Анализ себестоимости молока на примере ОАО «ПРАК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:24, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление преимуществ и недостатков нормативных положений, регулирующих состав затрат, подлежащих включению в себестоимость, рассмотрение методов включения затрат в себестоимость продукции способом сравнительного анализа, в результате которого можно выявить наметившиеся тенденции и обозначить круг нерешенных проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты учета затрат на производство……………………………………………………………………....9

1.1 Основные понятия и нормативное регулирование себестоимости, принципы ее формирования………………………………………….…………..9

1.2 Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции……………………………………………………………...…………17

1.3 Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции………………………………………………….…...25

Глава 2. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции ОАО «ПРАК».……………………………………………………....39

2.1 Краткая технико-экономическая характеристика и система бухгалтерского учета на исследуемом предприятии……………………….…39

2.2 Основные методологические принципы, заложенные в учетной политике предприятия…………………………………………………………..43

2.3 Этапы учета затрат на производство и система калькуляционных счетов……………………………………………....…..………………………....46

2.4 Методология учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции на исследуемом объекте…………………………..63

2.4.1 Опытное производство…………………...………………………...65

2.4.2 Услуги по сертификации оборудования………...………………...72

2.5 Система автоматизации бухгалтерского учета……………….………...74

Глава 3. Анализ затрат на производство и формирования себестоимости продукции в ОАО «ПРАК»…………………………………...……….………..77

3.1 Анализ структуры затрат…………………………………….…………..77

3.2 Анализ формирования себестоимости продукции…….....…………….89

Заключение……………………………………………………………………….94
Список используемой литературы………...……………………………………98

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

«Таблица 8» .

Основные хозяйственные операции (столовая)

Отчет за 31/03/2003

Содержание хозяйственной операции

Дата, документ

Д-т

К-т

Сумма (тыс. руб.)

1

Плата за электроэнергию

 

N март отр. 31.03

29

76.001

2,2

2

Плата за отопление

 

N март отр. 31.03

29

76.001

2,5

3

Плата за воду

 

N март отр. 31.03

29

76.001

2,3

4

Оказанные НАМ услуги

 

АКТ N март от 31.03.00

 

29

76

4,5

5

Общие затраты на производство столовой

Федькина Г.С. ОАО «ПРАК»

От 31.03.00

 

29

71/2

45,8

6

Начислен налог на пользователей а/дорог

от 31.03.00

 

29

29

68/7.01

68/7.02

0,5

0,1

7

Списание материалов

060002 Бензин А-80

Никишин В.Ф. ОАО «ПРАК»

АКТ N 3 от

31.03.00

 

 

29

 

10/6

 

0,2

8

Закрываются расходы -

90/4

от 31.03.00

 

90/4

29

58,2

 

 

2. 4 Методология учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции на исследуемом объекте

 

Для учета затрат на предприятии используется позаказный метод. Объектом учета при данном методе является отдельный производственный заказ. Под ним понимается изделие, мелкие серии одинаковых изделий или экспериментальные работы. При изготовлении оборудования с длительным процессом производства заказы открывают не на изделие в целом, а на его агрегаты, узлы, представляющие собой законченные конструкции.

Заказ открывают на основании договора с заказчиком. В нем конкретизируется объект договора (заказа), его качественные характеристики, объем (количество) продукции, срок поставки, договорная цена, форма расчетов и прочее (см. приложение 2). Заказ регистрируется в специальной книге учета, которая должна быть пронумерована, прошнурована и иметь запись о количестве листов, скрепленную печатью.

Для учёта затрат на каждый заказ (контракт) открывается отдельный аналитический счет с указанием шифра заказа. Учет прямых затрат по отдельным заказам ведется на основании первичных документов, отражающих выработку, расход материалов и т.п., с обязательным указанием соответствующего шифра заказа. Косвенные расходы распределяются между отдельными заказами условно на основе размера основной производственной зарплаты рабочих.

Все затраты считаются незавершенным производством вплоть до окончания заказа. Отчетная (фактическая) калькуляция оформляется только после его выполнения. Время ее составления не совпадает со временем представления бухгалтерской отчетности. При частичном выполнении заказов и их сдаче выпуск оценивают по фактической себестоимости ранее выполненных заказов с учетом изменений в их конструкции, технологии, условиях производства, то есть допускают условность оценки выпуска и незавершенного производства.

