Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:31, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ предприятия и анализ его ассортиментной политики. И на основе проведенного анализа предложение мероприятий по улучшению ассортиментной политики.
Задачами курсовой работы является, прежде всего, оценка деятельности торгового предприятия, матричный метод анализа ассортимента предприятия, оценка ассортимента, предлагаемого предприятием, оценка рейтинга магазинов предприятия и на основе этого анализа предложение мероприятий по улучшению оптимального развития производственного ассортимента.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АССОРТИМЕНТ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие ассортимента торгового предприятия
1.2. Показатели торгового ассортимента
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Характеристика торгового предприятия
2.2.Анализ ассортимента торгового предприятия
2.3. Матричный метод анализа ассортимента предприятия
2.4. Рейтинговая оценка магазинов предприятия
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАОТ «ЦЕНТР»
3.1. Введение кафетерия
3.2. Проведение промо-акции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПРИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Для оценки товарных запасов необходимо рассмотреть их в динамике по отдельным товарным группам, это позволит выявить, насколько эффективно сработало предприятие в этом отношении.
Исследовать такую тенденцию увеличения или снижения товарных запасов на складах предприятия и в розничной сети можно с помощью оценки товарных запасов в динамике за три года, с 2001 по 2003 года. Данные товарных запасов даны в долях к общему объему запасов на рис.2.11.- рис.2.13.:
Рис.2.11. Запасы товаров в 2001 году
Рис.2.12. Запасы товаров в 2002 году
Рис.2.13. Запасы товаров в 2003 году
Таким образом, можно сделать вывод, что за три года произошло увеличение товарных запасов в розничной сети и на складах продовольственных товаров, и снижение запасов непродовольственных товаров. Однако снижение непродовольственных товаров связано, прежде всего, не с ростом спроса на данный вид товаров, а с тем, что доля этих групп товаров уменьшается в общей доле ассортимента предприятия.
Далее необходимо найти оборачиваемость запасов в количестве оборотов, для этого используется формула (2.1.):
Тоб = РТО / Зср
Тоб = Д / Тдн
где Д – количество дней в плановом периоде равное 360,
Зср - среднее количество запасов по товарным группам.
Дневной товарооборот находится по формуле (2.3.):
Средний розничный товарооборот находится по формуле (2.4.):
РТОср = РТО /360
Данные формулы помогают проанализировать товарные запасы предприятия и значения этих формул представлены в талб.2.9.-2.11. по годам с 2001 по 2003 года:
Таблица 2.9.
Значения товарооборачиваемости ОАОТ «Центр» за 2001 год
2001 | ||||||
Товарные группы | РТО | РТО (ср.) | З (ср.) | Т (дн.) | Т (об.) | Т -оборот |
рыбная и мясная продукция | 2697 | 7,49 | 55 | 7,34 | 49,04 | 49,04 |
масла и мол.прод. | 2273 | 6,31 | 48 | 7,60 | 47,35 | 47,35 |
хлеб, крупы | 806 | 2,24 | 15 | 6,70 | 53,73 | 53,73 |
растительная прод. | 360 | 1,00 | 8 | 8,00 | 45,00 | 45,00 |
алког. и безалког. прод. | 2394 | 6,65 | 120 | 18,05 | 19,95 | 19,95 |
сладости | 978 | 2,72 | 54 | 19,88 | 18,11 | 18,11 |
консервы | 419 | 1,16 | 39 | 33,51 | 10,74 | 10,74 |
сыпучие | 30 | 0,08 | 3 | 36,00 | 10,00 | 10,00 |
яйца и другие ПТ | 318 | 0,88 | 27 | 30,57 | 11,78 | 11,78 |
товары личной гигиены | 15 | 0,04 | 3 | 72,00 | 5,00 | 5,00 |
хоз. товары | 12 | 0,03 | 2 | 60,00 | 6,00 | 6,00 |
галантерея | 22 | 0,06 | 4 | 65,45 | 5,50 | 5,50 |
канц. принадлежности | 9 | 0,03 | 1 | 40,00 | 9,00 | 9,00 |
табак, махорка, спички | 145 | 0,40 | 10 | 24,83 | 14,50 | 14,50 |
Таблица 2.10.
