Анализ себестоимости молока на примере ОАО «ПРАК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:24, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление преимуществ и недостатков нормативных положений, регулирующих состав затрат, подлежащих включению в себестоимость, рассмотрение методов включения затрат в себестоимость продукции способом сравнительного анализа, в результате которого можно выявить наметившиеся тенденции и обозначить круг нерешенных проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты учета затрат на производство……………………………………………………………………....9

1.1 Основные понятия и нормативное регулирование себестоимости, принципы ее формирования………………………………………….…………..9

1.2 Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции……………………………………………………………...…………17

1.3 Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции………………………………………………….…...25

Глава 2. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции ОАО «ПРАК».……………………………………………………....39

2.1 Краткая технико-экономическая характеристика и система бухгалтерского учета на исследуемом предприятии……………………….…39

2.2 Основные методологические принципы, заложенные в учетной политике предприятия…………………………………………………………..43

2.3 Этапы учета затрат на производство и система калькуляционных счетов……………………………………………....…..………………………....46

2.4 Методология учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции на исследуемом объекте…………………………..63

2.4.1 Опытное производство…………………...………………………...65

2.4.2 Услуги по сертификации оборудования………...………………...72

2.5 Система автоматизации бухгалтерского учета……………….………...74

Глава 3. Анализ затрат на производство и формирования себестоимости продукции в ОАО «ПРАК»…………………………………...……….………..77

3.1 Анализ структуры затрат…………………………………….…………..77

3.2 Анализ формирования себестоимости продукции…….....…………….89

Заключение……………………………………………………………………….94
Список используемой литературы………...……………………………………98

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

С точки зрения бухгалтерской, напомним еще раз, затраты включаются в себестоимость (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете) в соответствии с допущением временной определенности фактов хозяйственной деятельности, т.е. в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Таким образом, может возникнуть необходимость в дополнительном аналитическом учете некоторых расходов, включаемых в себестоимость, который позволил бы формировать себестоимость для целей налогообложения с учетом факта оплаты соответствующих расходов.

Последняя проблема, возникающая при рассмотрении вопроса о взаимодействии бухгалтерской и "налоговой" себестоимости - это продажа по ценам не выше фактической себестоимости. В этом случае в бухгалтерском учете возникает убыток на счете 90 «Продажи». Тогда для целей налогообложения нужно сделать дополнительный расчет налога, исходя из расчетных рыночных цен.

В качестве источников определения рыночной цены изделия могут служить: информация из органов статистики, объявления в средствах массовой информации, прайс-листы и т.д. Так или иначе, предписания налоговых органов по определению рыночных цен до сих пор отсутствуют.

Другой аспект данной проблемы заключается в следующем. С какой себестоимостью сравнивать цены реализации при продаже продукции: с фактической бухгалтерской себестоимостью или с фактической себестоимостью, скорректированной для целей налогообложения? Напрашивается вывод, что сравнивать придется с фактической бухгалтерской себестоимостью, которая, в свою очередь, может быть подсчитана различными способами (либо это будет полная себестоимость,

либо сокращенная

3

 



3

 

 

«Таблица 3»

Учет по видам затрат и местам возникновения затрат при системе «Директ-костинг»

(денежных единиц)

Вид затрат

Полные затраты

Постоянные затраты

Переменные затраты

Материальное место возникновения затрат

Производственные места возникновения затрат

Затраты  по управлению и сбыту

 

1

 

2

 

