Анализ себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение методики анализа себестоимости продукции как в целом, так и по отдельным видам затрат.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

•объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
•исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;
•обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 525.00 Кб (Скачать)

Введение 
 

     В системе показателей, характеризующих  эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит  себестоимости продукции. Себестоимость  продукции — это выраженные в  денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

     Анализ  себестоимости продукции, работ  и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции  изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

     Одно  из основных условий получения достоверной  информации о себестоимости продукции  — четкое определение состава  производственных затрат. В основе анализа производственных затрат лежит их классификация по тому или иному признаку или нескольким признакам одновременно. Напомним классификацию затрат на производство по различным основаниям

Классификация затрат на производство1: 

Признаки  классификации Подразделение затрат
По  экономическим элементам 
По статьям себестоимости 
По отношению к технологическому процессу 
По составу 
По способу отнесения на себестоимость продукта 
По роли в процессе производства 
По целесообразности расходования 
По возможности охвата планом 
По отношению к объёму производства 
По периодичности возникновения 
По отношению к готовому продукту
экономические элементы затрат 
статьи калькуляции себестоимости 
основные, накладные 
одноэлементные, комплексные 
прямые, косвенные 
производственные, внепроизводственные 
производительные, непроизводительные 
планируемые, непланируемые 
переменные, постоянные 
текущие, единовременные 
затраты на незавершённое производство, затраты на готовый продукт
 

     Наиболее  важным признаком для цепей анализа является деление затрат по элементам затрат, по статьям затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции. Кроме того, в практике планирования, учета, калькулирования и анализа различают цеховую, производственную и полную себестоимость. Цеховая себестоимость продукции складывается из затрат (прямых и косвенных) всех цехов не ее изготовление. Производственная себестоимость формируется из всех затрат предприятия, связанных с процессом производства и управления. Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (т.е. расходов, связанных с реализацией продукции покупателям). На основе элементов затрат составляются сметы затрат. Деление затрат по статьям себестоимости позволяет рассчитать затраты на единицу продукции или партию, составить калькуляцию.

     Затраты, сгруппированные по статьям себестоимости, отличаются от затрат по её элементам  тем, что они отражают затраты, которые  связаны с производством и  реализацией товарной продукции  за данный отчётный период. Затраты же по элементам показывают все произведённые предприятием расходы ресурсов за отчётный период, включая расходы на рост остатков незавершённого производства, затраты, отнесённые за счёт будущих периодов и т. п2.

Для предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, часто имеют место экономические ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей, что влечёт за собой изменение производства и продаж, а это в свою очередь, существенно влияет на себестоимость продукции, а следовательно, на финансовые результаты. С этим связанно деление затрат на постоянные и переменные.

     Целью данной работы является изучение методики анализа себестоимости продукции как в целом, так и по отдельным видам затрат.

     Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

  • объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
  • исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;
  • обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;
  • содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;
  • выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции; 

     Основными источниками информации, необходимой  для проведения анализа себестоимости, являются:

    1. Данные бухгалтерского учета, отражающие текущие затраты сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, а также затрат на оплату труда, включая отчисления на социальные нужды, и расход денежных средств на оплату услуг сторонних организаций.
    2. Нормы и нормативы материальных затрат, затрат на оплату труда, использования услуг сторонних организаций, средств труда и нематериальных активов.
    3. Бизнес-план предприятия, в котором может содержаться следующая полезная информация для анализа себестоимости и рентабельности продукции (описание качественных характеристик выпускаемой продукции и оказываемых услуг, план маркетинга, финансовый план – прогноз доходов и расходов денежных средств в разрезе операционной, инвестиционно-инновационной и финансовой деятельности предприятия, процентные ставки по кредитам банков, план менеджмента – структура компании, косультанты, аудиторы, план производства продукции – потребность и обеспеченность производственными мощностями и рабочей силой и др.)
    4. Правовая, налоговая информация и финансовая информация.
    5. Информация о реализации инвестиционных и инновационно-инвестиционных проектов.

