Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 22:44, курсовая работа
Целью данной работы является изучение методики анализа себестоимости продукции как в целом, так и по отдельным видам затрат.
Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:
•объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;
•исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;
•обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;
Введение
В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции. Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции — четкое определение состава производственных затрат. В основе анализа производственных затрат лежит их классификация по тому или иному признаку или нескольким признакам одновременно. Напомним классификацию затрат на производство по различным основаниям
Классификация
затрат на производство1:
|
Наиболее важным признаком для цепей анализа является деление затрат по элементам затрат, по статьям затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции. Кроме того, в практике планирования, учета, калькулирования и анализа различают цеховую, производственную и полную себестоимость. Цеховая себестоимость продукции складывается из затрат (прямых и косвенных) всех цехов не ее изготовление. Производственная себестоимость формируется из всех затрат предприятия, связанных с процессом производства и управления. Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (т.е. расходов, связанных с реализацией продукции покупателям). На основе элементов затрат составляются сметы затрат. Деление затрат по статьям себестоимости позволяет рассчитать затраты на единицу продукции или партию, составить калькуляцию.
Затраты, сгруппированные по статьям себестоимости, отличаются от затрат по её элементам тем, что они отражают затраты, которые связаны с производством и реализацией товарной продукции за данный отчётный период. Затраты же по элементам показывают все произведённые предприятием расходы ресурсов за отчётный период, включая расходы на рост остатков незавершённого производства, затраты, отнесённые за счёт будущих периодов и т. п2.
Для предприятия, работающего в условиях рыночной экономики, часто имеют место экономические ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей, что влечёт за собой изменение производства и продаж, а это в свою очередь, существенно влияет на себестоимость продукции, а следовательно, на финансовые результаты. С этим связанно деление затрат на постоянные и переменные.
Целью данной работы является изучение методики анализа себестоимости продукции как в целом, так и по отдельным видам затрат.
Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:
Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются:
Внешними
источниками информации при экономическом
анализе себестоимости и
- Отчет о движении денежных средств (ф.№4), который является отчетным документом, раскрывающим поступление и использование денежных средств.
- Приложение к бухгалтерскому балансу (ф.№5), которое раскрывает общую информацию о наличии, получении, погашении и остатках долгосрочных и краткосрочных кредитов и займовя. нематериальных активов, объектов основных средств и др.
Объектами
анализа себестоимости
Глава 1. Анализ себестоимости продукции
Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам (табл. 1).
Табл.1.
Анализ затрат на производство
Элементы затрат | Сумма, тыс. руб. | Структура затрат, % | Затраты на рубль продукции, коп. | |||||
t0 | t1 | +, – | t0 | t1 | +, – | t0 | t1 | |
Оплата труда | 13 500 | 15 800 | +2 300 | 20,4 | 19,4 | -1,0 | 16,88 | 15,75 |
Отчисления на социальные нужды | 4 725 | 5 530 | +805 | 7,2 | 6,8 | -0,4 | 5,90 | 5,51 |
Материальные затраты | 35 000 | 45 600 | +10 600 | 53,0 | 55,9 | +2,9 | 43,75 | 45,45 |
В
том числе: сырье и материалы топливо электроэнергия и т. д. |
25 200 5 600 4 200 |
31 500 7 524 6 576 |
+6300 +1924 +2376 |
38,2 8,5 6,3 |
38,6 9,2 8,1 |
+0,4 +0,7 +1,8 |
31,50 7,00 5,25 |
31,40 7,50 6,55 |
Амортизация | 5 600 | 7 000 | +1 400 | 8,5 | 8,6 | +0,1 | 7,00 | 6,98 |
Прочие затраты | 7175 | 7 580 | +405 | 10,9 | 9,3 | –1,6 | 8,97 | 7,56 |
Полная себестоимость | 66 000 | 81 510 | +15 510 | 100 | 100 | – | 82,50 | 81,25 |
В
том числе: переменные расходы постоянные расходы |
46 500 19 500 |
55 328 26 182 |
+9 828 +6 682 |
70,5 29,5 |
68 32 |
–1,5 +1,5 |
58,12 24,38 |
55,15 26,10 |
Общая сумма затрат на производство продукции может измениться:
При
изменении объема производства продукции
возрастают только переменные
расходы (сдельная зарплата производственных
рабочих, прямые материальные затраты,
услуги); постоянные
расходы (амортизация, арендная плата,
повременная зарплата рабочих и административно-
Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени:
где Зобщ — общая сумма затрат на производство продукции;
VBП — объем производства продукции (услуг);
b — уровень переменных расходов на единицу продукции (услуг);
А — абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции.
Данные для факторного анализа общей суммы затрат с делением затрат на постоянные и переменные приведены в табл. 2 и 3.
Таблица 2. Затраты на единицу продукции, руб. | ||||||||
Уровень себестоимости, руб. | Объем | |||||||
Вид | базовый | текущий | производства, шт. | |||||
продукции | Всего | В том числе | Всего | В том числе | базовый | текущий | ||
переменные | постоянные | переменные | постоянные | |||||
А | 4 000 | 2 800 | 1 200 | 4 800 | 3 260 | 1 540 | 10 000 | 13 300 |
Б | 2 600 | 1 850 | 750 | 3 100 | 2 100 | 1 000 | 10 000 | 5 700 |