Анализ себестоимости молока

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 04:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ себестоимости молока, определение факторов, влияющих на размер себестоимости. При написании работы необходимо решить следующие задачи:
изучить систему показателей издержек производства и себестоимости молока, методы исчисления себестоимости
изучить динамику себестоимости молока по группе хозяйств и сделать вывод о тенденции её изменения, составить прогноз на перспективу
проанализировать состав и структуру затрат, установить степень влияния отдельных статей затрат на общее изменение себестоимости
определить причины изменения средних затрат на рубль произведенного молока и др.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3
1 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ И МЕТОДОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ МОЛОКА…………………………………….5
2 ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ МОЛОКА…………………………………………………………………………10
2.1 Группировка хозяйств ………………………………..………………….....10
2.2 Индексный анализ ………………………………….………………………17
2.2.1 Индексный анализ себестоимости молока………………………..……..17
2.2.2 Индексный анализ надоя молока………………………………………...20
2.3 Постатейный анализ…………………………………………………….…..24
2.4 Корреляционно-регрессионный анализ…….……………………………...26
2.5 Индексный анализ прибыли………………………………………………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Оконч версия курсач.docx

— 129.41 Кб (Скачать)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

1 СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ И МЕТОДОВ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ МОЛОКА…………………………………….5

2 ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ МОЛОКА…………………………………………………………………………10

2.1 Группировка хозяйств ………………………………..………………….....10

2.2 Индексный анализ ………………………………….………………………17

2.2.1 Индексный анализ себестоимости молока………………………..……..17

2.2.2 Индексный анализ надоя молока………………………………………...20

2.3 Постатейный анализ…………………………………………………….…..24

2.4 Корреляционно-регрессионный анализ…….……………………………...26

2.5 Индексный анализ прибыли………………………………………………..32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Производство сельскохозяйственной продукции (в том числе молока) является главной целью деятельности сельскохозяйственных предприятий. Но помимо данных о размере произведенной  продукции очень важно знать, во что обошлась эта продукция, то есть её себестоимость.

Себестоимость продукции  сельского хозяйства представляет собой затраты сельскохозяйственных предприятий на производство и реализацию единицы продукции, выраженные в  денежной форме. Для изучения затрат предприятий на производство молока определяется его себестоимость, как  производственная, так и себестоимость 1ц молока.

Себестоимость молока есть часть его стоимости. Она включает затраты на потребленные средства производства и оплату труда. Снижение себестоимости  молока и другой сельскохозяйственной продукции имеет важнейшее значение для увеличения прибылей и накоплений, укрепления экономики сельскохозяйственных предприятий и повышения благосостояния работников.

При анализе себестоимости  молока необходимо определить размеры  и состав затрат на производство, уровни себестоимости по предприятиям и  их группам, изучить факторы в  той или иной мере повлиявшие на величину себестоимости, выявить резервы  дальнейшего снижения себестоимости.

Целью данной курсовой работы является анализ себестоимости молока, определение факторов, влияющих на размер себестоимости. При написании  работы необходимо решить следующие  задачи:

  • изучить систему показателей издержек производства и себестоимости молока, методы исчисления себестоимости
  • изучить динамику себестоимости молока по группе хозяйств и сделать вывод о тенденции её изменения, составить прогноз на перспективу
  • проанализировать состав и структуру затрат, установить степень влияния отдельных статей затрат на общее изменение себестоимости
  • определить причины изменения средних затрат на рубль произведенного молока и др.

Объектом исследования данной курсовой работы являются сельскохозяйственные предприятия Хайбуллинского района Республики Башкортостан. Для проведения исследований применяются следующие методы: массовое статистическое наблюдение, сводка и группировка статистических данных, анализ статистических показателей и рядов динамики, табличный и графический методы, дисперсионный анализ, индексный и корреляционный методы.

Источниками информации для  написания работы являются: годовые  отчеты, периодические издания, различные  учебные пособия, статистические сборники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 СИСТЕМА МЕТОДОВ  И ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИЧЕСКОГО  АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ МОЛОКА

 

 

Молочно-продуктовый или  молочный под-комплекс является одним  из важнейших элементов продуктовой  структуры АПК. Молоко и молочные продукты являются одним из основных источников питания населения. И  это не случайно. Еще в древности  люди научились ценить питательные  и целебные свойства молока, называя  его "источником здоровья", "соком  жизни", "белой кровью".