Значения товарооборачиваемости ОАОТ «Центр» за 2002 год
2002 | ||||||
Товарные группы | РТО | РТО (ср.) | З (ср.) | Т (дн.) | Т (об.) | Т -оборот |
рыбная и мясная продукция | 2814 | 7,82 | 54 | 6,91 | 52,11 | 52,11 |
масла и мол.прод. | 2680 | 7,44 | 45 | 6,04 | 59,56 | 59,56 |
хлеб, крупы | 913 | 2,54 | 12 | 4,73 | 76,08 | 76,08 |
растительная прод. | 431 | 1,20 | 14 | 11,69 | 30,79 | 30,79 |
алког. и безалког. прод. | 3049 | 8,47 | 87 | 10,27 | 35,05 | 35,05 |
сладости | 1044 | 2,90 | 51 | 17,59 | 20,47 | 20,47 |
консервы | 512 | 1,42 | 64 | 45,00 | 8,00 | 8,00 |
сыпучие | 42 | 0,12 | 3 | 25,71 | 14,00 | 14,00 |
яйца и другие ПТ | 340 | 0,94 | 24 | 25,41 | 14,17 | 14,17 |
товары личной гигиены | 12 | 0,03 | 2 | 60,00 | 6,00 | 6,00 |
хоз. товары | 8 | 0,02 | 1 | 45,00 | 8,00 | 8,00 |
галантерея | 19 | 0,05 | 14 | 265,26 | 1,36 | 1,36 |
канц. принадлежности | 6 | 0,02 | 3 | 180,00 | 2,00 | 2,00 |
табак, махорка, спички | 201 | 0,56 | 7 | 12,54 | 28,71 | 28,71 |
Таблица 2.11.
Значения товарооборачиваемости ОАОТ «Центр» за 2003 год
2003 | ||||||
Товарные группы | РТО | РТО (ср.) | З (ср.) | Т (дн.) | Т (об.) | Т -оборот |
рыбная и мясная продукция | 2446 | 6,79 | 51 | 7,51 | 47,96 | 47,96 |
масла и мол.прод. | 2497 | 6,94 | 41 | 5,91 | 60,90 | 60,90 |
хлеб, крупы | 862 | 2,39 | 22 | 9,19 | 39,18 | 39,18 |
растительная прод. | 235 | 0,65 | 34 | 52,09 | 6,91 | 6,91 |
алког. и безалког. прод. | 3396 | 9,43 | 90 | 9,54 | 37,73 | 37,73 |
сладости | 1155 | 3,21 | 50 | 15,58 | 23,10 | 23,10 |
консервы | 547 | 1,52 | 28 | 18,43 | 19,54 | 19,54 |
сыпучие | 31 | 0,09 | 4 | 46,45 | 7,75 | 7,75 |
яйца и другие ПТ | 248 | 0,69 | 23 | 33,39 | 10,78 | 10,78 |
товары личной гигиены | 9 | 0,03 | 1 | 40,00 | 9,00 | 9,00 |
хоз. товары | 5 | 0,01 | 0 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
галантерея | 53 | 0,15 | 6 | 40,75 | 8,83 | 8,83 |
канц. принадлежности | 11 | 0,03 | 1 | 32,73 | 11,00 | 11,00 |
табак, махорка, спички | 297 | 0,83 | 10 | 12,12 | 29,70 | 29,70 |
По итогам трех таблиц следует сделать следующий вывод: в 2002 году наблюдается увеличение товарооборачиваемости практически по всем товарным группам прод. товаров, кроме растительной продукции и консервов. Непрод. товары также увеличили свою товарооборачиваемость, кроме галантереи и канцелярских товаров. Возможно, это связано, прежде всего, с тем, что предприятие в дальнейшем полностью отказывается от продажи данных товарных групп и поэтому сокращает запасы на складах этих товаров.
Значения основных ПТ изменяется в разные годы по-разному, но в целом изменения не столь значительны, как у непрод. товаров, где длительность одного оборота либо резко увеличивается – галантерея и канцелярские товары, либо снижается – табак, махорка, спички. Как уже говорилось выше, от продажи таких товарных групп, которые имеют высокую длительность оборота, предприятие отказывается.
Для более глубокого анализа ассортимента предприятия необходимо рассмотреть, каким образом изменение ассортимента в динамике влияет на деятельность предприятия в целом. Также на основе полученного всестороннего анализа, можно предположить какие мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики будут наиболее эффективными.
Далее необходимо рассмотреть какие ассортиментные группы товаров пользуются большим спросом у покупателей Центрального района города Гомеля. Ассортиментные группы поделены по видам товаров наиболее схожих по своему составу. Всего товаров, реализуемых предприятием 47 наименований, а образованных из них товарных групп – 14. Именно эти ассортиментные группы товары и занимают большую долю в общем объеме товаров ОАОТ «Центр». Для наиболее наглядного представления в табл.2.12. представлен АВС-анализ товаров, продаваемых предприятием:
Таблица 2.12.
