Анализ себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 11:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение себестоимости как экономической категории, а также практическое использование аналитических процедур с целью:

•определения резервов снижения себестоимости продукции на предприятии;
•выявления возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции;
•изучения технического и организационного уровня производства;
•использования производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей и т. д.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………….……3

1. Себестоимость продукции: сущность, состав, теоретические аспекты анализа управления.

1.1. Понятие и экономическое содержание себестоимости……………………….……6

1.2. Классификация затрат, формирующих себестоимость……………………….…….9

1.3. Значение и задачи анализа и управления себестоимостью……………………20

2. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (на примере ООО "Синтезлок")

2.1. Краткая характеристика деятельности предприятия

(на примере ООО "Синтезлок")……………………………………………………………………….25

2.2. Анализ себестоимости по экономическим элементам……….….……………....30

2.3. Анализ себестоимости по статьям калькуляции………………………………………33

2.4. Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции………………………………………..36

2.5. Анализ себестоимости единицы продукции……………………………………………39

3. Пути снижения себестоимости продукции

3.1. Снижение себестоимости как фактор социально-экономического развития предприятия………………………………………………………………………..……………41

3.2. Анализ резервов снижения себестоимости продукции………………….….……43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………….…………47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……………..……………..49

Работа содержит 1 файл

Анализ себестоимости продукции.docx

— 94.85 Кб (Скачать)

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

На тему: Анализ себестоимости продукции 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………………………………….……3

1. Себестоимость  продукции: сущность, состав, теоретические аспекты анализа управления.

1.1. Понятие  и экономическое содержание себестоимости……………………….……6

1.2. Классификация затрат, формирующих себестоимость……………………….…….9

1.3. Значение и задачи анализа и управления себестоимостью……………………20

2. АНАЛИЗ  СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ  (на примере ООО "Синтезлок")

2.1. Краткая  характеристика деятельности предприятия 

(на примере  ООО "Синтезлок")……………………………………………………………………….25

2.2. Анализ себестоимости по экономическим элементам……….….……………....30

2.3. Анализ  себестоимости по статьям калькуляции………………………………………33

2.4. Анализ  затрат на 1 рубль товарной продукции………………………………………..36

2.5. Анализ  себестоимости единицы продукции……………………………………………39

3. Пути снижения  себестоимости продукции

3.1. Снижение  себестоимости как фактор социально-экономического  развития предприятия………………………………………………………………………..……………41

3.2. Анализ  резервов снижения себестоимости  продукции………………….….……43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………….…………47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….……………..……………..49 
 
 
 
 

Введение

      Экономический анализ производственно-хозяйственной  деятельности предприятия играет важную роль в обеспечении повышения  эффективности производства. Он является существенной составной частью экономических  методов управления. Анализ является базой планирования, средством оценки качества планирования и выполнения плана.

      Предметом экономического анализа является производственно-хозяйственная  деятельность предприятий.

      Содержанием экономического анализа является комплексное  изучение производственно-хозяйственной  деятельности предприятия с целью  объективной оценки достигнутых  результатов и разработки мероприятий  по дальнейшему повышению эффективности  хозяйствования.

      Важнейшими  направлениями технико-экономического анализа деятельности предприятия  являются:

  • анализ объема, ассортимента и реализации продукции;
  • анализ трудовых показателей;
  • анализ себестоимости продукции;
  • анализ прибыли.

      Выбор темы данной курсовой работы обусловлен ее актуальностью в условиях рыночных отношений, когда каждое предприятие  стремиться извлечь максимальную прибыль  с наименьшими затратами.

      Изучение  себестоимости продукции имеет  большое значение для предпринимательской  деятельности организаций. Разработка и реализация управленческих решений  базируется на соответствующей информации о состоянии дел в той или  иной области деятельности организации. Так, данные учета издержек производства и калькулирования себестоимости  продукции (работ, услуг) являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Это является причиной того, что участок издержек производства и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) занимает наиболее важное место в системе организации.

      Себестоимость продукции относится к числу  важнейших качественных показателей, характеризующих все стороны  хозяйственной деятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с  объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием  фонда оплаты труда и т. д.

      Себестоимость является основой определения цен  на продукцию. Ее снижение приводит к  увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Более того, для  предприятий, производящих продукцию, цены на которую жестко регламентированы законодательством, снижение себестоимости  — единственная возможность сделать  свое производство рентабельным и получать прибыль.

      Радикальные экономические изменения в нашем  государстве требуют изменений  в управлении, а условия рынка  побуждают предприятия стремиться к оптимизации себестоимости. Этому  в значительной мере способствует экономический  анализ, от которого зависит качество и оперативность информационного  обеспечения руководства.