Для освещения вопроса методики учета себестоимости выделим два направления деятельности предприятия: разработка и изготовление нового оборудования для пищевой промышленности и услуги по сертификации продовольственного оборудования.

 

 

 

2.4.1 Опытное производство (ОП)

 

Общая площадь корпуса опытного производства составляет около 15 тыс. кв. метров. Арендуемая площадь в здании ОП составляет около 20%. Собственное опытное производство занимает остальные 80% площади.

Коллектив насчитывает 103 человек, из них:

   рабочие – 86 человек,

   служащие – 17 человек.

 

ОП выполнены следующие объемы работ за 2001-2002г.г. (укрупненные показатели):

   2001 г. – 1 532 т. р. (прибыль составила 82 т. р.), из них по заказам института – 1 242 т. р.;

   2002 г. – 2 221 т. р. (прибыль – 205 т. р.), из них по заказам института – 1 809 т.р.

 

В настоящий момент состояние контрактов следующее:

   Выполнена линия творога для   детского питания производительностью 1000 кг/смену (объем работ в 2002 году – 1622 т.р.). Линия установлена в ОАО «Тульский молочный комбинат», подготавливается к эксплуатационным и приемочным испытаниям.

   Изготовлено и отправлено 60% оборудования для производства жидких и пастообразных детских молочных продуктов на Рязанский молочный завод. (Оставшиеся 40% оборудования изготавливаются за счет собственных ресурсов.)

   Комплекс расфасовки жидких пищевых продуктов в полимерную тару (до 1500 упаковок/час) изготовлен и находится на Владимирской МИС для испытаний, но требует доработки. Нет финансирования.

   Комплект оборудования для приготовления мороженого (100-300 кг/смену) находится в стадии изготовления опытного образца.

      Изготовление 3 опытных образца сушильной и пастеризационно-охладительной установки для яйцепродуктов.

(Изготовление опытных образцов не завершено из-за отсутствия финансирования.)

   Сушильная установка для фруктов и овощей изготовлена, в 2002 году поставлена в КубНИИТиМ для наладки и предварительных испытаний.

На следующей диаграмме «Рис. 1» видно, что в 2002 году объем реализации ОП по хозяйственным договорам составил небольшую долю от общего размера:

 

 

                                                                                                                              «Рис. 1»

              ОП выполняет работы по заказам института и по разовым договорам с заявителем.

Заказ означает производство опытных образцов оборудования, каждый из которых включает в себя несколько единиц комплектующих. На каждую единицу изготовляемого на заводе оборудования планово-экономическим отделом составляется плановая калькуляция.

Согласно технической документации определяется состав комплектующих (сборочных единиц), необходимых для изготовления данного образца. Затем составляется календарный план изготовления установки по состоянию на определенную дату, которая подписывается директором опытного производства и начальником соответствующего отдела. Как видно из этого плана, сушильная установка включает в себя 20 сборочных единиц. План опытного производства на отчетный период включает в себя сборочные единицы, предусмотренные календарными планами по разным изготавливаемым объектам. Следующим этапом является составление калькуляций на производство отдельных наименований сборочных единиц по форме № 15. В себестоимость данной единицы оборудования включаются следующие статьи:

      Материалы и покупные изделия.

      Основная производственная заработная плата.

      Дополнительная зарплата.

      Начисления на зарплату.

      Общезаводские расходы.

      Итого: заводская себестоимость

      Накопления.

Итого: отпускная цена.

 

Калькуляция подписывается директором завода и начальником планово-диспетчерского отдела ОП.

Рассмотрим, как составляются плановые суммы по каждому экономическому элементу.

Для определения затрат на материалы и покупные изделия составляется ведомость покупных изделий, необходимых для производства данного приемного бака с указанием:

-         госстандартов или технических условий (ГОСТ и ТУ), которым они должны соответствовать;

-         требуемого количества;

-         цены;

-         примечаний (реквизитов поставщика).

