, включающие такие  экономические элементы, как, например, зарплату и амортизацию.

■ Текущие, разделяемые  на несколько периодов, и единовременные. списываемые в момент начала эксплуатации.   

При решении  разных задач используются различные  классификации затрат (см. табл. 8).  

Таблица 8. Использование  классификаций затрат

Задачи Классификация затрат
Расчет  себестоимости

Оценка запасов  Оценка прибыли

Прямые и  косвенные Производственные и периодические

Основные и  накладные

Текущие и единовременные Одноэлементные и комплексные Текущие, будущего периода и предстоящие

Планирование  Принятие решений Постоянные, переменные, полупостоянные (полупеременные), условно-постоянные (условно-переменные) Безвозвратные (необратимые) Вмененные (упущенная выгода) Предельные и приростные Средние и общие

Планируемые и  непланируемые Принимаемые (релевантные) и не принимаемые в расчет(нерелевантные)

Контроль  Регулирование Регулируемые  и нерегулируемые Плановые и фактические
 

 

Распределение накладных расходов

Процедура распределения  затрат состоит из трех этапов:

1. Выбор объекта  учета затрат. Объектом может  быть продукт, заказ, передел,  вид производства, структурное подразделение.

2. Отбор и  накопление затрат.

3. Выбор метода  распределения затрат по объектам.   

Рассмотрим сначала  вопрос о базах распределения, а  затем перейдем к обзору собственно методов. 

База распределения  — это основа для разнесения накладных  расходов (косвенных, периодических  — в зависимости от используемой классификации затрат). Максимально  точные данные об уровне себестоимости  и прибыльности просто необходимы: при неправильной оценке компания может  отказаться от прибыльных продуктов  в пользу убыточных.  

На фирме может  использоваться одновременно несколько  баз распределении накладных  расходов.

«Каждая решенная мною задача становилась образцом, который служил впоследствии для  решения других задач». Рене Декарт
 

 

Распределение по единой ставке 

В наиболее простом  случае организации может использовать единую ставку накладных расходов. При этом, как правило, базой распределении  является количество часов труда  основных рабочих или основного  оборудования. Однако в силу своей  упрощенности этот метод в большинстве  случаев дает не очень точные результаты.  

Сравним методы распределения на сквозном примере. Данный пример будет использоваться для иллюстрации основных принципов  управленческого учета на протяжении всей главы 2.

Единая  ставка накладных расходов используется для определения себестоимости  всех продуктов.
  

 ПРЯМОЕ  РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАКЛАДНЫХ  РАСХОДОВ 

Рассмотрим гипотетическую фирму, выпускающую молоко, сыры и  йогурты. Она состоит из отдела снабжения, отдела управления и трех цехов, каждый из которых специализируется на одном  конечном продукте. Общая сумма накладных  расходов — 600 000 тыс. руб. Применим единую ставку распределения накладных  расходов. База распределения —  часы труда основной рабочей силы, общее число часов — 60 000. Соответственно, единая ставка накладных расходов равняется 600 000/60 000 = 10.  

Количество часов  труда в каждом цехе одинаково: 20 000. Поэтому накладные расходы  распределяются поровну: по 200 000 тыс. руб.   

Несмотря на очевидные недостатки, фирмы все  еще применяют методику распределения  накладных расходов по единой ставке. Скорее всего, это происходит по двум причинам:  

— программное  обеспечение, используемое данными  компаниями, настроено так, что использует именно эту методику, а замена программ — удовольствие дорогостоящее, да к  тому же одно изменение в цепочке  калькулирования себестоимости может вызвать сбои на всем ее протяжении;

— многие специалисты  по управленческому учету всю  жизнь использовали эту методику и не могут или не хотят переучиваться.   

Распределение по дифференцированным ставкам  

Если подразделении компании имеют разные характеристики, связанные с потреблением накладных расходов, то применение своей ставки для каждой статьи накладных расходов дает более точные результаты. Сначала производится подсчет прямых затрат каждого из подразделений. Затем распределяются накладные расходы по всем подразделениям соответственно базам, выбранным для тех или иных статен затрат (см. табл. 9).  