Молоко занимает исключительное место среди продуктов животного  происхождения. Являясь источником полезных веществ широкого спектра  действия в рационе человека, оно  хорошо переваривается и легко усваивается  организмом. Потребление молочных продуктов  нельзя исключить или существенно  сократить.

В ходе аграрной реформы  в этом секторе экономики радикально изменены организационно-экономические, финансовые и правовые условия производства, осуществлен переход от планово-распределительной  системы к рыночно ориентированной. Сельскохозяйственные товаропроизводители получили право самостоятельного выбора организационно-правовой формы хозяйствования, планирования своей производственной деятельности, распоряжения произведенной продукцией и доходами, установления цен на реализуемую продукцию. Вместе с тем происходящие в аграрной сфере перемены совпали с глубоким кризисом всей экономики страны. Инфляция, огромный дефицит бюджета, резкое удорожание кредитных ресурсов, неплатежи негативно сказались на всех отраслях АПК. По многим показателям сельское хозяйство отброшено на 25-30 лет. Кроме того, сельское хозяйство попало в жесткие тиски ценового диспаритета, потеряло устоявшиеся каналы сбыта своей продукции и приобретения материально-технических ресурсов. На результатах агропромышленного производства отрицательно сказывается низкая покупательная способность населения.

В условиях углубляющихся  кризисных явлений, охвативших практически  все отрасли АПК, наиболее тяжелое  положение складывается в животноводстве. С 1991 года наблюдается резкое снижение производства продукции этой отрасли, сократилось поголовье животных, упала их продуктивность, увеличился падеж скота, практически приостановлена реконструкция животноводческих ферм и перерабатывающих предприятий.

Молочное скотоводство в  животноводстве страны занимает ведущее  место. Общий доход этой отрасли  превышает 60% валового дохода, получаемого  от животноводства. Скотоводство дает более 98% общего производства молока и 40% мяса.

Молоко используют либо как  продукт питания в не переработанном или переработанном виде, либо как сырье для молочной и пищевой отраслей промышленности. Молоко имеет высокую пищевую и биологическую ценность. В его состав входят необходимые для организма человека и хорошо усвояемые пищевые компоненты: молочный жир, белки, углеводы, молочный сахар и минеральные вещества. К отличительным особенностям молока как сырья относится то, что, являясь источником полноценного белка, оно поликомпонентно по составу, неадекватно по функционально-технологическим свойствам, биологически активно и под влиянием внешних факторов лабильно изменяет свои свойства и параметры.

Молоко представляет собою  биологическую жидкость сложного химического  состава, выделяемую молочной железой  самок млекопитающих в период лактации. Оно служит полноценной  и незаменимой пищей новорожденным  животным, а также необходимо для  питания человеку любою возраста, так как содержит все нужные для  жизнедеятельности организма вещества. Нормальное молоко имеет однородную консистенцию, желтовато-белый или  белый цвет, сладковатый вкус, специфический  запах. Благодаря воздействию человека на организм сельскохозяйственных животных многих видов от них стали получать молока больше, чем требуется для вскармливания детеныша, поэтому его начали использовать в питании населения и для производства молочных продуктов. Молоко используется в кондитерской и хлебопекарной промышленности, а также как источник получения отдельных его компонентов, применяющихся в фармацевтической и других отраслях промышленности. Возрастающее значение молока как полноценного продукта питания и промышленного сырья привело к увеличению спроса на него. Поэтому производство молока – одна из важнейших отраслей сельского хозяйства. Во многих странах мира молоко составляет значительную долю в сельскохозяйственном валовом продукте.

Молочное скотоводство занимает одно из основных мест в продовольственном подкомплексе страны. Значение этой отрасли определяется в первую очередь необходимостью обеспечения населения молочными продуктами, а также высокой долей ее в производстве валовой продукции, что во многом влияет на экономику сельского хозяйства.

В Российской Федерации производство и потребление молока и молочных продуктов на душу населения за годы реформы уменьшилось.

Показатели производства молока и молочной продуктивности коров

При определении объема производства молока учитывают все фактически полученное за определенный период молоко от коров молочного стада. В некоторых  районах страны определяется также  производство козьего, овечьего и кобыльего  молока. Молоко буйволиц и маток  яков учитывают в составе коровьего  молока. В валовой надой не включают молоко, высосанное телятами при их подсосном выращивании, поскольку  точное определение его объема практически  затруднительно.