      Приоритет анализа на удовлетворение в первую очередь внутренних пользователей  требует решения проблем методического, организационного и управленческого  характера.

      Целью данной курсовой работы является изучение себестоимости как экономической  категории, а также практическое использование аналитических процедур с целью:

  • определения резервов снижения себестоимости продукции на предприятии;
  • выявления возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции;
  • изучения технического и организационного уровня производства;
  • использования производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей и т. д.

1.  Себестоимость продукции:  сущность, состав, теоретические  аспекты анализа  и управления

         1.1. Понятие и экономическое  содержание себестоимости

 

      В процессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет издержки (материальные, трудовые, финансовые).  Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции и ее реализацию. Эти  издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта. Таким образом, себестоимость является частью цены товара, причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости. Если не известна себестоимость то, как можно определить прибыль? Или  для формирования отпускной цены разве можно обойтись без себестоимости? Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на  продаже продукции или какую «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет место  расширенное производство. Если в процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях. 

      В экономической литературе часто  встречается определение, которое  достаточно кратко и ясно выражает понятие себестоимости:

      Себестоимость — это выраженные в стоимостной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

      В Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), утверждено постановлением  Правительства РФ от 5 августа 1992г. № 552, себестоимость определяется как  стоимостная оценка используемых в  процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья,  топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также  других затрат на её производство и  реализацию.

      При планировании, учете и калькулировании  себестоимости продукции предприятие  имеет право суммировать в  себестоимость также и иные произведенные  им расходы и платежи, непосредственно  не связанные с производством  и реализацией продукции. Эти  расходы «законодатель» позволил относить на себестоимость, и которые в  дальнейшем являются составной частью формируемой цены товара, т.е. будут  компенсированы предприятию потребителем его продукции.

      Условно себестоимость выпускаемой предприятием продукции можно рассматривать  с экономических и юридических  позиций. В экономическом ракурсе  себестоимость продукции представляет как стоимостное выражение любых  издержек на ее производство и реализацию, именуемые затратами. В юридическом  разрезе себестоимость произведенных  предприятием расходов нужно учитывать  только тогда когда это дозволяет  законодательство.

      Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:

  1. Учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
  2. База для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
  3. Экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
  4. Определение оптимальных размеров предприятия;
  5. Экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.

      Себестоимость продукции является не только важнейшей  экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует  уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжении предприятия. В себестоимость входят затраты, связанные:

  • непосредственно с производством (сырье, материалы, приобретенные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия и т.д.);
  • с обслуживанием производственного процесса и его управлением;
  • с оплатой труда и отчислениями в фонд социальной защиты, а также платежи по имущественному страхованию;
  • с затратами на ремонт основных производственных фондов;
  • с амортизационными отчислениями на полное восстановление (реновацию) основных фондов;
  • с расходами на реализацию продукции.

      Причем  следует отметить, что все компоненты учитываются по фактическим затратам, независимо от того, произведены ли они в пределах установленных действующим законодателъством норм или превышают их. То есть эти компоненты  являются затратами прошлого труда уже совершенного. Данное обстоятельство особо важно для обоснованного налогообложения прибыли.

      В отечественной теории и практике в зависимости от объекта, для  которого определяются затраты, различают  следующие виды себестоимости:

  • Себестоимость всей продукции, под которой  понимается общая сумма затрат на ее производство и реализацию. При этом различают полную производственную себестоимость и полную (коммерческую) себестоимость продукции.

        Полная  производственная  себестоимость  — это  общая сумма прямых  и косвенных затрат на производство  товаров или услуг.

      Полная   (коммерческая)   себестоимость   включает  в   себя полную производственную себестоимость, а также сумму  внепроизводственных (коммерческих) расходов.

  • Индивидуальная   себестоимость,  т.е.   себестоимость   конкретной единицы продукции. Определяется исключительно в случае единичного производства, например при строительстве судна или при изготовлении уникального оборудования.
  • Средняя себестоимость - данный показатель может быть рассчитан для отдельных предприятий и для отраслей определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции.

         1.2.  Классификация затрат, формирующих себестоимость

 

     Основным  документом, которым необходимо руководствоваться  при формировании себестоимости  продукции на предприятии, является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции  (работ, услуг), включаемых  себестоимость продукции, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 (в редакции постановлений Правительства РФ от 26.06.95 № 627, от 01.07.95 № 661, от 20.11.95 № 1133, от 14.10.96 № 1211, от 22.11.96 № 1387, от 11.03.97 № 273) и последующими дополнениями и изменениями.

Информация о работе Анализ себестоимости продукции