Таблица 9. Распределение  накладных расходов по дифференцированным ставкам

Статья  затрат База  распределения Общая сумма  затрат, руб. Распределение затрат по подразделениям
Управление Снабжение Молоко Йогурт Сыры
Прямые  затраты
Зарплата Ведомость зарплаты 51 900 13 300 8200 15 600    7000 7800
Амортизация оборудования Амортизационные ведомости 1500 500 300 400 100 200
Закупки Заявки 900        200 100 300 200 100 Закупки
Непрямые  затраты (накладные расходы)
Аренда Кол-во

занимаемой

площади

12 000 600 600 4860 3240 2700
Свет  и отопление Кол-во

занимаемой

площади

2400 300 300 810 540 450
Реклама Обьем выпуска 1000     500 300 200
Страховки Объем застрахованного  имущества 2500 400 200 900 600 400
Всего затрат у подразделений   72200 15300 9700 23370 11980 11850
 

 Методы  распределения 

Существует несколько  методов распределения накладных  затрат по производственным подразделениям.

■ Прямое распределение.

■ Пошаговое  распределение, учитывающее услуги подразделений друг другу, оказываемые  в одностороннем порядке. Пошаговое  распределение может выполняться  и по продуктам, если одни продукты входят в другие.

■ Взаимное распределение (обратный метол). Это наиболее точный метод, основанный на составлении и  решении системы линейных уравнений.   

Прямое  распределение 

Рассмотрим весь процесс на примере разнесения затрат сервисных подразделений (отделов  управления и снабжения) на три цеха. Начнем с распределения арендной платы. Подразделения занимают следующие  плошали (см. табл. 10).

   
   
   
   
 
Цех Кол-во заказов  на снабжение, шт. Удельный вес Распределенные  затраты, руб.
Молоко 720  72/240  3327  
Йогурт 1320 132/240 6100
Сыры 360 36/240 1664
Всего 2400 240/240 11 091
 
   
   
 

 Несмотря на то, что два сервисных подразделения  занимают 25% арендуемых площадей, они  расположены в задней части здания и оцениваются дешевле, нежели площади  занимаемые цехами в передней части  здания. Предполагается, что эти 25% площадей стоят лишь 1200 из всей суммы в 12 000. Поэтому мы распределяем эти 1200 между  двумя отделами в пропорции занятых ими плошадей (табл. 11).

Отдел Площадь,

М2

Удельный

вес

Распределенная

часть затрат, руб.

Управление 300 30/60 = 0,5 600
Снабжение 300 30/60 =  0,5 600
Всего 600 60/60 = 1 1200
 

 

Затем распределяем оставшиеся 10 800 руб. стоимости аренды среди трех департаментов продаж (табл. 12).

Таблица 12  

Цех Площадь, мг Удельный вес Распределенная  часть затрат, руб.
Молоко 810 81/180 4860
Йогурт 540 54/180 3240
Сыры 450 45/180 2700
Всего 1800 180/180 10 800

Заметим, что  три из четырех статей непрямых затрат, кроме рекламы, распределяются между  всеми пятью подразделениями. Затраты  на рекламу распределяются на основе объема выпуска, а отделы никакой  продукции не выпускают, поэтому  мы распределяем рекламу только между  цехами.

После подсчета прямых и распределения непрямых затрат отдел управления имеет всего 15 300 затрат, а отдел снабжения 9700. Теперь нам осталось распределить затраты  двух сервисных подразделений на три цеха.

При прямом методе распределения затраты каждого  отдела распределяются только между  цехами. Взаимодействие отделов между  собой игнорируется (табл. 13).  

Таблица 13

Цех Кол-во

занятых,

чел.

Удель-

ный вес

Распре-

делен-

ные

затраты,

руб.

Заказов

на снаб-

жение,

шт.

Удель-

ный вес

Распре-

делен-

ные

затраты,

руб.

Молоко 5 5/10 7650 720 72/240 2910
Йогурт 3 3/10 4590 1320 132/240 5335
Сыры 2 2/10 3060 360 36/240 1455
Всего 10 10/10 15300 2400 240/240 9700

Информация о работе Деление затрат