Для характеристики молочной продуктивности коров исчисляют  несколько показателей, в частности  удой молока в расчете на одну корову молочного стада. Определяется он как отношение валового надоя молока к среднему за данный период поголовью коров молочного стада. Вполне очевидно, что при этом не учитывается поголовье коров молочного стада, выделенных для группового подсосного выращивания телят, поскольку, как отмечалось, молоко, высосанное телятами, в валовой надой не включается.

При оценке результатов хозяйственной  деятельности предприятий этот показатель продуктивности коров считается  основным, так как при его определении  во внимание принимается все поголовье  коров, предназначенных для получения  молока, независимо от того, доились  ли они. Именно этот показатель и исчисляется  в статистике. Однако в нем заключены  как показатель собственно молочной продуктивности, так и показатель хозяйственного использования коров  для получения молока. Поэтому  в аналитических целях непосредственно  в хозяйствах исчисляют показатель, характеризующий собственно молочную продуктивность коров,— удой на одну дойную корову. Определяют его как  отношение валового надоя молока к среднему поголовью дойных коров. Поголовье дойных коров всегда меньше поголовья коров молочного стада. Объясняется это тем, что коровы перед отелом в течение определенного  периода, называемого сухостойным, не доятся. Степень хозяйственного использования коров для получения  молока отражает показатель удельного  веса дойных коров в стаде. При одинаковом удое на одну дойную корову удои на одну корову молочного стада будет тем выше, чем выше доля дойных коров в стаде.

Для зоотехнической оценки молочной продуктивности коров в  хозяйствах исчисляют показатель удоя на одну дойную корову за период лактации. Период лактации у коров варьирует, но оптимальной считается лактация продолжительностью 300—305 дней.

Поэтому для получения  сопоставимых данных о молочной продуктивности нередко исчисляют удой за 300—305 дней лактации.

К примеру, к показателям  производства молока относят:

Удой на 1 голову, ц = Валовой надой молока, ц / Среднегодовое поголовье основного стада молочного скота, гол.;

Выход приплода на 100 коров = Приплод, гол. / Среднегодовое поголовье  коров, гол. *100;

Производственная себестоимость 1 ц молока = Себестоимость молока всего, тыс. руб. / Валовой надой молока, ц *1000;

Коммерческая себестоимость 1 ц молока = Полная себестоимость реализованного молока, тыс. руб. / Кол-во реализованного молока, ц *1000;

Трудоемкость производства 1 ц молока = Прямые затраты труда, тыс. чел.-час. / Валовой надой молока, ц *1000;

Производственные затраты  на 1 голову, руб. = Затраты всего, тыс. руб./ Среднегодовое поголовье коров, гол. *1000;

Удельный вес затрат на оплату труда = Затраты на оплату труда, тыс. руб. / Затраты всего, тыс.руб. *100%;

Уровень рентабельности от реализации молока, % = (Выручка от реализованного молока – Полная себестоимость реализованного молока) / Полная себестоимость реализованного молока *100%;

Цена реализации 1 ц молока = Выручка от реализованного молока, тыс. руб. / Кол-во реализованного молока, ц *1000.

Органы государственной  статистики исчисляют показатели производства молока и продуктивности молочного  стада только с учетом физической массы. Однако для более полной и  всесторонне характеристики необходимо учитывать и качество молока. Повышение  качества молока ведет к увеличению производства и более полному удовлетворению потребностей общества в молочной продукции. В настоящее время практически показатели качества продукции сельского хозяйства, в том числе и молока, определяются не по всей продукции непосредственно в хозяйствах, а только по реализованной продукции в заготовительных организациях.

2 ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ МОЛОКА

 

 

2.1 Группировка  хозяйств по себестоимости молока

 

Группировка – это распределение  единиц по группам в соответствии со следующим принципом: различия между  единицами, отнесенными к одной  группе, должны быть меньше, чем между  единицами, отнесенными к разным группам.

С помощью метода группировок  решаются следующие задачи:

• выделения социально  – экономических типов явлений;

• изучения структуры явления  и структурных сдвигов, происходящих в нем;

• выявления связи и  зависимости между явлениями.

Группировка лежит в основе всей дальнейшей работы с собранной  информацией. На основе группировки  рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность  их сравнения, анализа причин различий между группами, изучения взаимосвязей между признаками.

Информация о работе Анализ себестоимости молока