АВС-анализ ассортиментных групп товаров ОАОТ «Центр»
Наимено- вание товарной группы | 2001 | 2002 | 2003 | сумма за 3 года, тыс.руб. | Ном. пози- ции | доля в общем запасе,% | средний запас по поз-и его стоимости, тыс.руб. | доля в общем запасе,% | Доля с нараст-м итогом,% | Гр. |
Рыбная и мясная продук- ция | 2697 | 2814 | 2446 | 7957 | 2 | 23,19 | 8839 | 25,74 | 25,74 | А |
Масла и молочная продук- ция | 2273 | 2680 | 2497 | 7450 | 3 | 21,7 | 7957 | 23,19 | 48,93 | |
Хлеб, крупы | 806 | 913 | 862 | 2581 | 5 | 7,5 | 7450 | 21,7 | 70,63 | |
Растит. прод. | 360 | 431 | 235 | 1026 | 7 | 2,98 | 3177 | 9,25 | 79,88 | |
Алког. и базалког. прод. | 2394 | 3049 | 3396 | 8839 | 1 | 25,74 | 2581 | 7,5 | 87,38 | В |
Кондит. прод. | 978 | 1044 | 1155 | 3177 | 4 | 9,25 | 1478 | 4,3 | 91,68 | |
Консервы | 419 | 512 | 547 | 1478 | 6 | 4,3 | 1026 | 2,98 | 94,66 | |
Сыпучие | 30 | 42 | 31 | 103 | 9 | 0,3 | 906 | 2,6 | 97,26 | С |
Яйца и др. прод. товары | 318 | 340 | 248 | 906 | 8 | 2,6 | 643 | 1,9 | 99,16 | |
Прод. личной гигиены | 15 | 12 | 9 | 36 | 11 | 0,1 | 103 | 0,3 | 99,46 | |
Хоз. товары | 12 | 8 | 5 | 25 | 13 | 0,07 | 94 | 0,29 | 99,75 | |
Галан- терея | 22 | 19 | 53 | 94 | 10 | 0,29 | 36 | 0,1 | 99,85 | |
Канц. товары | 9 | 6 | 11 | 26 | 12 | 0,08 | 26 | 0,08 | 99,93 | |
Табак, махорка, спички | 145 | 201 | 297 | 643 | 14 | 0,07 | 25 | 0,07 | 100 | |
итого | 10478 | 12071 | 11792 | 34341 | - | 100 | 34341 | 100 | - |
Таким образом, можно сделать следующие выводы: наибольшим спросом среди покупателей Центрального района пользуются такие ассортиментные группы: это, прежде всего, алкогольная и безалкогольная продукция, мясная и рыбная продукция, масла и молочная продукция и кондитерская продукция. Розничный товарооборот этих ассортиментных групп товаров в динамике за три года увеличивается, что благоприятно действует на деятельность предприятия. Однако, с другой стороны увеличение потребления такой группы товаров, как алкогольная продукция отрицательно действует на социально-культурное положение общества в целом.
Товары группы В – это прежде всего такие товарные группы как хлеб, крупы, консервы и растительная продукция. Данные товарные группы имеют средний удельный вес в общем объеме продаж, и они в течение трех лет уменьшаются, кроме консервов. Это может быть связано с тем, что в последнее время покупатели предпочитают покупать растительную продукцию (а это, в основном, картофель, овощи и ягоды) на рынке или в специальных продуктовых палатках. А, что касается, хлеба и круп, то появление частных пекарен со всегда свежей продукцией, вызывает больший спрос у населения, чем покупка той же продукции в магазинах предприятия.
Товары группы С, которые в основном относятся к непродовольственным товарам, не приносят практически предприятию никакой прибыли. Поэтому предприятию необходимо отказаться от продажи данных групп товаров, так как в будущем они могут приносить предприятию лишь убытки. Продолжать продавать эти группы товаров можно будет лишь в случае увеличения реальных доходов населения.
2.3. Матричный метод анализа ассортимента предприятия
Следующим этапом в анализе торгового ассортимента предприятия ОАОТ «Центр» является матричный подход к разработке ассортиментной концепции предприятия. Под ассортиментной концепцией понимается система маркетинговых направлений развития коммерческой деятельности, обеспечивающих формирование конкурентной ассортиментной модели предприятия на розничном рынке. Разработка ассортиментной модели предполагает отбор и определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях своих жизненных циклов. Такой подход позволяет снизить коммерческий риск предприятия, связанный с неполучением или недополучением прибыли от реализации товаров, находящихся на начальных стадиях жизненного цикла, а также в ассортименте зрелых и стареющих товаров в долгосрочном периоде времени и таким образом гарантировать предприятию относительно устойчивые объемы продаж и стабильное положение на рынке.
Информация о работе Ассортиментная политика предприятия» (на примере ОАОТ «Центр»)