Составляется также список норм расхода материалов с указанием наименования, профиля, физических данных (вес, длина и т.п.) и цены. Сумма итоговых показателей по этим двум сметам и является плановой по статье «Материалы и покупные изделия». Нужно отметить, что поиск поставщиков необходимых изделий производится отделом снабжения, но, зачастую, это постоянные контрагенты.

Для того чтобы определить размер расходов на заработную плату производственных рабочих используются сводка трудозатрат и часовые тарифные ставки для рабочих ОП.

Часовые тарифные ставки устанавливаются на весь отчетный год и утверждаются директором ОП. Данные ставки подразделяются на 8 разрядов и составляются в разрезе повременной и сдельной оплаты труда работников, а также в зависимости от условий труда (нормальных или вредных). Как правило, из таблицы выбирается максимальный показатель, который в нашем случае составляет 8 руб. 40 коп. за час. (см. приложение 3).

Сводка трудозатрат составляется инженером-нормировщиком и утверждается главным инженером завода. В ней указывается норма времени затрачиваемого труда рабочих разных профессий на изготовление данной единицы оборудования (как мы помним, это приемный бак). Затем общая сумма трудозатрат (в часах) умножается на определенную ранее ставку и рассчитывается основная заработная плата.

Дополнительная заработная плата рассчитывается исходя из ставки 11% от основной производственной зарплаты.

Начисления на заработную плату составляют 39,5% от общей суммы заработной платы.

Общезаводские расходы, включаемые в состав накладных расходов, закладываются в плановую себестоимость в размере 165% от основной зарплаты производственных рабочих. Данное соотношение в числе других устанавливается приказом «Об экономических показателях ОАО «ПРАК» в отчетном квартале», утверждаемым начальником планово-экономического отдела и главным бухгалтером.

Таким образом, рассчитывается плановая заводская себестоимость изготавливаемой сборочной единицы. Для определения отпускной цены к себестоимости прибавляются накопления в размере до 10% от заводской себестоимости.

В течение отчетного периода на основе соответствующей первичной документации ведется учет:

-         списания материалов на определенные заказы (документ:  требование, в котором указывается шифр заказа);

-         начислений заработной платы и отчислений от неё (мемориальный ордер, составляемый на основе рабочих табелей при расчете повременной оплаты труда и нарядов – при сдельно-премиальной);

-         списания подотчетных сумм (авансовые отчеты);

-         услуг сторонних организаций (акт о выполнении);

-         и т.д.

В конце отчетного периода происходит списание накладных расходов на базе распределения прямой заработной платы производственных рабочих (обычно плановый показатель размера накладных расходов закладывается на уровне 165% от ОЗП).

Основные проводки по дебету счета 20/5 “Основное производство (завод)” представлены в таблице 9.

 

«Таблица 9»

20/5 Основное производство (завод)

 

N оп.

От кого/кому

Содержание операции

Документ

 

Дебет

Счета

Кредит

Счета

Сумма        (тыс. руб.)

1.

Списание материалов на счет 20/5

ТРЕБОВА-НИЯ

20/5

10

152,6

2.

Начислена заработная плата

МЕМОР. ОРДЕР

20/5

 

70/1

 

142,4

 

3.

Отчисления в ПФ

МЕМОР. ОРДЕР

20/5

 

69/1

 

41,9

4.

Отчисления в ФСС

МЕМОР. ОРДЕР

20/5

 

69/2

 

7,8

5.

Отчисления в ФСС (травматизм)

МЕМОР. ОРДЕР

20/5

 

69/21

 

0,3

6.

Отчисления в ФОМС

МЕМОР. ОРДЕР

20/5

 

69/3

 

5,2

7.

Отчисления в ФЗ

МЕМОР. ОРДЕР

20/5

 

69/4

 

2,1

8.

Начислено в резервный фонд

МЕМОР. ОРДЕР

20/5

89.001

 

14,9

9.

Списание 26 на 20/5

СПРАВКА

20/5

26

 

204,0

10.

Списание НДС на заказ 20100,20101.-сч.19/1

отр. - 31.03

20/5

19/1

9,2

 

Итого

 

 

 

580,4

Информация о работе Анализ себестоимости молока на примере ОАО «ПРАК»