     Внешними  источниками информации при экономическом  анализе себестоимости и рентабельности продукции и их изменений под  воздействием реализации инвестиционных проектов являются следующие формы бухгалтерской отчетности:

     - Отчет о движении денежных  средств (ф.№4), который является  отчетным документом, раскрывающим  поступление и использование  денежных средств.

     - Приложение к бухгалтерскому  балансу (ф.№5), которое раскрывает общую информацию о наличии, получении, погашении и остатках долгосрочных и краткосрочных кредитов и займовя. нематериальных активов, объектов основных средств и др.

Объектами анализа себестоимости продукции  являются следующие показатели:

  • полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;
  • уровень затрат на рубль выпущенной продукции;
  • себестоимость отдельных изделий;
  • отдельные статьи затрат;
  •           затраты по центрам ответственности.
 
 

Глава 1. Анализ себестоимости продукции

    1. Анализ общей суммы затрат на производство продукции

             

     Анализ  себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам (табл. 1).

     Табл.1. Анализ затрат на производство 

 
Элементы  затрат Сумма, тыс. руб. Структура затрат, % Затраты на рубль продукции, коп.
t0 t1 +, – t0 t1 +, – t0 t1
Оплата  труда 13 500 15 800 +2 300 20,4 19,4 -1,0 16,88 15,75
Отчисления  на социальные нужды 4 725 5 530 +805 7,2 6,8 -0,4 5,90 5,51
Материальные  затраты 35 000 45 600 +10 600 53,0 55,9 +2,9 43,75 45,45
В том числе: 
сырье и материалы 
топливо 
электроэнергия и т. д.
 
 
25 200 
5 600 
4 200
 
 
31 500 
7 524 
6 576
 
 
+6300 
+1924 +2376
 
 
38,2 
8,5 
6,3
 
 
38,6 
9,2 
8,1
 
 
+0,4 
+0,7 
+1,8
 
 
31,50 
7,00 
5,25
 
 
31,40 
7,50 
6,55
Амортизация 5 600 7 000 +1 400 8,5 8,6 +0,1 7,00 6,98
Прочие  затраты 7175 7 580 +405 10,9 9,3 –1,6 8,97 7,56
Полная  себестоимость 66 000 81 510 +15 510 100 100 82,50 81,25
В том числе: 
переменные расходы 
постоянные расходы
 
 
46 500 
19 500
 
 
55 328 
26 182
 
 
+9 828 
+6 682
 
 
70,5 
29,5
 
 
68 
32
 
 
–1,5 
+1,5
 
 
58,12 
24,38
 
 
55,15 
26,10
 

Общая сумма затрат на производство продукции  может измениться:

  • из-за объема производства продукции;
  • структуры продукции;
  • уровня переменных затрат на единицу продукции;
  • суммы постоянных расходов.

     При изменении объема производства продукции  возрастают только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги); постоянные расходы (амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно-управленческого персонала, общехозяйственные расходы) остаются неизменными в краткосрочном периоде при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия3 (рис. 1).

 

     Линия затрат при наличии постоянных и  переменных расходов представляет собой  уравнение первой степени:

где Зобщ — общая сумма затрат на производство продукции;

VBП —  объем производства продукции  (услуг);

b —  уровень переменных расходов  на единицу продукции (услуг);

А —  абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции.

     Данные  для факторного анализа общей суммы затрат с делением затрат на постоянные и переменные приведены в табл. 2 и 3.

Таблица 2. Затраты на единицу продукции, руб.
  Уровень себестоимости, руб. Объем
Вид базовый текущий производства, шт.
продукции Всего В том числе Всего В том числе базовый текущий
переменные постоянные переменные постоянные
А 4 000 2 800 1 200 4 800 3 260 1 540 10 000 13 300
Б 2 600 1 850 750 3 100 2 100 1 000 10 000 5 700

Информация о работе Анализ себестоимости продукции