Анализ себестоимости молока на примере ОАО «ПРАК»

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 19:24, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление преимуществ и недостатков нормативных положений, регулирующих состав затрат, подлежащих включению в себестоимость, рассмотрение методов включения затрат в себестоимость продукции способом сравнительного анализа, в результате которого можно выявить наметившиеся тенденции и обозначить круг нерешенных проблем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты учета затрат на производство……………………………………………………………………....9

1.1 Основные понятия и нормативное регулирование себестоимости, принципы ее формирования………………………………………….…………..9

1.2 Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции……………………………………………………………...…………17

1.3 Методы учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции………………………………………………….…...25

Глава 2. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции ОАО «ПРАК».……………………………………………………....39

2.1 Краткая технико-экономическая характеристика и система бухгалтерского учета на исследуемом предприятии……………………….…39

2.2 Основные методологические принципы, заложенные в учетной политике предприятия…………………………………………………………..43

2.3 Этапы учета затрат на производство и система калькуляционных счетов……………………………………………....…..………………………....46

2.4 Методология учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции на исследуемом объекте…………………………..63

2.4.1 Опытное производство…………………...………………………...65

2.4.2 Услуги по сертификации оборудования………...………………...72

2.5 Система автоматизации бухгалтерского учета……………….………...74

Глава 3. Анализ затрат на производство и формирования себестоимости продукции в ОАО «ПРАК»…………………………………...……….………..77

3.1 Анализ структуры затрат…………………………………….…………..77

3.2 Анализ формирования себестоимости продукции…….....…………….89

Заключение……………………………………………………………………….94
Список используемой литературы………...……………………………………98

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что через механизм учетной политики в силу единого интегрированного характера отечественного бухгалтерского учета решается часть вопросов, которые на западных предприятиях входят в систему управленческого учета.

 

 

2.3 Этапы учета затрат на производство и система калькуляционных счетов

 

Прежде всего, рассмотрим синтетические счета, которые предназначены для учета произведенных организацией расходов, подлежащих включению в состав текущих издержек производства или обращения. Это счета третьего раздела Плана счетов, именуемого «Затраты на производство»:

 

Счет 20 «Основное производство»

Счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства»

Счет 23 «Вспомогательные производства»

Счет 25 «Общепроизводственные расходы»

Счет 26 «Общехозяйственные расходы»

Счет 28 «Брак в производстве»

Счет  97 «Расходы будущих периодов»

и счета четвертого раздела Плана счетов:

Счет 44 «Расходы на продажу»

На организацию учета затрат, на выбор счетов для их учета влияет содержание предпринимательской деятельности организации, ее технологические аспекты и организационная структура. При рассмотрении этапов учета производственных затрат будем предполагать использование всех основных калькуляционных счетов. Классификация этапов условная, - как мы убедимся во второй части данной работы, в реальной практике все значительно сложнее, но приведенная модель отражает её существенные аспекты.

Этап 1. Собственно учет затрат на производство

На данном этапе осуществляется первичная регистрация издержек, связанных с осуществлением процесса производства и реализации. При этом должны соблюдаться требования полноты включения расходов (наличия первичного документа и своевременной регистрации факта хозяйственной деятельности), правильности и обоснованности отражения расходов на затратных счетах, о чем уже говорилось выше.

Прямые расходы в момент их возникновения на основании первичных документов подлежат отражению по дебету калькуляционных счетов 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» в корреспонденции с кредитом счетов 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Для определения себестоимости продукции или услуг вспомогательных производств соответствующие затраты группируются на счете 23, по экономическому содержанию соответствующему счету 20.

На этом же этапе собираются и косвенные затраты, которые подлежат предварительному учету на собирательно-распределительных счетах 25 и 26.

Аналитический учет расходов на этих двух счетах ведется в разрезе структурных подразделений предприятия и в разрезе статей сметы. Статьи сметы, в свою очередь, предусмотрены выше упоминавшимися отраслевыми методическими указаниями.

Например, на счете 25 «Общепроизводственные расходы» учитываются следующие статьи сметы:

-           оплата труда работников, обслуживающих оборудование, машины, механизмы и транспортные средства;

-           амортизация производственного оборудования, машин, механизмов и транспортных средств;

-           все виды ремонтов основных средств цехового назначения;

-           внутризаводское перемещение грузов и материалов;

-           содержание аппарата управления цеха;

-           содержание прочего цехового персонала;

-           амортизация зданий, сооружений, инвентаря цехового назначения;

-           испытания, опыты, исследования; рационализация и изобретательство;

-           другие статьи расходов общецехового назначения.