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Вспомогательные материалы

200 000

100 000

100 000

-

20 000

30 000

45 000

5 000

Производственное топливо

100 000

70 000

30 000

-

6 000

6 000

3 000

15 000

Заработная плата управленческого персонала

150 000

75 000

75 000

10 000

15 000

20 000

20 000

10 000

Заработная плата вспомогательных рабочих

100 000

100 000

-

-

-

-

-

-

Расходы, зависящие от заработной платы

250 000

35 000

215 000

2 000

63 000

74 000

74 000

2 000

Затраты на ремонт

105 000

31 500

73 500

3 500

7 000

14 000

21 000

28 000

Страхование

40 000

40 000

-

-

-

-

-

-

Налоги

5 000

5 000

-

-

-

-

-

-

Почтовые и телеграфные расходы

20 000

12 000

8 000

800

-

-

-

7 200

Расходы по найму

50 000

50 000

-

-

-

-

-

-

Прочие затраты

298 250

113 125

185 125

24 700

14 000

58 000

13 500

74 925

Калькуляционная амортизация

250 000

200 000

50 000

4 000

10 000

8 000

16 000

12 000

Калькуляционная зарплата предпринимателя

50 000

50 000

-

-

-

-

-

-

Калькуляционный процент

200 000

200 000

-

-

-

-

-

-

Сумма

1 818 250

1 081 625

736 625

45 000

135 000

210 000

192 500

154 125

База распределения

 

 

 

1 500 000

3%

300 000

45%

350 000

60%

350 000

55%

3 082 500

5%

103

 



3

 

Систему «директ-костинг» нельзя определенно отнести ни к методам учета затрат на производство, ни к методам калькулирования. Возможность ее применения в практике отечественных предприятий предполагает интеграцию в единую систему управленческого (производственного) учета методов учета затрат на производство, калькулирования себестоимости продукции, учета производственных результатов, анализа затрат и результатов и принятия управленческих решений. Именно эти элементы являются составными частями западной системы управленческого (производственного) учета «директ-костинг».

Свойственное для западной организации учета разделение общей бухгалтерии на управленческую (производственную) и финансовую не характерно для отечественной практики. Директ-костинг на Западе может применяться при обоих вариантах связи производственной и финансовой бухгалтерии. Поэтому его можно использовать при существующей на наших предприятиях единой системе бухгалтерского учета.

На отечественных предприятиях хорошо налажен учет затрат по местам их возникновения (участкам, бригадам, цехам, производственным подразделениям). Дополнение этого учета классификацией затрат по месту их возникновения на постоянные и переменные повысит аналитичность производственного учета, причем без особых трудозатрат.

Калькулирование на уровне прямых (переменных) расходов, осуществляемое в системе «директ-костинг», значительно повышает точность калькуляций, поскольку в этом случае в них включаются только расходы, непосредственно связанные с производством данного изделия, и себестоимость изделия не искажается в результате косвенного распределения большого количества постоянных расходов. Это ведет к сокращению объема учетно-калькуляционных работ и увеличению сроков, периодичности составления фактических отчетных калькуляций до одного раза в квартал или даже в год.

Нормативные калькуляции изделий по переменным затратам – один из элементов интеграции директ-костинга и нормативного учета, положительно влияющий на оперативность и аналитичность производственного учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции ОАО "ПРАК"

 

2.1 Краткая технико-экономическая характеристика и система бухгалтерского учета на исследуемом предприятии

 

ОАО «ПРАК» совместным приказом Министерства Российской Федерации атомной энергии и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации[17], передано из ведения Министерства Российской Федерации атомной энергии в ведение  Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Устав ОАО «ПРАК» утвержден Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации[18].

Основной целью Предприятия является обеспечение потребности в оборудовании и приборах продовольственных отраслей агропромышленного комплекса России, а также единой технической политики государства при создании и поставках на рынок продовольственного оборудования и приборов.

Предметом деятельности Предприятия являются:

                  изучение спроса на оборудование и приборы для продовольственных отраслей АПК;

      определение приоритетных направлений создания машин и приборов для продовольственных отраслей АПК;

      разработка и ведение информационной базы системы машин и приборов для продовольственных отраслей АПК;

      разработка предложений по формированию Федеральных и региональных программ в части оснащения продовольственных отраслей АПК современным технологическим оборудованием;

      разработка, изготовление и поставка нового оборудования для продовольственных отраслей АПК;

      выполнение функций головной организации по стандартизации, испытаниям и сертификации продовольственного оборудования;

      осуществление в установленном порядке внешнеэкономической деятельности.

Наряду с основными, Предприятие осуществляет другие виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

При предприятии создана некоммерческая организация Фонд «Продиндустрия», основным учредителем которой является ОАО «ПРАК». На базе этого Фонда оборудован орган «Проминдустрия» по сертификации всего оборудования для пищевой и перерабатывающих отраслей АПК, включая оборудование для производства спирта и алкогольной продукции. Кроме этого, Госгортехнадзором России указанному Фонду выдана лицензия на экспертизу промышленной безопасности производств и объектов по хранению и переработке зерна.

Фонд «Продиндустрия» не входит в структуру ОАО «ПРАК» и не взаимодействует с Испытательным Центром. Фонд выплачивает ОАО «ПРАК» ежеквартально 5% от объема выполняемых Фондом работ по сертификации машиностроительной продукции.

В 2002 г. выполнены следующие работы:

                    подготовлены первые редакции проектов семи ОСТ по сертификационным испытаниям и разосланы на отзыв в 16 организаций и предприятий Минсельхозпрода России;

                    проведена проверка научно-технического уровня стандартов ГОСТ 26582-85 и ГОСТ 29065-91. Составлены акты и направлены в Госстандарт России;

                    проведена инвентаризация контракта в 2002 году (фондов государственных и отраслевых стандартов, а также технических условий на производственное оборудование);

                  разработаны и представлены в Минсельхозпрод России на утверждение окончательные редакции проектов пяти ОСТов по стандартизации и сертификации оборудования для перерабатывающих отраслей АПК;

                  выполнена работа по теме «Анализ информационных материалов об основных технологических процессах производства продуктов детского питания для обоснования направлений проведения НИР» по разделам:

                  мембранная технология, типы мембран;

                  производство продуктов детского питания на плодоовощной основе.

Цель работы – разработать информационно-аналитическое обоснование направлений проведения НИР.

В 2002 году произведены сбор и анализ информации о технологическом оборудовании для перерабатывающих отраслей АПК, изготавливаемый в России и странах СНГ, а также создана база данных о них на магнитных носителях.

В соответствии с уставными функциями ОАО «ПРАК» в 2002 году работало по 32 контрактам и договорам, в том числе:

        8 контрактов с Депмехэлектро МСХП РФ;

        1 контракт с Депнаукой МСХП РФ;

        20 договоров по сертификационным испытаниям;

        2 контракта с РКК «Энергия»;

        1 контракт с «Ростест-Москва» Госстандарта России.

По результатам производственно-финансовой деятельности в результате полученных доходов и произведенных затрат, ОАО «ПРАК» в 2001 году получил балансовую прибыль с учетом уплаты налога на прибыль и расходов за счет прибыли отчетного года 676 тыс. руб., соответственно в 2002 году – 1 023 тыс. руб., или на 50% больше.

Увеличение получения прибыли произошло, в основном, за счет увеличения денежных средств, поступивших от сдачи площадей в аренду и составило с учетом затрат 1 209 тыс. руб.

Выручка от реализации работ (услуг) по сравнению с 2001 годом увеличилась на  281,4 тыс. руб. (включая выручку столовой).

В ноябре 2002 года налоговой инспекцией г. Москвы на Предприятии проведена проверка по соблюдению налогового законодательства за период 2000 - 9 мес. 2002 г.г. По результатам проверки нарушений налогового законодательства не установлено.

Бухгалтерский учёт на исследуемом предприятии, как и на других предприятиях, основывается на единых методологических принципах, установленных Положением по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99[10], Налоговым Кодексом РФ[7]  и правилами, определенными порядками их применения, установленными в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета.

 

Бухгалтерско-финансовый отдел

Штат  бухгалтерско-финансового отдела (отдел №84) насчитывает 8 сотрудников, включая главного бухгалтера. Структура бухгалтерской службы приведена в приложении (см. приложение 1)

Кроме того, в отделе «Столовая» существует собственная бухгалтерская служба, включающая главного бухгалтера, бухгалтера по приемке ТМЦ (продуктов питания) и кассира, что является весьма целесообразным, так как в столовой ежедневно производится большое количество наличных операций. Данная служба осуществляет первичный учет с представлением в сводную отчетность организации (институт) следующих учетных регистров:

-         журнал-ордер по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

-         расчет суммы реализованного наложения, товарооборота;

-         суммы НДС с реализованного наложения;

-         счета-фактуры на приобретенные товары.