На счете 26 «Общехозяйственные расходы» учет затрат ведется по укрупненным позициям:

-           расходы на управление предприятием;

-           общехозяйственные расходы;

-           налоги, сборы и отчисления;

-           заработная плата аппарата управления предприятием;

-           командировки и перемещения;

-           содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны;

-           амортизация основных средств и их содержание;

-           охрана труда;

-           подготовка кадров;

-            организованный набор рабочей силы и другие расходы.

 

Д-т                                      Счет 26                                             К-т

Фактическая сумма общехозяйственных расходов за отчетный период

Фактическая сумма общехозяйственных расходов, списанных в себестоимость конкретной продукции (работ, услуг) или на счет 90[13]

 

Для учета расходов, произведенных в отчетном месяце, но не подлежащих включению в себестоимость продукции текущего периода, используется счет  97 «Расходы будущих периодов». На этом счете учитываются расходы до наступления соответствующих периодов, в себестоимость продукции которых они должны быть включены. В состав этих расходов входят: расходы по освоению новых видов продукции, абонементная плата за телефон, радио, Интернет, кабельное телевидение, оплаченная вперед, или арендная плата и пр. Расходы такого вида называются единовременными, а счета, на которых они учитываются, — отчетно-распределительными.

Следует помнить что источником покрытия расходов, собираемых на счете 97, является отнюдь не только себестоимость. Счет 97 можно списывать в дебет не только счетов учета затрат, но и на счет 99 «Прибыли и убытки» и другие, в зависимости от экономического характера и регламента расходов.

В то же время производственная необходимость в части регулирования себестоимости продукции требует создания на предприятии резервов для предстоящих расходов и платежей (резерв на оплату отпуска рабочим, на предстоящие затраты по ремонту основных средств и т.п.). Для этого используется еще один отчетно-распределительный счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Этот счет пассивный.

Итак, первый этап учета затрат на производство заканчивается на этом. Полнота и состав затрат – вот два главных требования, о которых необходимо помнить на первом этапе.

Этап 2. Распределение услуг вспомогательного производства

На этом этапе производится распределение затрат вспомогательных производств по назначению после окончания отчетного периода. Себестоимость продукции и услуг вспомогательных производств включается в состав расходов по обслуживанию и управлению производством, то есть фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) вспомогательных производств, отраженная по дебету счета 23, списывается с кредита счета 23 в дебет счетов 25, 26, 29. В принципе, при сложной производственной структуре, при методически правильном построении учета счет 23 закрыться в дебет счета 20 не может. Процесс, как правило, осуществляется только через собирательно-распределительные счета 25 и 26, опосредованно. В небольших производствах и производствах, занятых выпуском однородной продукции, рекомендуется учитывать общепроизводственные расходы непосредственно на счете 23 без предварительного накапливания их на счете 25.

Распределение затрат вспомогательных производств между потребителями осуществляется в специальном расчете (ведомости) пропорционально количеству выпущенной продукции (объему работ, услуг) на основании данных счетчиков и других измерителей.

Особенностью вспомогательных производств является наличие взаимных (встречных) услуг. Точную фактическую себестоимость взаимных услуг можно подсчитать, используя математический аппарат, например, матричный метод расчёта. Но на практике такие методы применяются редко.

Для упрощения сложных расчетов целесообразно оценивать и списывать взаимные и все остальные услуги по нормативной или по плановой себестоимости. Возможен вариант их списания по фактической себестоимости предыдущего месяца. Принцип оценки этих услуг должен быть отражен в учетной политике предприятия.

Расходы будущих периодов списываются с кредита счета  97 в дебет счетов 25, 26 в доле, относящейся к отчетному периоду.

Этап 3. Распределение косвенных расходов

Сам механизм расчета на данном этапе несложен, но его трудоемкость данного этапа зависит от количества номенклатурных позиций производимой продукции, разнообразия видов деятельности, то есть от количества объектов калькулирования.