Большинство продуктов питания, приобретаемых для нужд столовой, облагается НДС по ставке 10%, и в соответствии с Инструкцией №39, такие операции учитываются в Книге покупок отдельной записью. В конце каждого рабочего дня происходит сдача наличной выручки столовой в центральную бухгалтерию, но часто производится обратная выдача полученных денежных средств под отчет.

Поэтому можно говорить, что на предприятии создана не централизованная, а бухгалтерия комбинированного типа, что отражено в учетной политике ОАО «ПРАК».

 

 

2.2 Основные методологические принципы, заложенные в учетной политике предприятия

 

Так как отечественный учет финансовых результатов неразрывно связан с системой учета затрат на производство и калькулированием себестоимости продукции (работ, услуг), (что на Западе является объектом управленческого учета), выделим те элементы методики учетной политики, которые оказывают непосредственное влияние на формирование себестоимости продукции (работ, услуг ) и финансового результата от основной деятельности, выявляемого на счете 90 «Продажи».

Рассмотрим способы бухгалтерского учета, применяемые на исследуемом предприятии согласно Положению об учетной политике на 2003 год (см. Таблицу 4):

 

 

 

 

«Таблица 4»

Способы бухгалтерского учета, применяемые в ОАО «ПРАК»

 

Способ

Используемый вариант

Установление стоимостной границы между основными средствами и средствами труда в обороте

Не относятся к основным средствам и учитываются в составе средств в обороте:

а) предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев, независимо от их стоимости;

б) предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного размера  установленного законодательством РФ минимального размера месячной оплаты труда за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их полезного использования.

Вариант оценки запасов и расчета фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов

Запасы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости, которая определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, производится методом оценки запасов по средней себестоимости, определяемой по окончании каждого месяца по каждой группе материальных запасов.

вариант погашения стоимости ТМЦ

Стоимость переданных в производство или эксплуатацию предметов, погашается организацией посредством начисления амортизации процентным способом (100% при передаче в эксплуатацию).

Малоценные предметы стоимостью не более одной двадцатой лимита за единицу списываются в расход по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

порядок начисления износа (амортизации) по основным средствам[4]

Начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом по нормам.

По основным средствам, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств), а также приобретенным изданиям (книги, брошюры и т. п.) амортизация не начисляется.

порядок начисления амортизации по нематериальным активам

Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации, исходя из нормы 10% в год.

По нематериальным активам, приобретенным с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств), амортизация не начисляется.

перечень и порядок создания резервов предстоящих расходов и платежей

Организация ежемесячно создает резерв на оплату отпусков работникам (счет 96) из расчета 11% от начисленного фонда заработной платы.

порядок учета и финансирования ремонта основных производственных фондов

Затраты на проведение ремонта производственных основных средств осуществляются по фактическим затратам и списываются на себестоимость текущего отчетного периода.

оценка незавершенного производства на предприятиях массового и серийного производства

Незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе по фактической производственной себестоимости.

Объем работ, выполненный соисполнителями, относится на себестоимость продукции (работ, услуг) по моменту предъявления актов выполненных работ.

способ (база) распределения косвенных расходов между объектами калькулирования

Общехозяйственные расходы, учитываемые на счете 26, ежемесячно списываются на счет 20 пропорционально основной заработной плате рабочих.

вариант учета выпуска продукции

Организация реализации продукции (работ, услуг) осуществляется по полностью выполненным работам (этапам) при поступлении оплаты от заказчика на расчетный счет с использованием счёта 90 «Продажи».

Оценка готовой продукции

 

Готовая продукция учитывается по полной фактической себестоимости.

Информация о работе Анализ себестоимости молока на примере ОАО «ПРАК»