Накладные расходы, прежде всего, подлежат распределению между выпущенной продукцией и остатками незавершенного производства. При этом большинство предприятий распределяет затраты пропорционально их нормативной величине. Предприятия с небольшим удельным весом и относительной стабильностью остатков незавершенного производства эти расходы включают в их стоимость в плановом или сметно-нормализованном размере.

На практике применяется несколько способов распределения косвенных расходов между единицами затрат (видами продукции, работ, услуг). Базой для распределения могут служить:

-           заработная плата производственных рабочих;

-           затраты на обработку без стоимости материалов;

-           прямые затраты;

-           сметные (нормативные) ставки по коэффициенто-машино-часам работы оборудования;

-           количество отработанных человеко-часов;

-            масса или объем выработанной продукции и др.

При выборе способа распределения накладных расходов необходимо руководствоваться следующим принципом: результаты распределения должны быть максимально приближены к фактическому потреблению ресурсов на данную единицу затрат, что оказывает влияние на достоверность определения их себестоимости и в конечном итоге на прибыль организации. Кроме того, выбранный способ должен соответствовать существующим в организации производственным (технологическим) процессам, а также должен быть простым и нетрудоемким.

Мы не случайно останавливаемся подробно на этом этапе. Впоследствии, когда будем рассматривать учет затрат действующего хозяйствующего субъекта, мы увидим, как огромна роль распределения накладных расходов в формировании реальной себестоимости продукции.

Итак, в выборе базы и расчете ставки для распределения накладных расходов на единицу затрат кроется свобода принятия решений, конечно, в рамках той регламентации, которая содержится в типовых методических указаниях по себестоимости. Здесь нужно проявлять творчество в разумных пределах, используя, опять же, инструмент учетной политики.

Давайте посмотрим, какие варианты решений предлагает западная теория калькуляции затрат.

Процесс начисления приемлемой доли косвенных расходов на каждую из единиц затрат (объект калькулирования – «cost object»), проходящих через производственные центры затрат (калькуляционные статьи), носит в западной литературе название «поглощение накладных расходов». Мы также будем пользоваться данным термином.

Поглощение накладных расходов единицами затрат включает расчет ставки распределения накладных расходов для каждого центра затрат («application rate»), которая будет применяться ко всем единицам затрат, проходящим через производственный центр затрат, для которого эта база рассчитывается. Ставка выводится при помощи следующей формулы:

 

 

Суммарные накладные расходы производственного центра затрат

Используемая база распределения


 

Если через центр затрат проходит только одна единица затрат, то базой для распределения (или «основой для поглощения», в западной терминологии – «allocation base») служит просто количество единиц, проходящих через этот центр. Однако если через центр затрат проходит больше одной единицы затрат, то используя данный метод поглощения можно рассчитать ставку, которая максимально отражает природу фактического возникновения накладных расходов. Например, если центр трудоемкого производства выпускает две единицы затрат A и B, и каждая единица требует соответственно 2 и 4 часов трудозатрат, то накладные расходы, поглощаемые B, должны быть в два раза больше, чем A (в данном случае предполагается, что трудозатраты являются основой для поглощения). Имеет смысл учесть, что если единица затрат требует в два раза больше работы, то на нее должно быть начислено в два раза больше накладных расходов.

На некоторых западных предприятиях предпочитают рассчитывать общую ставку поглощения накладных расходов для всего предприятия, чем делать расчет отдельной ставки для каждого центра затрат. Общая ставка может использоваться лишь в том случае, если один метод поглощения подходит для всех центров затрат на предприятии и где величина ставки поглощения для каждого центра затрат одинакова. На практике оба эти условия встречаются очень редко, и в результате общая ставка поглощения используется нечасто.

К примеру, предприятие выпускает два вида продукции, X и Y, каждый из которых должен в процессе производства пройти через отделы обработки и упаковки.

В отношении этих отделов имеется следующая информация (см. таблицу 5):

 

 

 

 

«Таблица 5»

Данные для расчета ставок поглощения накладных расходов

Обработка

Упаковка

Суммарные накладные расходы

10,000 у.е.

17,000 у.е.

Удельные трудозатраты

 

 

X

2

-

Y

3

-

Стоимость упаковочного материала в расчете

на изделие:

 

 

X

-

20 у.е.

Y

-

14 у.е.

Информация о работе Анализ себестоимости молока на примере ОАО «ПРАК»